Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Воинский коллектив как объект социальной работы 6
1.1. Теоретические основы военно-социальной работы 6
1.2. Сущность военной психологии 12
1.3. Социально-психологические проблемы военной психологии 17
Глава 2. Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы на примере 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области (ВЧ090430) 22
2.1. Военно-социальная работа в 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области 22
2.2. Морально психологический климат воинского коллектива 11-ой дивизии подводных лодок г. Заозерска Мурманской области и методы его изучения 24
2.3. Предупреждение и разрешение конфликтов между военнослужащими 31
Заключение 40
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы.docx

— 91.41 Кб (Скачать документ)

По мере конкретизации  целей, задач и клиентов социального  диагностирования и прогнозирования, в зависимости от уровня иерархии организации социальной работы с военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, членами их семей, гражданским персоналом военных организаций, специфики воинского социума, могут изменяться и содержательные характеристики получаемых результатов.

Реализация диагностико-прогностической  функции военно-социальной работы может осуществляться как отдельными специализированными организациями (службами военно-социальной работы), так и всеми институтами социальной военной среды части, гарнизона, городка.

Важным условием ее реализации является профессиональная подготовка (переподготовка) соответствующих кадров – специалистов в области социальной диагностики и социального прогнозирования – из числа военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.

Второй функцией военно-социальной работы является обслуживающая функция, которая обусловливает развитие соответствующей сферы социально-бытового обслуживания. При этом данная функция  подразумевает не только создание возможностей для удовлетворения социально-бытовых потребностей обитателей воинского социума, но такую организацию государственных, негосударственных и коммерческих служб социально-бытовой сферы воинской части, городка, гарнизона, при которой они обеспечивают практическую реализацию этих возможностей за счет своей ориентации на интересы клиентов: удобное расположение; оптимальный график работы; заказная система подбора товаров и услуг; расширение их ассортимента; обслуживание на дому и доставка на дом; индивидуальное и льготное обслуживание; доступные цены и пр.6

Третьей функцией является адаптационная функция, которой  соответствует сфера социальной адаптации (реадаптации) клиентов военно-социальной работы. Конкретизация этой функции в связи с иерархическим характером военной организации обусловливает значительное разнообразие форм и направлений начальной стадии социальной адаптации: молодой семьи офицера (прапорщика) – к системе межличностных и межсемейных отношений в части, городке; военнослужащего – к новому воинскому коллективу; молодого военного специалиста – к специальности и должности; каждого обитателя военного социума; – к инфраструктуре и т.д. Адаптационная функция социальной работы предполагает также и вторую стадию адаптации – становление (семьи, члена коллектива, специалиста, жителя городка и т.д.).

Реабилитационная функция  военно-социальной работы обусловливает  развитие и функционирование сферы социальной реабилитации ее клиентов. Институтами этой сферы могут быть различные медицинские, психологические и психотерапевтические, воспитательные и образовательные, правовые, культурно-досуговые и спортивные организации и учреждения. Существенным условием их деятельности также является обеспеченность профессионально подготовленными кадрами. 

Пятой функцией военно-социальной работы является анимационная функция, обусловливающая формирование и функционирование сферы социально-культурного развития. Институтами данной сферы являются различные учреждения культуры (театры, кинотеатры, Дома офицеров, гарнизонные клубы, клубы воинских частей, библиотеки и др.) и специализированные службы, создаваемые негосударственными организациями в воинском социуме. Анимационная функция военно-социальной работы связана не только с организацией досуга различных категорий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, гражданского персонала военных организаций и членов их семей. Она имеет более широкое поле реализации – свободное время; ее задача – гуманизация (специфическое преломление цели военно-социальной работы) свободного времени каждого члена воинского социума.7

Реализация этой функции  предполагает обеспеченность соответствующих  институтов и социальных служб профессионально подготовленными кадрами, среди которых важное место должен занять социальный педагог-аниматор.

Превентивная, профилактическая и коррекционная функции военно-социальной работы формируют сферу социальной профилактики и коррекции поведения  его обитателей, условий и факторов воинской среды. Ее влияние распространяется как на членов воинского социума, так и на весь социум в цепом, на отдельные его части, структуры  и институты. Необходимо отметить, что  вышеуказанные функции проявляются  и в других сферах военно-социальной работы ввиду того, что они являются базовыми, системообразующими функциями  социальной работы.8

Развитие и совершенствование  практики военно-социальной работы предполагает и развитие той отрасли научного знания, которая призвана исследовать тенденции, закономерности и противоречия, принципы и методы этой практики и предложить ей научно обоснованные рекомендации. Такая отрасль научного знания уже формируется в общей социальной работе; такой же путь предстоит пройти и ее составной части – теории военно-социальной работы.

Для ее разработки важным является определение собственного объектно-предметного  поля, целей и задач, функций и взаимосвязей с общей теорией социальной работы и другими отраслями научного знания о человеке и обществе. Не претендуя на полноту обоснования этих положений, обозначим возможные подходы к формированию теории военно-социальной работы и содержание некоторых ее структурных элементов.

1.2. Сущность военной психологии

 

Повседневные  задачи, решаемые военными специалистами (руководителями, педагогами, войсковыми психологами и др.) требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Эти закономерности и являются предметом военной психологии как отрасли психологической науки.9

Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть – учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости. 
Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их гpупп) побуждается индивидуальными, гpупповыми и общественными потpебностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетвоpяются в pамках основных форм взаимодействия – общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом и частности, то именно благодаря общению и совместной деятельности производятся условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности – большие и малые социальные группы. Особый тип взаимодействия – это противодействие, борьба, социальные конфликты, в том числе и военные.10

Человек является одновременно и продуктом, и активным участником, субъектом социального взаимодействия. Поэтому, процесс осознавания самого себя членом общества или какой-либо группы, есть, фактически, тоже процесс социального взаимодействия. Человек способен сам себя осудить или похвалить, в зависимости от ситуации заставить изменить свое поведение, побудить к совершению социальных действий – поступков или преступлений. В таком случае индивид является одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия. А социальное взаимодействие тогда принимает форму рефлексии – т.е. осознавания личностью себя как общественным существом. Рефлексия, по сути, это общение человека с самим собой.11

Процессы социального  взаимодействия сопровождаются возникновением особых явлений – различных состояний, свойств и образований, в которых отражаются особенности психики человека, его сознания и бессознательного как продуктов жизни индивида в обществе. Самое распространенное явление – это изменение индивидуальной психологии в общении. В одной ситуации человек смел, агрессивен, в другой – труслив или застенчив. Иногда для такого изменения достаточно простого присутствия других, их наблюдения за действиями человека. Психологами было давно замечено, что при взаимодействии с другими людьми человек может выдерживать более сильные неприятные ощущения, например, болевые. Hа глазах у зрителей спортсмены показывают более высокие результаты (эффект «фасилитации» – облегчения). Вместе с тем, оказывается, индивидуальный вклад в совместную деятельность пропорционально уменьшается при увеличении числа участников. Причем, субъективно это может самими участниками и не осознаваться. Группа может заставить своего члена, избегающего конфликтов или позиции «белой вороны» изменить свою точку зрения даже на вполне очевидные вещи (эффект «конформности»). К подобным явлениям, сопровождающим и, что важно отметить, регулирующим социальное взаимодействие, могут быть отнесены: процессы взаимовосприятия, взаимовлияния, взаимоотношения различного типа – симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.д.

Такие явления, сопровождающие человеческую жизнь, интуитивно или  осознанно всегда учитывались людьми в целях более успешного общения  и совместной деятельности. Эти феномены, возникающие в социальном взаимодействия и называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологическими явлениями являются ситуативные  проявления личностью тех или иных свойств и качеств: бескорыстия или трусости, авторитарного стиля руководства или социальной пассивности. В этот же круг явлений входят и относительно стабильные, и динамичные особенности воинского коллектива как малой социальной группы – его морально-психологический климат, уровень сплоченности, групповые настроения, традиции и т.п.

Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.

Военно-социальное взаимодействие имеет свою специфику, обусловленную его стратегической нацеленностью на вооруженную борьбу с противостоящим противником в условиях экстремальных ситуаций современного боя.

Г.А. Давыдовым определены существенные особенности социального взаимодействия военнослужащих. К ним относятся:

  • его политическая определенность (Вооруженные Силы являются элементом политической структуры общества);
  • идейная направленность (определенность морально-ценностных регуляторов воинской деятельности);
  • техническая вооруженность;
  • организованность;
  • вынужденность и нормированность;
  • разнородность взаимодействующих индивидов (социальная, психофизиологическая и т.п.);
  • дискретность (асимметричность субординационных отношений);
  • краткосрочность (изменение участников взаимодействия);
  • расстраиваемость (трудные, экстремальные условия).12

В рамках военно-социального  взаимодействия возникает целый  ряд явлений, которые в качестве научно-теоретических проблем рассматривает  военная психология как особая отрасль  психологической науки. Только понимая  механизмы этих специфических социально-психологических  явлений, военный психолог может  принять обоснованное профессиональное решение, оказать действенную помощь военнослужащему офицеру-руководителю, молодому воину, испытывающему трудности адаптации к воинской службе. 
Военные руководители всегда были вынуждены так или иначе учитывать особенности социально-психологических явлений, возникающих в рамках воинской деятельности и общении военнослужащих.

В современных войнах роль социально-психологического фактора  в обеспечении успеха боевых действий войск осознается, как правило, и  политиками, и военными руководителями. Без информационного обеспечения, подготовки и регулирования общественного  мнения, всегда существует опасность  неверного понимания смысла тех  или иных военно-стратегических действий как подчиненными, так и гражданским  населением. Как результат – снижение морального духа тех и других. Социальная апатия, возникающая после неудачной военной кампании или поражения в войне – это тоже социально-психологическое явление, возникающее в результате взаимодействия военнослужащих и гражданских лиц друг с другом, иногда – из-за мощного влияния средств массовой информации.

Таким образом, как познавательные, так и прикладные задачи военной  психологии связаны с решением проблем, традиционно относимых к предмету социальной психологии. К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:

  1. Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.
  2. Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.
  3. Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).
  4. Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.
  5. Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.
  6. Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп. 
    Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.
  7. Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.
  8. Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности – условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.13

Информация о работе Социально-психологические проблемы воинского коллектива как объекта социальной работы