Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 20:04, курсовая работа
В связи с этим в курсовой работе поставлена цель: исследование молодёжной сексуальности, в подростковом возрасте.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
Раскрыть содержание основных понятий: молодёжь, подростковый возраст и секс.
Проанализировать процесс формирования подростковой сексуальности, её проявления в этом возрасте.
Выявить и систематизировать причины ранних сексуальных отношений.
Сформулировать возможные принципы полового воспитания молодёжи.
Разговор
о сексуальности всегда следует
ассоциировать с понятиями
Глава 3.
Причины ранних сексуальных отношений.
Причинами такого социального явления стали не только социальные движения, но и перестройка морального сознания всего развитого общества. Можно выделить социальные, физиологические, психические и педагогические причины.
Социальные причины. Во-первых, это так называемая «сексуальная революция». Самая главная черта этой революции - ослабление женственности[11]. Из-за того, что женщина выполняет тяжелую физическую работу, многие мужчины относятся к женщинам как к равным себе. Омужчинивание женщин, маскулинизация, когда они перенимают мужские черты и поведение, и, наоборот, феминизация мужчин - новая черта психологии современного человека, и в последние десятилетия она стала особенно заметней. Особенно резко и ярко это проявилось в движении феминисток, сторонниц так называемого женского равноправия. В их поведении наряду с мужскими достоинствами - решительностью, твердостью, бесстрашием - появляются и чисто мужские пороки: склонность к пьянству, сквернословию, распущенность в манерах и поступках, курение, безответственное отношение к потомству. Даже во внешности женщины словно бы отрекались от всего женского: стягивали, прятали, уродуя, грудь, затягивали фигуру так, чтобы не бросались в глаза бедра. Они берут пример во всем - в одежде, обуви, повадках. А последствия - сокращение рождаемости, падение общественных нравов, отрицательное влияние на государственные устои. И причиной «сексуальной революции» является путаница понятий «тождество» и «равенство». Да, все у нас равны. Но не тождественны. И половые отношения должны строиться не на требовании одинакового поведения, а на уважении именно непохожести природы женской и мужской. Непонимание молодежи истинного равноправия и сведение его до худших образцов мужского поведения - одна из причин появления ранних сексуальных отношений среди подростков. Сигарета в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубоватая манера держаться, намеренно мужские обороты речи - утверждение такого «равенства» сказывается не только во внешней манере держаться, одеваться, стремление девушек к мужественности ведет к потере женской целомудренности и ответственность за отношения.
Во-вторых, важной причиной появления сексуальных отношений является внесение в личную жизнь духа коммерции. Современная реклама создала определенный образ женщины – «машины для наслаждений». Эротизированный образ женщины и женский силуэт, приспособления для эротических целей стали стандартом постеров, объявлений, реклам, кинопродюсеров. Он преследует людей и, разумеется, подростков, прежде всего повсюду. Этому также способствует широкое распространение нелегальной порнографии в печатном, видео и цифровом (в Internet) вариантах, главная задача которой заставить человека испытать удовлетворение от полового акта, а также неверно понятые, некритически воспринятые поступки героев множества фильмов и любовных историй, романов. Распространение литературы и кинофильмов, не только снявших таинственные покровы с интимных отношений мужчины и женщины, но и смакующих подробности, пропагандирующих «технологию секса», привело к тому, что «просветившаяся» молодежь стала обнаруживать склонность к всякого рода извращениям, резко возросло число психических заболеваний на этой почве, не говоря уже о бурном росте числа венерических заболеваний.
В-третьих,
этому способствует также урбанизация.
Урбанизация содействует
Физиологические причины. Ускорение полового созревания подростков: оно стало происходить рано как у девушек, так и у юношей[11]. Например, за 40 лет у 14-летних девочек города Вильнюса рост увеличился на 9,66 см, вес - на 7, 98 кг, окружность груди - на 8,2 см. Во всех странах в настоящее время отмечается более ранее созревание у девочек. Первая менструация у большинства современных девушек бывает в 12 - 14 лет. При этом замечено, что у худощавых девушек она бывает позже, чем у девушек плотного сложения. Рост большинства современных девушек заканчивается не к 20 - 23 годам, как это имело место раньше, а к 16 - 17, и выглядят они выше и взрослее, чем выглядели их матери в таком же возрасте. Большинство современных подростков 15 - 16 лет соответствуют по физическому и половому развитию 18 - 19-летним 20-30-х годов прошлого века. То же самое происходит в отношении и юношей: увеличение роста и веса, раннее появление вторичных половых признаков, ранняя поллюция. Однако акселерация дала и другой побочный эффект - неравномерность в физическом развитии старшеклассников. Примерно четвертая часть старшеклассников резко опережают в физическом развитии своих сверстников, и примерно пятая часть отстает на 1-2 года. В классе почти всегда по внешнему виду можно выделить рано созревающих девочек-акселераток, которые, как правило, бывают приземистыми и полными. Они превосходят в росте своих поздно созревших ровесниц - ретарданток, пока последние не пройдут период скачка в росте и не станут выше и стройнее. Максимум различий в росте и весе между рано и поздно созревающими девочками приходится на 12 - 14 лет. Кроме того, девочки, развиваясь быстрее мальчиков, обгоняют последних на 1,5 - 2 года. Поэтому часть сегодняшних десятиклассниц, и тем более одиннадцатиклассниц, можно смело назвать молодыми женщинами. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как уровень физического развития девочек, так и юношей, накладывает серьезный отпечаток на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни школьников. Поэтому учителю приходиться иметь дело с классом, в котором фактически несколько возрастных групп, отличающихся друг от друга.
Психические причины. Несомненно, большую психологическую роль в образовании ранних сексуальных отношений играет так называемая подростковая гиперсексуальность - момент, когда половое влечение наиболее сильно выражено не только резким увеличением производства гормонов в организме, но и продолжительным интересом к противоположному полу[11]. В данном случае, когда влюбленность у обоих воспринимается за любовь, юноши (а иногда девушки) требуют от своей возлюбленной «доказательств» любви, принуждая их к физической близости. Хотя девушки и пытаются удержать, отговорить своих дружков переходить грань близости, они и сами сдаются, подверженные любопытству, вступая в половой контакт. Именно бесконтрольное развитие острой гиперсексуальности очень часто является причиной физической близости, причем инициатива, не всегда идет от юношей, девушки тоже проявляют любопытство.
Педагогические
причины. Наверное, основной причиной
является непродуманное в деталях половое
воспитание юношей и девушек. Да и, собственно
говоря, его у нас в стране нет. Были отдельные
попытки ввести в школах предмет о половом
воспитании, но каждый раз программы этой
дисциплины не были удовлетворительны
для чиновников из высших инстанций (то
слишком смело, то очень слабо). К тому
же сами родители не пытаются объяснить
ребенку, что с ним происходит, откуда
берутся дети, почему это можно делать,
а то нельзя, и так далее. Известно, как
настороженно относятся взрослые к дружбе
между юношами и девушками. Родители иной
раз впадают в панику от одних разговоров
подростков про любовь[11]. По всей
вероятности, эти страхи порождены опасением
не того, что подлинная, настоящая любовь
осенит их ребенка, а того, что эротическое
беспокойство он примет за высокое чувство.
Боятся они и сексуального опыта, что этим
их дочь или сын обеднит свою судьбу. А
поскольку и старшие, и младшие пользуются
одним словом «любовь» и когда прославляют
ее, и когда пугают ею себя и других, то
и получается, что взрослые - вечные враги
любви последующего поколения, хотя сами
считают ее самым большим счастьем в жизни.
В последнее время растет число подростков,
еще со школьной скамьи узнавших вкус
удовлетворения от проведения сексуального
акта. Чаще всего к этому толкало бездумное
любопытство. А то его и не было. «За компанию»,
«чтобы не выглядеть трусом», «не хотелось
обижать отказом» - каких только объяснений
не слышат те, кому приходится сталкиваться
с последствиями: юристам, врачам, педагогам.
И конечно - отчаявшимся родителям. Многие
из них твердят: «Мы же предупреждали -
остерегайся!» А чего и почему остерегаться,
большинство пап и мам откровенно сказать
боятся или не умеют. Намеки же и бессодержательные
угрозы порой лишь провоцируют зло. Наслушавшись
советов об осторожности в отношениях
со сверстниками, дотоле чистые в помыслах
юноши и девушки начинают искать и, естественно,
находят в своих чувствах тот тайный зов
крови, который только и ждет, чтобы его
обнаружили. Тут он и вырвется на волю,
и пойдет полыхать в сердце, сжигая на
своем костре благоразумие и выдержку,
а юноша и девушка тайком от взрослых уединяются,
чтобы разобраться в своих ощущениях...
Глава
4. Основные принципы полового воспитания.
В нашей стране нет соответствующего полового воспитания. До сих пор ведутся споры вообще о его необходимости; противники аргументируют тем, что это аморально, неэстетично и каждый человек должен сам решать этот вопрос, те, которые за введение полового воспитания, предлагают лишь просвещение в биологическом, физическом и моральном аспектах интимных отношений. Предложенные программы лишь кратко освещали основные проблемы и вели сильную моральную обработку личности, лишая ребенка самого подумать над этими вопросами. Кроме того, не было соответствующих учителей по этому предмету, которые могли бы без смущения и других проявлений стыдливости осветить материал, которых действительно готовили к преподаванию этого предмета.
В данной работе, не умаляются важности семейного полового воспитанию, но также подчеркивается, то что и оно не совершенно в наше время, так как родители боятся или не хотят по какой-то причине этим заниматься, а подростки, соответственно, не получают знаний в этой области и вынуждены искать ответы на вопросы сами. Кроме того, очень часто родители думают, что неосведомленность ребенка в вопросах пола помогает ему сохранить чистоту взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать ребёнка, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, то есть проводят «бесполое» воспитание.
Различные авторы предлагают свои концепции полового воспитания, я постарался их обобщить и вычленить представленные ниже общие, для большинства концепций, основные принципы.
Во-первых,
необходимо снятие словесных запретов.
Подросток не должен нести наказание за
употребление слов, относящихся к сфере
половых отношений. Не за мат и другие
ругательства, а именно за сексуальную
лексику, так как многие учителя относят
к мату такие термины как «влагалище»,
«член», «оргазм» и другие подобные слова[11].
Это не мат, это обычные слова, употребляемые
сексологами, урологами и гинекологами.
Подросток не нахватается раньше времени
этих слов, если не будет чувствовать,
что это «запретные» или «нецензурные»
выражения, за которые его могут отругать
и которые несут отрицательное значение.
Во-вторых,
открытость и искренность при разговоре
на эту тему. Нельзя отмалчиваться, переводить
разговор на другие темы, краснеть, смущаться,
опять-таки выражать неодобрение - для
подростков это верный признак «запретной»
темы, и, не получив нужной информации,
они сами пытаются найти ответы у своих
«опытных» друзей-товарищей, которые в
большинстве случаев и создают неправильный
образ взаимоотношений полов прежде всего
своей неграмотностью. В итоге получается
«трудный», «испорченный» подросток, с
которым всем вокруг много хлопот. Это
не говорит о том, что специалисты призывают
вываливать сразу всю информацию на подростка
это необходимо делать постепенно, соответственно
возрасту.
В-третьих,
необходимы качество и подробность объяснения.
Если подросток почувствует, что что-то
недосказано или объяснено непонятно,
то это, скорее всего, подвигнет его на
самостоятельный поиск более подробных
ответов, опять-таки могущих привести
к печальным результатам. Необходимо дать
понять и объяснить подростку, что он не
сможет понять более подробную информацию
(если это действительно так), потому что
у него нет начальных знаний в какой-либо
области (например, химия, биология, обществоведение).
В-четвертых,
необходимо многоаспектное, многоплановое
половое образование. Это означает, что
не надо давать знания только в какой-то
одной, конкретной области (физиология,
социология, психология, анатомия), а информация
из одной области должна пересекаться
с другой или логически вытекать из нее[11].
Например, можно сказать, что ускоренное
физиологическое созревание подростков
форсировало начало гиперсексуальности,
а, значит, могут быть проблемы в отношениях
между мальчиками и девушками. И дальше
о них рассказать… Или рассказать о половых
преступлениях, причинах их возникновения
и возможных наказаний за них. Подросток,
зная о проблемах и последствия каждого
своего необдуманного шага, не рискнет
сделать что-либо правонарушительное
и сможет себя контролировать. Необходимо
и чувственное образование, подросток
должен знать, что любовь - это не только
половые отношения, это и чувства одного
человека к другому, чувства, являющиеся
базисом, основанием семьи, а ребенок их
должен расти в пространстве любви и нежности,
а не быть свидетелем семейных склок и
скандалов.
В-пятых,
ненавязчивое обучение основным навыкам,
которые имеют целью дать ребенку понятие
о правильных половых отношения. Здесь
имеется в виду личная гигиена, сексуальная
безопасность, советы по уходу за собой
- словом, все то, что не может подтолкнуть
подростка к неправильным выводам и неправильному
отношению к противоположному полу, но
научить делать себя лучше физически и
духовно, то есть самосовершенствованию.
В-шестых,
нормальная загруженность подростка заботой,
работой и учебой. У подростка должно
быть время для самостоятельного осмысления
полученной за день информации, особенно
касаемо отношений между полами, иначе
либо подросток так и не придет к нужным
выводам, либо они будут незаконченными
или неправильными. А это приведет к нежелательным
последствиям.
В-седьмых,
психоэмоционально акцентирование в процессе
полового воспитания. Под этим понимается
доминирование психических и эмоциональных
аспектов при половом воспитании, то есть
акцентирование внимания подростка не
на социальных, моральных, эстетических
и физических аспектах, а именно на отношениях
полов на психическом и эмоциональном
уровне[11]. В это понятие включается
показ процесса и особенностей психического
развития мужского и женского полов, а
также профилактика проблем, которые могут
возникнуть при половых (здесь подразумевается
не обязательно интимные отношения) отношениях
подростка.
Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи