Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа
Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Введение 3
Глава 1. Воинский коллектив как объект социальной работы 6
1.1. Теоретические основы военно-социальной работы 6
1.2. Сущность военной психологии 12
1.3. Социально-психологические проблемы военной психологии 17
Глава 2. Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы на примере 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области (ВЧ090430) 22
2.1. Военно-социальная работа в 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области 22
2.2. Морально психологический климат воинского коллектива 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области и методы его изучения 24
2.3. Предупреждение и разрешение конфликтов между военнослужащими 31
Заключение 40
Список литературы 42
Особенности военно-социального
взаимодействия в конкретных условиях
существующей политической, экономической
и социокультурной ситуации приводят
к ряду практических социально-психологических
проблем. Они вызывают более
или менее острые затруднения в рамках
воинской деятельности (организационно-
К личностным относятся проблемы, ухудшающие социальное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и, следовательно, боевые возможности воинов. Это, как правило, трудности индивидуальной социально-психологической адаптации к службе и межличностным отношениям в новом коллективе, негативные социальные последствия участия военнослужащих в боевых действиях и экстремальных ситуациях (их источник – психологические травмы, посттравматические стрессовые расстройства, сопровождающиеся затруднениями в контактах с окружающими, разладе с самим собой). В результате личность военнослужащего деформируется как в нравственном, так и психологическом планах. В содержательном отношении это переживается воином как состояние неудовлетворенности значимых потребностей, как чувство безысходности, растерянности, тревоги, страдания, потери смысла жизни. Проявляются такие деформации в виде частых конфликтов с окружающими или же в отклоняющемся социальном поведении (алкоголизм и наркомания, сексуальные девиации, суицидальное поведение). Возможна и моральная деградация личности. С ней связаны случаи предательства, мародерства, воровства, уклонения от службы и дезертирства.
К коллективно-групповым проблемам относятся противоречия, вызванные нарушением внутриколлективных (деловых, моральных, личных) связей между воинами и их группами. При этом наблюдается преимущественный выбор ложных асоциальных и антиармейских групповых ориентиров, распад позитивных ценностей коллективизма. Разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых текущих конфликтах и порожденная различными формами психологической несовместимости (мотивационно-ценностной, морально-идеологической и психофизиологической), приводит к ухудшению коммуникации в процессе совместной воинской деятельности.
Личностные и коллективно-групповые проблемы проявляются в образовании социально-деятельностных проблем, присущих процессам совместной служебной, учебно-боевой и боевой деятельностей. В связи с этим снижается их эффективность, возникают ошибки и аварии, совершаются проступки и преступления в ситуациях боевого дежурства, выполнения служебно-боевых задач. Важнейшей комплексной социально-деятельностной проблемой является падение уровня престижности воинского труда, приводящее к трудности военно-профессиональной ориентации молодежи.
Решение практических социально-психологических проблем может быть определено как социально-психологическая работа. Ее основной целью является оптимизация морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов, его поддержание на уровне, обеспечивающем эффективную воинскую деятельность.
Как уже отмечалось, в
отношении воинских коллективов (как,
впрочем, и в отношении отдельного
военнослужащего) военный психолог-практик
(или руководитель) осуществляет свою
социально-психологическую
Таким образом, исследуя и объясняя закономерности явлений, возникающих в рамках индивидуальной и совместной воинской деятельности, военная психология вынуждена обращаться к категориальному аппарату и концепциям социальной психологии общения, личности, больших и малых социальных групп. При этом, общим объектом данных отраслей психологической науки является социальное взаимодействие людей в форме военно-социального взаимодействия.
Глубокое понимание механизмов
социально-психологических
Решение практических социально-психологических проблем может быть определено как социально-психологическая работа. Ее основной целью является оптимизация морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов, его поддержание на уровне, обеспечивающем эффективную воинскую деятельность.
Как уже отмечалось, в
отношении воинских коллективов (как,
впрочем, и в отношении отдельного
военнослужащего) военный психолог-практик
(или руководитель) осуществляет свою
социально-психологическую
Таким образом, исследуя и объясняя закономерности явлений, возникающих в рамках индивидуальной и совместной воинской деятельности, военная психология вынуждена обращаться к категориальному аппарату и концепциям социальной психологии общения, личности, больших и малых социальных групп. При этом, общим объектом данных отраслей психологической науки является социальное взаимодействие людей в форме военно-социального взаимодействия.
Глубокое понимание механизмов
социально-психологических
Военно-социальную работу в 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области можно охарактеризовать как систему правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, цель которых – создание социально-правовых условий, способствующих формированию у личного состава высоких морально-психологических качеств, готовности выполнить стоящие перед воинскими коллективами задачи. Эта работа распространяется на все стороны жизнедеятельности военнослужащего.
Теория военно-социальной
работы является той основой, на которой
осуществляется деятельность командиров,
органов воспитательных структур по
повышению эффективности работы
по организации социальной защиты военнослужащих,
членов их семей и гражданского персонала.
Она вооружает воинов армии и
флота знанием законов
Личный состав 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области относится к особой группе общества, которая подвергается определенным ограничениям их в жизнедеятельности, связанных со службой, обязанностями по вооруженной защите рубежей государства, выполнением поставленных задач в любое время, в любых условиях, в том числе с риском для жизни, а также и членов их семей, на которых непосредственно влияет положение главы семьи.
В настоящее время материальное обеспечение военнослужащих хуже, чем в гражданской сфере. 40% семей военнослужащих и приравненных к ним лиц имеют доходы ниже прожиточного минимума. Хотя по закону этот вид государственной службы отнесен к особому. Обеспеченность жильем в армии и на флоте крайне низкая. На начало 2010 года более 400 молодых военнослужащих заключили договоры целевого жилищного займа для приобретения квартир. Всего за время действия накопительно-ипотечной системы её участниками стали более 123 тысяч военнослужащих всех силовых ведомств страны. Не менее сложны вопросы здравоохранении. Лечебная база 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области находится в тяжелом положении. Остается острой проблема адаптации увольняемых с вооруженной службы в запас офицеров и в целом военнослужащих к гражданской жизни.
Одна из острых проблем 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области – наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами и инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но тем не менее широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и унижение новобранцев, «земляческая» статусная система. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинским коллективом, падение дисциплины, насилие, распространение суицида.
Крушение прежней
Основными формами и методами военно-социальной работы с военнослужащими и их семьями являются следующие:
Несмотря на то, что при всех положительных моментах, происходящих в 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области, еще существуют определенные проблемы, в которых нуждаются солдаты и офицеры: недостаточно психологической помощи, медицинской, социально-правовой, экономической и др.
Содержание, формы и методы военно-социальной работы в боевой обстановке существенно отличаются от тех, которые целесообразны и широко распространены в мирное время. Главным в ее содержании в боевой обстановке является выдвижение на первый план оперативных, гибких форм и методов работы с небольшими группами и отдельными военнослужащими.
Военно-социальная работа – составная часть социальной работы в Российской Федерации, постоянно развивающийся процесс. Поле деятельности социального работника здесь огромно: это содействие разработке гарантий соблюдения прав военнослужащих; механизмов реализации социальной политики по отношению к военнослужащим; соответствующих методик и технологий социальной работы с военнослужащими и их семьями; изучение и адаптация зарубежных технологий к современным российским социальным условиям и многое другое.
Не вызывает сомнения тот факт, что основную роль в обеспечении боевой готовности, боевой мощи и боеспособности войск (сил флота), в решении боевых и других военно-служебных задач играют люди. Хорошо известны слова Наполеона, что во всяком военном предприятии успех на три четверти зависит от факторов морального порядка и только на одну четверть – от материальных сил. Поэтому важным показателем готовности воинского подразделения, части к выполнению возложенных на них задач является морально-психологический климат. Это понятие обобщенно характеризует межличностные взаимоотношения в воинском коллективе, преобладающие чувства, мнения и взаимные эмоциональные реакции его членов. Но это не простая сумма психических состояний составляющих его индивидов. Члены коллектива вольно или невольно оказывают влияние друг на друга. Поэтому чувства, эмоции, мнения людей в коллективе взаимно усиливаются, умножаются.