Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование и систематизация консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями;
- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;
- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями………………………………….5
Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………15
Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая псих. работа с лицами, вовлеченными в культы.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Прежде всего, с членом секты нужно выстроить дружеские  и доверительные отношения. Для  этого порой достаточно воспользоваться невербальным языком общения, например, просто копировать язык его тела. Нельзя говорить угрожающим тоном, все вопросы надо задавать спокойно и доброжелательно. Не стоит выносить категоричных суждений и оценок. Здесь очень помогут методики нейролингвистического программирования [1, c.207]

Общение должно быть «целевым», как в бизнесе. Обычно члены семьи  и друзья общаются эмоционально и  выкладывают друг другу все «как на духу». Ведь в нормальных условиях близкие люди во время общения не ставят перед собой задачу оказывать влияние. А вот целевое общение позволяет оказывать влияние на людей в желаемом направлении. Цель психологического консультирования в данном случае состоит в том, чтобы вывести человека из секты. Для этого нужно не только составить конкретный план действий, но и выяснить, кто этот человек, на которого нужно оказывать влияние. Необходимо понять его «изнутри».

Подобно актеру, консультант-психолог должен «войти в роль» и «перевоплотиться»  в человека, которого он консультирует, или хотя бы представить себя в его образе. Он должен изучить карту реальности клиента и вживаться в эту «реальность», периодически «включаясь» и «отключаясь». Чем доверительнее отношения, тем быстрее специалисту удается смоделировать личность члена секты и «вжиться» в этот образ. Став «им», консультант может разобраться, что нужно сказать и сделать, чтобы помочь человеку вновь обрести контроль над собственной жизнью. Но для этого консультант должен располагать определенной информацией об этом человеке, а такой информацией его могут снабдить только друзья или родственники члена секты.

Консультант должен знать: 1) о личности этого человека до вступления в секту, 2) каков типичный член данной секты, 3) какова личность этого человека в секте [2, c.261].

Итак, он должен знать, каким этот человек представлял себя и мир, какие видел в себе недостатки и достоинства, какими ему казались его взаимоотношения с окружающими до вступления в секту и сейчас. Кроме того, необходимо знать систему представлений типичного члена секты. Сравнение трех этих «образов» позволит судить о том, как и в каком направлении трансформировалось мировоззрение члена секты. О прошлой, реальной, личности нынешнего члена секты лучше всего расскажут его фразы, которые смогут вспомнить и пересказать его друзья и очень близкие люди. «Истинная» личность члена секты может рассказать, какими «ключами», где и в каком порядке нужно пользоваться.

Далее нужно попытаться растормошить члена секты и побудить его вспомнить, кем он был до вступления в секту [6, c.308]. 

В этот момент следует  сместить его начальную точку  отсчета и вернуть в систему  координат, которая определяла его  прежние представления о реальности. Зафиксировав его в этой системе  отсчета, где не было ни «личности  сектанта», ни психологического контроля, можно добиться того, что человек начнет вспоминать, о чем он думал и что ощущал на каждом из этапов процесса вербовки. Он сможет вспомнить о возникавших у него в тот момент сомнениях и вопросах, которые он подавлял, находясь в секте. Внимательное наблюдение за членом секты, который попал в досектантскую систему отсчета, позволит консультанту понять, в каких словах, чувствах или аргументах нуждается этот человек, чтобы выйти из секты. Одному достаточно показать, как лидер его секты превратно и корыстно трактует Библию, а другому нужно продемонстрировать конкретные нестыковки и противоречия в доктрине.

Далее нужно помочь члену  секту выйти из плоскости черно-белой  реальности «добра и зла», чтобы  он смог увидеть цветную объемную и многогранную реальность. Он должен вспомнить, что мир неоднозначен и текуч. Если тебе не нравится мир, измени его, а если не можешь изменить, то измени свое отношение к миру.

Нужно помочь члену секты  представить счастливое будущее  вне секты. Для этого нужно  избавить его от всех навязанных ему в секте фобий. Вспомним, что его тщательно обрабатывали, внушая страх перед внешним миром.

Фобическая индоктринация  обычно осуществляется на подсознательном  уровне [10, c.350]. «Сектантская» личность никогда не помышляет о выходе из секты: она счастлива, полна энтузиазма и невероятно послушна руководству. Но если попросить члена секты представить будущее, в котором он действительно почувствовал бы себя счастливым, «войти» в него и прочувствовать это состояние, его фобии начинают рассеиваться. Техники визуализации служат эффективным средством для избавления от фобических реакций. Так человек выходит их туннеля секты в свободный мир без границ. Его нужно подтолкнуть к тому, чтобы он эмоционально ощутил свою принадлежность к этому миру [8, c.93].

Приведем пример. Один студент Евгений С. в сентябре 2012 года заявил, что после окончания Липецкого Государственного Технического Университета он решил уйти в секту. «Работа», которую с ним провели его родители, привела к тому, что он решил уйти в секту немедленно и прекратить с близкими общение. Один из родственников (двоюродный дядя Евгения С. Семен Михайлович Т.) прошел курс обучения психологически грамотному общению с практикующим психологом Федоровым А.Б. Семен Михайлович Т. помог родителям выйти из этой сложнейшей ситуации. За две недели, разрешив сыну уехать и приняв активное участие в подготовке к отъезду, им удалось добиться того, что он отложил отъезд до окончания учебы и пообещал, что сохранит связь с семьей. Все-таки после окончания института он уехал, но связь с родителями поддерживал. Через полгода у него появились трудности, и он рассказал о них родителям. Они, знающие принципы общения, не торопятся заявить сакраментальное: «А что мы тебе говорили!», а советуют еще раз подумать, не торопиться делать скоропалительные выводы, простить своих обидчиков, и т. д. Трудно предположить, что будет в итоге, но на сегодняшний день хотя бы нет особых разногласий между сыном и родителями. Полагаем, что если родителям удастся правильно использовать главный принцип общения и не форсировать события, то им удастся добиться желаемого результата.

 

Заключение

 

Деструктивные секты  наиболее опасны и направлены на выполнение определенных действий, миссий, посредством  подчинения воли. Известны многочисленные секты, где сознание человека кодируется через внушение. Происходит полное стирание личности и подчинение лидеру секты. Вред деструктивных сект не только в том, что люди совершают определенные запрограммированные действия, но известны случаи тотального исхода. Замечено, что чаще всего в секты попадают зависимые и не имеющие веры люди.

Особенно подвержены подростки с неокрепшей психикой и взрослые, находящиеся в состоянии  кризиса. Достаточно легко обратить в свою веру человека, который утратил  силы и не способен самостоятельно взять ресурсы жизни. Он примыкает к сообществу с целью поддержки и не замечает, как становится "братом" или "сестрой" целой группировки. Настолько человек слаб, что становиться почти не виден реальный контекст. 

Обычно на первых порах человеку хорошо, он получает поддержку членов группы, однако со временем ему навязывают "мотивацию", которая не совсем в созвучии с душой и тогда наступает резонанс или внутриличностный конфликт. И это может привести к динамике смерти.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может не только профессиональный психолог, сведущий в данной области, но и близкие люди, семья, родственники.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2011. - 496 с.  
  2. Андреева Г.С. Социальная психология. М.: Феникс, 2009г. - 430 с.
  3. Ахмеров Р.А. Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – 2012. № 1. - с. 126-137.
  4. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. — 2011. - № 3. – с.52-55.
  5. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – 2012. - № 6. – с.25-26.
  6. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ: пер. с англ. Н.Новгород, 2011. – 543 с.
  7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм, защита. М.: Наука, 2011. - 343 с.
  8. Зарайский Д.А. Умение управлять чужим поведением. Технология личного психологического влияния. - Дубна: Изд. Центр «Феникс», - 252 с.
  9. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. - 2010. - № 1-2. - с. 12.
  10. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия / Под ред. Майкла Д. Лангоуни: Пер. с англ. Е. Н. Волкова и И. Н. Волковой. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2009. – 529 с.
  11. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Благовест, 2009. – 267 с.
  12. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Белгород, 2012. - 459 с.
  13. Олейник И., Соснин В. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. - М.: Генезис, 2009. - 279 c.
  14. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест. - М.: ООО "Издательство ACT", 2011. - 624 с.
  15. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. 2010. - № 1-2. - с. 36 - 38. 
  16. Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 2012. – 156 с.
  17. Трунов Д.Г. Религиозные организации и психотерапия // Журнал Практического Психолога. - 2012. - №1-2. – с.55.
  18. Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. – 2012. - № 10. – с. 63-66.
  19. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 2010. – 346 с.
  20. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 147 с.
  21. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянова С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Дело и Сервис, 2012. – 366 с.
  22. Что делать, если ваш близкий попал в секту // Прозрение. - № 1 (7), 2012. – с. 89-90.
  23. Шапарь В. Б. Психология религиозных сект. - Мн., 2011. – 353 с.
  24. Шиллер г. Манипуляция сознанием / Пер. с англ. М.: Мысль, 2011. - 326с.

Информация о работе Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями