Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование и систематизация консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями;
- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;
- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями………………………………….5
Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………15
Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая псих. работа с лицами, вовлеченными в культы.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

  1. Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями………………………………….5
  2. Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………15
  3. Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………20

Заключение……………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………….25

 

 

 

Введение

 

Используя обстановку глубокого  экономического, идеологического и духовного кризиса 90-х годов, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации,  которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты.

У членов культов изменяются ценностные ориентиры и установки, которые были воспитаны с детства, приобретены в процессе обучения и межличностного общения, т.е. меняются свойства личности, связанные с социально-психологической  адаптацией к социуму.

Негативное изменение  личности и изоляция от окружающего  мира вовлеченных в   культы людей часто приводят к разрыву семейных отношений, что приносит многочисленные страдания их семьям и родственникам.

В настоящей работе рассматривается  проблема психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивные культы (тоталитарные секты). Актуальность проблемы состоит в том, что с помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов культы (секты) умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.

Целью настоящей курсовой работы является исследование и систематизация консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

В связи с указанной  целью были поставлены следующие  задачи:

- изучить социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями;

- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;

- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории, социологии, социальной психологии, религиоведения, права.

 

1. Социально-психологические предпосылки  увлечения современными деструктивными течениями

 

Среди ученых, исследующих  социально-психологические аспекты  религиозного сектантства и деструктивных  культов, нет единого мнения по поводу того, кто и почему попадает в эти организации. Одни считают, что к культам присоединяются только неполноценные, ущербные люди, страдающие психическими заболеваниями, другие же полагают, что в культе может оказаться любой, но в определенный период своей жизнедеятельности.

Психолог А.А. Скородумов в своей работе, посвященной дезадаптации личности в результате пребывания человека в деструктивном культе, приводит наиболее полный перечень мнений различных специалистов по поводу того, что является основной причиной присоединения людей к культовым группам. Приведем наиболее важные из них.

1. Иррациональные формы  религиозного опыта, включающие  транс, экстаз, мистические переживания,  привлекают истериков. Культы, исповедующие  переживания жертвенности, гипертрофии мотива страдания - депрессантов. Идеи ненависти к врагам веры влекут к себе параноиков. Они же становятся ярыми фанатиками. В целом же религиозные культы с их идеями исключительности и привилегированности, влекут к себе лиц с нарцисстическим поведением.

2. Стремление к мистическим  переживаниям и вера в паронормальное  объясняется потребностью к самоактуализации.

3. Предполагается, что  фактор религиозности является  буферным влиянием на стресс.

4. Установлено, что  участие в боевых действиях и пребывание в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни приводят к усилению религиозности. Такие люди чаще других присоединяются к различным религиозным течениям.

5. Была выявлена положительная  связь импульсивности со склонностью  к внешней религиозности и негативная связь между религиозностью и экстраверсией.

6. В культ может  попасть каждый человек, особенно  во время обычных переходных  периодов, включая: первый год  вне семьи, вне семейного дома; смену работы или ее потерю; год до или после окончания учебного заведения; внезапную болезнь, смерть близкого или несчастный случай; отпуск или каникулы; смену образа жизни.

7. На уязвимость личности  в отношении попадания в культы  влияют определенные факторы.  К ним относятся: этап развития, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность.

На этапах развития многие подростки относительно свободны от серьезной ответственности и  обязательств, подобных наличию семьи  или работы с полным рабочим днем. Их недостаток опыта часто сопровождается наивностью и идеализмом, оставляя их открытыми для напыщенных обещаний и упрощенных ответов, предлагаемых культами.

К ситуационным факторам относят развод, безработицу, переезд, отъезд для обучения в другой город  или страну, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни.

Факторы личной биографии. Отмечается, что дети из семей с  высоким уровнем дохода более  уязвимы для вербовщиков, чем  менее инфантильнее - выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу  выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. Но одновременно по принципу маятника погружение на самое дно жизни может подтолкнуть человека к поискам чистоты, смысла и добра [15, с.36]. Религиозное воспитание может повлиять на тип культа, но не будет являться непреодолимым препятствием против культовой вербовки. Степень близости, частота и качество общения, демократичность или авторитаризм членов семьи может либо уменьшать, либо усиливать уязвимость человека в отношении влияния культов. Однако члены культов происходят как из прочных "счастливых" семей, так и из неблагополучных.

Среди факторов психологической  предрасположенности указываются: психические расстройства, застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, наивный идеализм, разочарование в культуре, восприимчивость или тяготение к состояниям типа транса, неразборчивое стремление к духовному смыслу.

Также подчеркивается, что  не имеет значения, насколько человек  может быть здоров, хорошо образован  или счастлив, т.к. каждый может испытывать в какой-то степени разочарование, настроение неустойчивости, эмоционального утомления, отчаяния, идеализма и наивности. Отсюда вытекает вывод, что нет гарантированного иммунитета от деструктивных культов.

8. Культы ищут новичков  среди людей, которые ощущают одиночество, страх перед настоящим и будущим или находятся в особо тяжелых обстоятельствах. Притягательная сила культов объясняется тем, что они предлагают упрощенную перспективу на будущее; они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины; возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями; подчинение лидеру, играющему роль "старшего брата"; лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями.

9. Религия может являться  средством ухода от окружающего  мира, бегства в мир иллюзорный, фантастический, способом проявления  своего Я.

10. Некоторые специалисты утверждают, что одним из самых распространенных факторов способствующих присоединению людей к культовым группам являются какие-либо серьезные неудачи в семейной жизни. В отчаянии люди бегут от боли, которую им причинил внешний мир, тянутся к поддержке группы, делающей их детьми, к структуре семьи, создающей веру.

11. В культы уходят  не из каждой семьи, а из  той, где отсутствует эмоциональное  тепло, но присутствует жесткий  авторитарный стиль воспитания. Вместе с тем, отмечается, что  для адептов культов характерно наличие различных комплексов и личных проблем. В целом же притягательная сила культов заключается в дефиците общественного внимания к человеку, особенно когда он попадает в критические ситуации, переживает духовный кризис. В таких случаях он ищет покровителя и единомышленника в лице культовой организации или ее лидера.

12. К причинам увлечения  сектантством относят стремление  к самосовершенствованию, осознанию  реальной ценности своего "Я", избавлению от физических недугов  и душевного дискомфорта, а также поиск истины.

Также добавим сюда мнение Д.Г. Трунова, который считает, что  люди приходят в секты, прежде всего  для того, чтобы удовлетворить  свои человеческие потребности. Он намеренно  не встает на точку зрения (хотя и  не отрицает ее), предполагающую, что в сектах имеются специальные средства "кодирования", которые изменяют людей настолько, что они становятся психологически зависимыми. Трунов считает, что в сектах и без "программирующих средств" имеется достаточное количество благоприятных факторов, которые могут сделать некоторых людей в буквальном смысле счастливыми и потому нуждающимися в этих организациях [17, с.55].

Как мы видим, среди психологов нет единого мнения, относительно того, что является причиной присоединения  людей к культам различного толка. Ведущие специалисты в данной области утверждают: "не смотря на то, что жизненные обстоятельства и психологические черты могут делать людей наиболее уязвимыми для вербовщиков, любой человек, не осведомленный о тактиках контроля сознания, может стать мишенью деструктивного культа" [20, с.47]. Хотя большинство людей чувствуют себя невосприимчивыми к тому, чтобы быть втянутыми в какую бы то ни было группу, даже со слабенькой видимостью культа, опять же большинство из них может глубоко вдохновляться общественным делом или людьми, которые кажутся разделяющими наше чувство ценностей [9, с.12]. Все приведенные выше мотивы и факторы, способствующие присоединению людей к культовым группам, в различной степени и сочетании могут иметь место. Принятие культового образа жизни и идеологии может происходить по разным причинам, существует множество факторов влияющих на принятие такого решения, и не справедливо утверждать, что культы привлекают к себе людей ограниченных, маргиналов, нездоровых психически или физически. Однако следует заметить, что в последнее время все больше авторитетных специалистов, занимающихся проблемами деструктивных культов, сходятся во мнении, что человек не сам вступает в такие организации, а затягивается в них против собственной воли, при помощи различных психологических уловок, которые будут рассмотрены в следующих главах.

Обобщая и дополняя вышеизложенное, подчеркнем, что, во-первых, среди адептов  сект могут быть психически здоровые, акцентуированные и психопатические  личности, чей уровень образования может быть как неполным средним, так и высшим; во-вторых, к факторам, повышающим уязвимость личности перед сектантством, относятся психологическая предрасположенность (психические расстройства, неразборчивое стремление к духовному смыслу, доверчивость, наивный идеализм, утрата прежних ценностных ориентаций и т.д.), социальная ситуация (внезапная болезнь, смерть близкого, несчастный случай, развод, потеря работы и т.д.) и социальная среда (в первую очередь семья, которая может быть как религиозной, так и безрелигиозной, счастливой и неблагополучной, с демократичным или авторитарным стилем общения).

Наиболее уязвимыми  для влияния культовых вербовщиков  являются люди, находящиеся в конфликтных  ситуациях с ближайшим социальным окружением, одинокие, испытавшие сильное психическое потрясение, потерявшие уверенность в собственных силах, испытывающие внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью, системой ценностных ориентаций и установок, т.е. люди в состоянии дезадаптации [16, с.80].

Возвращаясь к вопросу о возрастных характеристиках людей составляющих "группы риска" добавим, что в этом отношении особенно значимы стадии подростковая и поздней зрелости (после 60 лет). Опасность подросткового периода связана с возрастной неопытностью, недостаточной ответственностью, тяготением к простым ответам не сложные вопросы. Кроме того, психология подростка во многом носит культовый, групповой характер [15].

Нельзя обойти стороной и тот факт, что за 70 с лишним лет атеистического режима в душах  людей образовался "духовный вакуум", стремительно заполняющийся в настоящий момент различными неорелигиозными, мистическими и оккультными движениями. Состояние духовной пустоты является одной из наиболее распространенных причин присоединения к культам среди граждан проживающих на территории бывшего СССР.

На основании исследований, посвященных влиянию на психику  и поведение человека, средств  массовой информации в частности  телевидения и кино, можно сделать  вывод, что сознание человека, регулярно  просматривающего телевизионные программы, наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях. У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в поисках развлечений, фильмы и телевизионные и радиопередачи с серьезным смысловым содержанием вызывают у них скуку. Предпочтение отдается фильмам, радио- и телеканалам в которых больше спецэффектов, музыки, развлекательных и юмористических программ, и поменьше скучной болтовни. Даже люди в солидном возрасте уже сформировавшиеся как личности отмечают, что разучились смотреть серьезные фильмы, разучились напрягать свой ум для анализа сюжета картины [7,  c.12 – 13].

Информация о работе Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями