Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование и систематизация консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями;
- рассмотреть проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ;
- сформулировать программу психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ.
Введение………………………………………………………………….3
Социально-психологические предпосылки увлечения современными деструктивными течениями………………………………….5
Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………15
Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ…………………20
Заключение……………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………….25
Культовые группы ловко
используют особенности психики
современного человека и предоставляют
людям возможность участвовать
в различных многотысячных
Возьмем, к примеру "молитвенные собрания" движения под предводительством харизматического проповедника и ярого противника православия Ледяева, в них есть все: здесь вам и рок-концерт, и проповеди на религиозно нравственные темы, и юмористические выступления, и обличения пороков, и глумление над своими "врагами" (православными) и огромная толпа единомышленников, и мистическая основа – говорение на языках. Подобные представления впечатлят любого.
Очень важно отметить,
факт практически поголовного
Культовые лидеры широко используют манипуляции с такими чувствами как любовь, страх, гордость, тщеславие, ненависть, эгоизм и т.д. Каждый человек желает, чтобы его уважали, любили, нуждались в нем. Поэтому новообращенный с первых дней пребывания в культе со всех сторон окружается вниманием и заботой: "для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей" [21, с.66].
Свобода в культовых обществах относительна и допускается только в рамках концепции данного движения. Э. Фромм в своей книге "Бегство от свободы" показал необходимость этих ограничений для уменьшения тревоги и чувства одиночества. По его мнению, человек ищет власть, которая будет регламентировать его жизнь (глобально, например, в выборе смысла жизни, или боле детально, например, в выборе распорядка дня) и, тем самым, освободит его от личной ответственности - ответственности за принятие собственного решения [19, c.108].
Большинство будущих и бывших последователей культов страдают от сильного чувства одиночества. Частью культовой привлекательности является возможность уйти от этого чувства.
Склонны попадать в культы и люди бескомпромиссные в своих духовных поисках, стремящиеся к абсолютной истине "здесь и сейчас". Как уже отмечалось, культ предоставляет человеку простые ответы на сложные вопросы.
По оценкам психологов распространение культов определяется, кроме того, ограниченностью социальных контактов. Среди причин этого - и устранение детских и молодежных организаций в школах, тех же пионерских и комсомольских, на смену которым не пришли другие движения, сокращение количества "мероприятий". "Частые переезды, функциональность отношений обусловливают наши подспудные мечты о мире как большой семье. В культе представляют индивиду воплощение его мечты" [15, с.38].
Предрасположенность к манипулятивным отношениям вызревает десятилетиями. И лишь факт вовлеченности в культовую группу делает скрытое явным. "Авторитарность есть максима свободы обезличенного конформиста. Одновременно авторитарность - это усвоенная базовая модель отношений в семье и обществе. Культизм - одна из форм изменения группового статуса молодого человека, форма молодежного разрыва отношений с семьей. Это максима первичной свободы - выбор между авторитетами, видами власти над собой, формами собственной обезличенности. Предпочтение более высокого, нежели родительский, авторитета воспринимается в качестве собственно духовного роста. Прагматическое и авторитарное отношение родителей к ребенку заменяется столь же манипулятивным, но более статусным отношением со стороны культа. И то и другое - в гуманистической оболочке. Группа так же, как и родители, исключает личную ответственность ребенка. Ответственность и связанное с ним чувство вины проявляется лишь при переходе от одного типа безответственности к другому. Но и они вытесняются осознанием личностного роста, изменения статуса и приобщенности возвышенным целям" [15, с.37-39].
Подводя итог всему вышесказанному, следует обратить внимание на тот факт, что многие из перечисленных выше факторов не является специфическим для какой-либо одной религиозной или культовой организации. Возможно, культы вообще не придумали ничего нового, поскольку подобные психотерапевтические возможности и методы контроля в той или иной степени присутствуют и в светских объединениях, например в армейских подразделениях [17, с.55]. Помимо специфических манипулятивных методик, при помощи которых культы завлекают и удерживают своих последователей, у человека может быть масса причин, о которых мы можем и не подразумевать, чтобы присоединиться к той или иной культовой группе.
2. Проблемные ситуации, приводящие к психологу родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ
Заметить факты изменения поведения и психического состояния лица, завербованного в секты, можно уже спустя 1 - 2 месяца [13, c.96]:
- отчуждение от родителей и других родственников, в том числе собственных детей;
- уход из родительского дома;
- отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты;
-·прекращение чтения газет, журналов, книг, пользования телевидением и радио;
-·отгороженность от окружающих;
- резкое ограничение приема пищи;
-·значительное ограничение сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении;
-·физическое и психическое истощение;
-·повышенная возбудимость;
-·утрата ранее присущих интересов.
Примеров попадания людей в зависимость от сектантов различного толка множество. Вот характерный:
В органы внутренних дел обратилась женщина Екатерина В. с заявлением о том, что она подвергается преследованиям со стороны неизвестных лиц. При разбирательстве выяснилось, что около года назад ее сын Сергей, 17 лет, попал в одну из тоталитарных сект. Мать прикладывала огромные усилия, чтобы вернуть сына и, как ей казалось, могла бы добиться успеха, но тут адепты секты перешли к активным действиям — открытым угрозам и запугиванию в отношении женщины.
Со слов матери, Сергей
рос тихим и послушным
Установив с юношей контакт на основе имеющейся предварительной информации, специалист в течение четырех дней провел комплекс необходимых мероприятий и заложил основу для дальнейшего взаимодействия. По возвращении домой Сергей имел большой разговор с матерью, в котором пообещал свести свои контакты с сектой к минимуму. После этого женщина и подверглась целой серии угроз и провокаций со стороны неизвестных лиц, по ее мнению, адептов секты.
После проведенных сотрудниками милиции мероприятий женщину оставили в покое. В разговоре Сергея с милицейским психологом выяснилось, что последней каплей, заставившей его окончательно порвать с сектой, были как раз угрозы его матери со стороны сектантов: «…Я испугался, что могу потерять мать так же, как и отца…»
К психологу обратился брат Елены Т., 28 лет. Она попала в тяжелую ситуацию. Как часто бывает с одинокими и очень неуверенными в себе людьми, их бросает из стороны в сторону, чем и не брезгуют воспользоваться различные негодяи. Особенно опасно людям легко внушаемым.
Занимается полмесяца "оздоровлением по новой системе, которой уже 25 тысяч лет", платит немаленькие деньги. Человек за последний месяц превратился в "зомби". Улыбаться перестала, все в жизни ей стало неинтересно. На шутки почти не реагирует. Разговоры не поддерживает, может молчать часами, хотя была абсолютно противоположным человеком полгода назад, когда мы встречались в прошлый раз. Постоянно кислое выражение лица, взгляд отсутствующий.
Если посмотреть со стороны, она сейчас осваивает "первую ступень", очищает организм и набирает физическую форму. Это было бы неплохо, если бы занятия рано утром приносили бы ей радость, но после ежедневных двухчасовых занятий, которые она делает в одиночестве, она выглядит угнетенной, со взглядом человека вообще, без всяких радостей в жизни.
Рассказывает взахлеб только о своих учителях, примерно следующее: "есть люди, которые могут видеть тебя насквозь", "он подошел к нам и назвал все болячки, которые были в теле", "на мне проводили эксперимент" (что, не уточняет, почти уверен, что и не помнит), "он мне сказал, что я ангел, а другие люди подтвердили!", "поза, которая развивает силу воли" и т.д.
При попытках порассуждать вместе, вопросах, зажимается, смотрит как на врага, и перестает разговаривать.
Пьет пищевые добавки, питается теперь нетрадиционно. Говорит, что воду пить надо как можно меньше, что надо питаться особым образом, очищать организм. Говорит, что ее возьмут в "закрытую группу, куда попадают только после экзаменов". На вопрос бросает ли кто-нибудь эти занятия, отвечает, что это очень сложно, что члены клуба связаны между собой, несут определенную ответственность и т.п.
Еще один пример. В одной неполной семье мать подростка (назовем его Романом) очень долго боролась за то, чтобы вытащить его из секты. Чтобы как-то изолировать своего сына от сектантов, она вынуждена была закрывать его дома. Дело доходило даже до ее открытых столкновений с членами секты.
Борьба за судьбу сына продолжалась долго. Сам Рома к тому времени был членом секты Муна уже в течение восьми лет. Мать делала все, что могла, но в итоге все-таки пришла к психологу вместе со своим сыном.
Проведя в беседах не один час, и даже не один день, говорили о самом насущном — о Боге, о Библии, о самих мунитах и влиянии их секты на сознание и мышление человека... В итоге сейчас он не состоит в секте, работает.
И еще одно откровение. Рассказывает Светлана Н.: «У меня племянница попала в секту. Все началось с ее сестры, которая познакомилась с мужчиной, и в последствии с ним тайно зарегистрировалась в путешествии, уже будучи отреченной от семьи (она уже не работает). У него есть брат, который встречается с моей подругой. Никто не понимал " сущность их бытия", все исходило от этого мужчины, он пытался подцепить ее родителей и сестру-подругу. В общем, те же самые признаки сейчас с моей подругой: изменение поведения, манера одеваться, словарного состава, падение интереса к работе, друзьям, развлечениям, непривычные цитирования, вскоре они тоже поедут в путешествие, после свадьбы в апреле! А особенно глаза, взгляд.... Я была готова к этой встрече и держала себя изо всех сил, не поддавалась, пыталась быть спокойной и открытой, сильно не заинтересовывалась ее информацией, слушала, не противоречила. Пока она мне доверяет и видно, что еще сознание прежнее выглядывает немного. Подскажите, пожалуйста, как помочь? Ведь по ее словам и родители тоже теперь ходят в их храм. То есть вся семья под большой угрозой, не один человек. На работе все от нее отвернулись, настоящие друзья тоже. Она ведь очень добрая, открытая, хорошая девушка, у нее со всеми очень теплые доверительные отношения. Знаю, что нужно человека направить на хорошую волну, задача - отвлечь от секты, заинтересовать другими интересами, вспоминать радостные эпизоды нашей прежней жизни. А это нужно делать каждый день. Но мы живем в разных городах, даже странах, видимся один раз в месяц, а то и в 2 месяца.».
3. Программа психологического консультирования родственников лиц, вовлеченных в деструктивный культ
Если психологический контроль можно установить, то его можно и снять, каким бы длительным и напряженным ни был этот процесс [14, c.385]. Нейропсихологами и психотерапевтами разработаны различные методы освобождения от психологического контроля. Члена деструктивной секты можно спасти, если этим займется грамотный консультант-психолог. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи. В любом случае родственникам надо быть готовым к достаточно долгосрочным усилиям.