Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Воинский коллектив как объект социальной работы 6
1.1. Теоретические основы военно-социальной работы 6
1.2. Сущность военной психологии 12
1.3. Социально-психологические проблемы военной психологии 17
Глава 2. Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы на примере 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области (ВЧ090430) 22
2.1. Военно-социальная работа в 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области 22
2.2. Морально психологический климат воинского коллектива 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области и методы его изучения 24
2.3. Предупреждение и разрешение конфликтов между военнослужащими 31
Заключение 40
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы.docx

— 91.41 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Воинский коллектив как объект социальной работы 6

1.1. Теоретические основы военно-социальной работы 6

1.2. Сущность  военной психологии 12

1.3. Социально-психологические  проблемы военной психологии 17

Глава 2. Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы на примере 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области (ВЧ090430) 22

2.1. Военно-социальная  работа в 11-ой дивизии подводных  лодок г. Заозерска Мурманской  области 22

2.2. Морально  психологический климат воинского  коллектива 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области и методы его изучения 24

2.3. Предупреждение  и разрешение конфликтов между  военнослужащими 31

Заключение 40

Список литературы 42

 

 

Введение

 

Переход страны на новые  экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По прогнозам специалистов, это положение будет значительно ухудшаться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительств, его создавших и не принимающих мер по ликвидации проблем.

Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению  социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного  в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего. Эти меры должны осуществляться на нескольких уровнях.

Военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-политическом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.

На всех этих уровнях она  предусматривает: теоретическую разработку и научное обоснование проблем, т.е. формирование теории военно-социальной работы; обеспечение функционирования образовательных учреждений военно-социальной работы (подготовка военных социальных работников как специалистов конкретной профессиональной деятельности), т.е. разработку военно-социальной работы как научно-образовательного комплекса, реализацию целей и задач практической социальной работы с военнослужащими и членами их семей, т.е. военно-социальной работы как практики.

Военно-социальная работа как  практика – динамично развивающийся комплекс (в перспективе – система) видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающих в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.

По своему характеру военно-социальная работа является активно-преобразовательной деятельностью. 

Объектом в настоящем  исследовании является социально-психологические проблемы воинского коллектива.

Предметом исследования являются особенности социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы.

Цель исследования заключается  в анализе социально-психологических проблем воинского коллектива как объекта социальной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обозначить теоретические основы военно-социальной работы;
  • выделить сущность военной психологии;
  • выявить социально-психологические проблемы военной психологии;
  • рассмотреть социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы на примере 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области (ВЧ090430).

Гипотеза исследования – особенности военно-социального взаимодействия в конкретных условиях существующей политической, экономической и социокультурной ситуации приводят к ряду практических социально-психологических проблем.

Остро ощущается слабая научная  разработанность   проблемы  социально-психологической  проблем воинского коллектива как объекта социальной работы, необходимость расширения и совершенствования категориальной базы психологической науки в этой области. Требует развития категориальный аппарат военной и  социальной  психологии, теоретические наработки которых могут стать основой для организации социально-психологической  работы с воинским коллективом как объектом социальной работы.

В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:

  • теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
  • систематизацию, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Воинский коллектив как объект социальной работы

1.1. Теоретические основы военно-социальной работы

 

Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук). Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах. 1

Первая задача – организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на включении человека в воинский социум.

Вторая задача – совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.

Третья задача военно-социальной работы – оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.

Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.

Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.

В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность  только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это – ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.

Наконец, в-четвертых, мультипликаторный  характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.2

Военно-социальная работа имеет  свои теоретико-методологические основы, определяющие ее приоритеты и содержание, сущность и подходы, методы и формы, связи со смежными отраслями социальной практики и областями научного знания о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами их жизни.

Классификация таких  основ позволила представить  их в виде совокупности наиболее распространенных моделей теоретического обоснования военно-социальной работы, которые объединены в три основные группы:

  • психолого-ориентированные теории военно-социальной работы (экзистенциалистская; гуманистическая; психодинамическая; кризис-интервентная; бихевиористская; разрешающая; биоэнергетическая; телесно-ориентированная; дианетическая; соционическая; психосинтетическая);
  • социолого-ориентированные теории военно-социальной работы (общесистемная; социально-экологическая; радикальная; марксистская);

комплексные (междисциплинарные) теории военно-социальной работы (витально-ориентированная; когнитивная; конфликтологическая; социально-педагогическая; социокультурная).3

Каждая из указанных  теорий имеет свое содержание, целевые  ориентации, методы познания и преобразования социальной практики. Становление военно-социальной работы как теории предполагает творческую переработку этих концепций и моделей и их соответствующую инструментовку методами научного исследования в области социальной работы. Можно с уверенностью констатировать, что по мере развития теории военно-социальной работы ее теоретико-методологические основы будут уточняться и конкретизироваться.

Анализ содержания вышеуказанных  теорий и концепций, основных положений  современной литературы позволил выявить ряд присущих им закономерностей развития социальной работы в целом. С учетом их содержания, а также с учетом закономерной специфики развития социальной военной среды стало возможным обоснование следующих принципов военно-социальной работы.

Как правило, та или иная функция военно-социальной работы рождает соответствующую ей сферу деятельности со специфической совокупностью целей и задач, способов и путей их реализации, форм и методов работы. Однако могут быть и другие линии их взаимосвязи. Так, например, в той или иной сфере военно-социальной работы могут находить свое отражение одна или несколько ее функций, что обусловлено мультипликаторным характером социальных потребностей военнослужащих и членов их семей.4

Одной из таких функций  является диагностико-прогностическая  функция, обусловливающая соответствующую сферу социальной работы с военнослужащими и членами их семей – сферу социальной диагностики и прогнозирования. При этом социальной диагностике подлежат: собственно социальные потребности клиентов военно-социальной работы; степень развития этих потребностей и их удовлетворения в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного проживания военнослужащих и членов их семей; степень развития инфраструктуры конкретного воинского социума и ее соответствия потребностям его обитателей; степень оптимальности и гармоничности взаимодействия военнослужащих и членов их семей со средой их обитания и т.д.5

Объектом социального  прогнозирования соответственно становятся: перспективы развития потребностей военнослужащих и членов их семей в конкретном воинском социуме; перспективы удовлетворения этих потребностей в нем; перспективы развития социальной военной среды части, военного городка, гарнизона в целях удовлетворения потребностей военнослужащих и членов их семей; перспективы развития инфраструктуры и организации социальной работы в военной среде.

Информация о работе Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы