Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование и систематизация консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями;
- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;
- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
Введение………………………………………………………………….3
Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями………………………………….5
Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………15
Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….25
Введение
Используя обстановку глубокого экономического, идеологического и духовного кризиса 90-х годов, а также возросший интерес населения к религии, в Россию внедрились многие нетрадиционные религиозные организации, которые пользуются в мире скандальной известностью и известны как деструктивные культы или тоталитарные секты.
У членов культов изменяются
ценностные ориентиры и установки,
которые были воспитаны с детства,
приобретены в процессе обучения
и межличностного общения, т.е. меняются
свойства личности, связанные с социально-
Негативное изменение личности и изоляция от окружающего мира вовлеченных в культы людей часто приводят к разрыву семейных отношений, что приносит многочисленные страдания их семьям и родственникам.
В настоящей работе рассматривается проблема психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивные культы (тоталитарные секты). Актуальность проблемы состоит в том, что с помощью хорошо отработанных приемов психологического воздействия для вербовки новых членов культы (секты) умело вовлекают в свои ряды тысячи наших обманутых граждан, в основном молодого возраста 15-35 лет, вырывая их из жизни семьи и общества.
Целью настоящей курсовой работы является исследование
и систематизация консультировани
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-
- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;
- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории, социологии, социальной психологии, религиоведения, права.
1. Социально-психологические
Среди ученых, исследующих
социально-психологические
Психолог А.А. Скородумов в своей работе, посвященной дезадаптации личности в результате пребывания человека в деструктивном культе, приводит наиболее полный перечень мнений различных специалистов по поводу того, что является основной причиной присоединения людей к культовым группам. Приведем наиболее важные из них.
1. Иррациональные формы
религиозного опыта,
2. Стремление к мистическим
переживаниям и вера в
3. Предполагается, что фактор религиозности является буферным влиянием на стресс.
4. Установлено, что участие в боевых действиях и пребывание в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни приводят к усилению религиозности. Такие люди чаще других присоединяются к различным религиозным течениям.
5. Была выявлена положительная
связь импульсивности со
6. В культ может
попасть каждый человек,
7. На уязвимость личности
в отношении попадания в
На этапах развития многие подростки относительно свободны от серьезной ответственности и обязательств, подобных наличию семьи или работы с полным рабочим днем. Их недостаток опыта часто сопровождается наивностью и идеализмом, оставляя их открытыми для напыщенных обещаний и упрощенных ответов, предлагаемых культами.
К ситуационным факторам относят развод, безработицу, переезд, отъезд для обучения в другой город или страну, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни.
Факторы личной биографии. Отмечается, что дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем менее инфантильнее - выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции. Но одновременно по принципу маятника погружение на самое дно жизни может подтолкнуть человека к поискам чистоты, смысла и добра [15, с.36]. Религиозное воспитание может повлиять на тип культа, но не будет являться непреодолимым препятствием против культовой вербовки. Степень близости, частота и качество общения, демократичность или авторитаризм членов семьи может либо уменьшать, либо усиливать уязвимость человека в отношении влияния культов. Однако члены культов происходят как из прочных "счастливых" семей, так и из неблагополучных.
Среди факторов психологической
предрасположенности
Также подчеркивается, что не имеет значения, насколько человек может быть здоров, хорошо образован или счастлив, т.к. каждый может испытывать в какой-то степени разочарование, настроение неустойчивости, эмоционального утомления, отчаяния, идеализма и наивности. Отсюда вытекает вывод, что нет гарантированного иммунитета от деструктивных культов.
8. Культы ищут новичков среди людей, которые ощущают одиночество, страх перед настоящим и будущим или находятся в особо тяжелых обстоятельствах. Притягательная сила культов объясняется тем, что они предлагают упрощенную перспективу на будущее; они позволяют стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины; возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями; подчинение лидеру, играющему роль "старшего брата"; лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями.
9. Религия может являться
средством ухода от
10. Некоторые специалисты утверждают, что одним из самых распространенных факторов способствующих присоединению людей к культовым группам являются какие-либо серьезные неудачи в семейной жизни. В отчаянии люди бегут от боли, которую им причинил внешний мир, тянутся к поддержке группы, делающей их детьми, к структуре семьи, создающей веру.
11. В культы уходят
не из каждой семьи, а из
той, где отсутствует
12. К причинам увлечения
сектантством относят
Также добавим сюда мнение Д.Г. Трунова, который считает, что люди приходят в секты, прежде всего для того, чтобы удовлетворить свои человеческие потребности. Он намеренно не встает на точку зрения (хотя и не отрицает ее), предполагающую, что в сектах имеются специальные средства "кодирования", которые изменяют людей настолько, что они становятся психологически зависимыми. Трунов считает, что в сектах и без "программирующих средств" имеется достаточное количество благоприятных факторов, которые могут сделать некоторых людей в буквальном смысле счастливыми и потому нуждающимися в этих организациях [17, с.55].
Как мы видим, среди психологов нет единого мнения, относительно того, что является причиной присоединения людей к культам различного толка. Ведущие специалисты в данной области утверждают: "не смотря на то, что жизненные обстоятельства и психологические черты могут делать людей наиболее уязвимыми для вербовщиков, любой человек, не осведомленный о тактиках контроля сознания, может стать мишенью деструктивного культа" [20, с.47]. Хотя большинство людей чувствуют себя невосприимчивыми к тому, чтобы быть втянутыми в какую бы то ни было группу, даже со слабенькой видимостью культа, опять же большинство из них может глубоко вдохновляться общественным делом или людьми, которые кажутся разделяющими наше чувство ценностей [9, с.12]. Все приведенные выше мотивы и факторы, способствующие присоединению людей к культовым группам, в различной степени и сочетании могут иметь место. Принятие культового образа жизни и идеологии может происходить по разным причинам, существует множество факторов влияющих на принятие такого решения, и не справедливо утверждать, что культы привлекают к себе людей ограниченных, маргиналов, нездоровых психически или физически. Однако следует заметить, что в последнее время все больше авторитетных специалистов, занимающихся проблемами деструктивных культов, сходятся во мнении, что человек не сам вступает в такие организации, а затягивается в них против собственной воли, при помощи различных психологических уловок, которые будут рассмотрены в следующих главах.
Обобщая и дополняя вышеизложенное, подчеркнем, что, во-первых, среди адептов сект могут быть психически здоровые, акцентуированные и психопатические личности, чей уровень образования может быть как неполным средним, так и высшим; во-вторых, к факторам, повышающим уязвимость личности перед сектантством, относятся психологическая предрасположенность (психические расстройства, неразборчивое стремление к духовному смыслу, доверчивость, наивный идеализм, утрата прежних ценностных ориентаций и т.д.), социальная ситуация (внезапная болезнь, смерть близкого, несчастный случай, развод, потеря работы и т.д.) и социальная среда (в первую очередь семья, которая может быть как религиозной, так и безрелигиозной, счастливой и неблагополучной, с демократичным или авторитарным стилем общения).
Наиболее уязвимыми
для влияния культовых
Возвращаясь к вопросу о возрастных характеристиках людей составляющих "группы риска" добавим, что в этом отношении особенно значимы стадии подростковая и поздней зрелости (после 60 лет). Опасность подросткового периода связана с возрастной неопытностью, недостаточной ответственностью, тяготением к простым ответам не сложные вопросы. Кроме того, психология подростка во многом носит культовый, групповой характер [15].
Нельзя обойти стороной и тот факт, что за 70 с лишним лет атеистического режима в душах людей образовался "духовный вакуум", стремительно заполняющийся в настоящий момент различными неорелигиозными, мистическими и оккультными движениями. Состояние духовной пустоты является одной из наиболее распространенных причин присоединения к культам среди граждан проживающих на территории бывшего СССР.
На основании исследований, посвященных влиянию на психику и поведение человека, средств массовой информации в частности телевидения и кино, можно сделать вывод, что сознание человека, регулярно просматривающего телевизионные программы, наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях. У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в поисках развлечений, фильмы и телевизионные и радиопередачи с серьезным смысловым содержанием вызывают у них скуку. Предпочтение отдается фильмам, радио- и телеканалам в которых больше спецэффектов, музыки, развлекательных и юмористических программ, и поменьше скучной болтовни. Даже люди в солидном возрасте уже сформировавшиеся как личности отмечают, что разучились смотреть серьезные фильмы, разучились напрягать свой ум для анализа сюжета картины [7, c.12 – 13].