Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование и систематизация консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями;
- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;
- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями………………………………….5
Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………15
Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая псих. работа с лицами, вовлеченными в культы.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Культовые группы ловко  используют особенности психики  современного человека и предоставляют  людям возможность участвовать  в различных многотысячных конгрессах, семинарах, массовых молениях, костюмированных  шествиях, сеансах психотерапии и в других различных мероприятиях, направленных больше на эмоциональное состояние человека. В процессе проведения таких мероприятий от участников требуется усваивать не сложную информацию, человек пребывает в хорошем настроении, а часто и в различных экстатических состояниях, то есть получает то, к чему стремится его душа, к чему он заранее тяготеет.

Возьмем, к примеру "молитвенные  собрания" движения под предводительством  харизматического проповедника и ярого  противника православия Ледяева, в  них есть все: здесь вам и рок-концерт, и проповеди на религиозно нравственные темы, и юмористические выступления, и обличения пороков, и глумление над своими "врагами" (православными) и огромная толпа единомышленников, и мистическая основа – говорение на языках. Подобные представления впечатлят любого.

Очень важно отметить, факт практически поголовного использования  культами психологической, духовной, медицинской, коммерческой, политической и всякой другой неосведомленности и неопытности  людей: "их обманывают и привязывают к себе, всячески вызывая, сохраняя и усиливая состояния невежественности, неинформированности, формируя неестественные, противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев" [5, c.25-26]. Ярким примером подобных действий являются публикации Свидетелей Иеговы, в которых постоянно подтасовываются факты, связанные как с историческими событиями вообще, так и с историей самой религиозной группы. Особенно же этим злоупотребляют и сайентологи, когда человек благодаря своей неосведомленности в ряде специфических вопросов человек завлекается на психологические тренинги и медицинские процедуры весьма сомнительного характера.

Культовые лидеры широко используют манипуляции с такими чувствами как любовь, страх, гордость, тщеславие, ненависть, эгоизм и т.д. Каждый человек желает, чтобы его уважали, любили, нуждались в нем. Поэтому новообращенный с первых дней пребывания в культе со всех сторон окружается вниманием и заботой: "для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей" [21, с.66].

Свобода в культовых  обществах относительна и допускается  только в рамках концепции данного  движения. Э. Фромм в своей книге "Бегство от свободы" показал  необходимость этих ограничений для уменьшения тревоги и чувства одиночества. По его мнению, человек ищет власть, которая будет регламентировать его жизнь (глобально, например, в выборе смысла жизни, или боле детально, например, в выборе распорядка дня) и, тем самым, освободит его от личной ответственности - ответственности за принятие собственного решения [19, c.108].

Большинство будущих  и бывших последователей культов  страдают от сильного чувства одиночества. Частью культовой привлекательности  является возможность уйти от этого чувства.

Склонны попадать в культы и люди бескомпромиссные в своих  духовных поисках, стремящиеся к  абсолютной истине "здесь и сейчас". Как уже отмечалось, культ предоставляет  человеку простые ответы на сложные  вопросы.

По оценкам психологов распространение культов определяется, кроме того, ограниченностью социальных контактов. Среди причин этого - и устранение детских и молодежных организаций в школах, тех же пионерских и комсомольских, на смену которым не пришли другие движения, сокращение количества "мероприятий". "Частые переезды, функциональность отношений обусловливают наши подспудные мечты о мире как большой семье. В культе представляют индивиду воплощение его мечты" [15, с.38].

Предрасположенность к  манипулятивным отношениям вызревает десятилетиями. И лишь факт вовлеченности в культовую группу делает скрытое явным. "Авторитарность есть максима свободы обезличенного конформиста. Одновременно авторитарность - это усвоенная базовая модель отношений в семье и обществе. Культизм - одна из форм изменения группового статуса молодого человека, форма молодежного разрыва отношений с семьей. Это максима первичной свободы - выбор между авторитетами, видами власти над собой, формами собственной обезличенности. Предпочтение более высокого, нежели родительский, авторитета воспринимается в качестве собственно духовного роста. Прагматическое и авторитарное отношение родителей к ребенку заменяется столь же манипулятивным, но более статусным отношением со стороны культа. И то и другое - в гуманистической оболочке. Группа так же, как и родители, исключает личную ответственность ребенка. Ответственность и связанное с ним чувство вины проявляется лишь при переходе от одного типа безответственности к другому. Но и они вытесняются осознанием личностного роста, изменения статуса и приобщенности возвышенным целям" [15, с.37-39].

Подводя итог всему вышесказанному, следует обратить внимание на тот  факт, что многие из перечисленных  выше факторов не является специфическим  для какой-либо одной религиозной  или культовой организации. Возможно, культы вообще не придумали ничего нового, поскольку подобные психотерапевтические возможности и методы контроля в той или иной степени присутствуют и в светских объединениях, например в армейских подразделениях [17, с.55]. Помимо специфических манипулятивных методик, при помощи которых культы завлекают и удерживают своих последователей, у человека может быть масса причин, о которых мы можем и не подразумевать, чтобы присоединиться к той или иной культовой группе.

 

2. Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ

 

Заметить факты изменения поведения и психического состояния лица, завербованного в секты, можно уже спустя 1 - 2 месяца [13, c.96]: 

- отчуждение от родителей и других родственников, в том числе собственных детей;

-  уход из родительского дома;

- отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты;

-·прекращение чтения газет, журналов, книг, пользования телевидением и радио;

-·отгороженность от окружающих;

- резкое ограничение приема пищи;

-·значительное ограничение сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении;

-·физическое и психическое истощение;

-·повышенная возбудимость;

-·утрата ранее присущих интересов.

Примеров попадания людей в зависимость от сектантов различного толка множество. Вот характерный:

В органы внутренних дел  обратилась женщина Екатерина В. с заявлением о том, что она подвергается преследованиям со стороны неизвестных лиц. При разбирательстве выяснилось, что около года назад ее сын Сергей, 17 лет, попал в одну из тоталитарных сект. Мать прикладывала огромные усилия, чтобы вернуть сына и, как ей казалось, могла бы добиться успеха, но тут адепты секты перешли к активным действиям — открытым угрозам и запугиванию в отношении женщины.

Со слов матери, Сергей рос тихим и послушным ребенком. Интересовался литературой, музыкой, занимался бальными танцами. Два  года назад в семье случилась  трагедия, в автокатастрофе погиб  отец Сергея. Юноша замкнулся, бросил занятия танцами, много времени стал проводить в одиночестве, закрывшись в своей комнате. Восемь месяцев назад мать заметила, что Сергей стал куда-то регулярно уходить из дома, увидела у него специфическую литературу религиозного толка. На все расспросы сын отмалчивался или переводил разговор на другую тему. Поведение юноши быстро менялось, дома он стал жесток, груб, раздражителен, стал негативно отзываться о своих бывших друзьях. В ходе одного из разговоров сын сильно накричал на мать, чего никогда раньше себе не позволял. С этого момента женщина поняла, что с сыном происходит что-то опасное, и начала вести за него борьбу. Испробовав разные средства, она нашла специалиста-психолога, занимающегося данной проблемой. Под предлогом необходимости ремонта квартиры удалось уговорить Сергея на неделю поехать на отдых в Подмосковный профилакторий. Там в соседнем номере «случайно» оказался специалист-психолог.

Установив с юношей контакт  на основе имеющейся предварительной  информации, специалист в течение  четырех дней провел комплекс необходимых  мероприятий и заложил основу для дальнейшего взаимодействия. По возвращении домой Сергей имел большой разговор с матерью, в котором пообещал свести свои контакты с сектой к минимуму. После этого женщина и подверглась целой серии угроз и провокаций со стороны неизвестных лиц, по ее мнению, адептов секты.

После проведенных сотрудниками милиции мероприятий женщину  оставили в покое. В разговоре  Сергея с милицейским психологом выяснилось, что последней каплей, заставившей его окончательно порвать  с сектой, были как раз угрозы его матери со стороны сектантов: «…Я испугался, что могу потерять мать так же, как и отца…»

К психологу обратился  брат Елены Т., 28 лет. Она попала в тяжелую ситуацию. Как часто бывает с одинокими и очень неуверенными в себе людьми, их бросает из стороны в сторону, чем и не брезгуют воспользоваться различные негодяи. Особенно опасно людям легко внушаемым.

Занимается полмесяца "оздоровлением по новой системе, которой уже 25 тысяч лет", платит немаленькие деньги. Человек за последний месяц превратился в "зомби". Улыбаться перестала, все в жизни ей стало неинтересно. На шутки почти не реагирует. Разговоры не поддерживает, может молчать часами, хотя была абсолютно противоположным человеком полгода назад, когда мы встречались в прошлый раз. Постоянно кислое выражение лица, взгляд отсутствующий.

Если посмотреть со стороны, она сейчас осваивает "первую ступень", очищает организм и набирает физическую форму. Это было бы неплохо, если бы занятия рано утром приносили бы ей радость, но после ежедневных двухчасовых занятий, которые она делает в одиночестве, она выглядит угнетенной, со взглядом человека вообще, без всяких радостей в жизни.

Рассказывает взахлеб  только о своих учителях, примерно следующее: "есть люди, которые могут видеть тебя насквозь",  "он подошел к нам и назвал все болячки, которые были в теле", "на мне проводили эксперимент" (что, не уточняет, почти уверен, что и не помнит), "он мне сказал, что я ангел, а другие люди подтвердили!", "поза, которая развивает силу воли" и т.д.

При попытках порассуждать вместе, вопросах, зажимается, смотрит как на врага, и перестает разговаривать.

Пьет пищевые добавки, питается теперь нетрадиционно. Говорит, что воду пить надо как можно меньше, что надо питаться особым образом, очищать организм. Говорит, что ее возьмут в "закрытую группу, куда попадают только после экзаменов". На вопрос бросает ли кто-нибудь эти занятия, отвечает, что это очень сложно, что члены клуба связаны между собой, несут определенную ответственность и т.п.

Еще один пример.  В одной неполной семье мать подростка (назовем его Романом) очень долго боролась за то, чтобы вытащить его из секты. Чтобы как-то изолировать своего сына от сектантов, она вынуждена была закрывать его дома. Дело доходило даже до ее открытых столкновений с членами секты.

Борьба за судьбу сына продолжалась долго. Сам Рома к тому времени был членом секты Муна уже в течение восьми лет. Мать делала все, что могла, но в итоге все-таки пришла к психологу вместе со своим сыном.

Проведя в беседах не один час, и даже не один день, говорили о самом насущном — о Боге, о Библии, о самих мунитах и влиянии их секты на сознание и мышление человека... В итоге сейчас он не состоит в секте, работает. 

И еще одно откровение. Рассказывает Светлана Н.: «У меня племянница попала в секту. Все началось с ее сестры, которая познакомилась с мужчиной, и в последствии с ним тайно зарегистрировалась в путешествии, уже будучи отреченной от семьи (она уже не работает). У него есть брат, который встречается с моей подругой. Никто не понимал " сущность их бытия", все исходило от этого мужчины, он пытался подцепить ее родителей и сестру-подругу. В общем, те же самые признаки сейчас с моей подругой: изменение поведения, манера одеваться, словарного состава, падение интереса к работе, друзьям, развлечениям, непривычные цитирования, вскоре они тоже поедут в путешествие, после свадьбы в апреле! А особенно глаза, взгляд.... Я была готова к этой встрече и держала себя изо всех сил, не поддавалась, пыталась быть спокойной и открытой, сильно не заинтересовывалась ее информацией, слушала, не противоречила. Пока она мне доверяет и видно, что еще сознание прежнее выглядывает немного. Подскажите, пожалуйста, как помочь? Ведь по ее словам и родители тоже теперь ходят в их храм. То есть вся семья под большой угрозой, не один человек. На работе все от нее отвернулись, настоящие друзья тоже. Она ведь очень добрая, открытая, хорошая девушка, у нее со всеми очень теплые доверительные отношения. Знаю, что нужно человека направить на хорошую волну, задача - отвлечь от секты, заинтересовать другими интересами, вспоминать радостные эпизоды нашей прежней жизни. А это нужно делать каждый день. Но мы живем в разных городах, даже странах, видимся один раз в месяц, а то и в 2 месяца.».

 

3. Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ

 

Если психологический  контроль можно установить, то его  можно и снять, каким бы длительным и напряженным ни был этот процесс [14, c.385]. Нейропсихологами и психотерапевтами разработаны различные методы освобождения от психологического контроля. Члена деструктивной секты можно спасти, если этим займется грамотный консультант-психолог. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи. В любом случае родственникам надо быть готовым к достаточно долгосрочным усилиям. 

Информация о работе Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями