Социально-психологические условия формирования у потребителя доверия и желания перспективного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:31, реферат

Описание

Цель реферата – рассмотреть социально-психологические условия формирования у потребителя доверия и желания перспективного сотрудничества, мотивы действий потребителей.

Задачи:

ознакомиться с методикой эффективного общения с потребителями;
изучить структуру мотивации потребителей;
проанализировать психологические механизмы воздействия на потребителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДИКА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ 5
2. СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 12
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

Социально-психологические условия.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

     Примеры подобных манипуляций можно множить  и множить. Предоставим читателю сделать это самостоятельно, основываясь на личном опыте. Обратимся к возможностям эмоционального воздействия, которые мы рассмотрим на материале телевизионной рекламы. Основной принцип эмоционального воздействия рекламы заключается в том, чтобы создать ассоциативную связь между рекламируемым товаром и положительными эмоциями; связь оказывается действенной, даже если на уровне логики и рассуждений она абсурдна – для «логики эмоций» это несущественно. Рассмотрим основные варианты ее создания.

     1. Создание ассоциации между рекламируемым товаром и значимыми ценностями. Приведем примеры ценностей, которые чаще всего «эксплуатируются» в рекламе.

  • Успех у противоположного пола, появление сексуально привлекательного человека. В рекламных роликах данного типа привлекательная особа часто является «наградой» за использование рекламируемого средства (например, шампуня). Иногда ассоциация создается напрямую, без какой-либо логической связи, например, когда в рекламе кофе проводится аналогия между обнаженным женским телом и формой банки для кофе.
  • Престиж и статус. Возможны как минимум два способа установления связи между рекламируемым товаром и чем-то, олицетворяющим высокий статус. Первый из них – использование в рекламе знаменитостей. Покупая жевательную резинку, которую использует поп-звезда, мы тем самым приобщаем себя к ее миру, неосознанно повышая собственный престиж. Второй способ – использование в рекламе (даже относительно дешевых вещей) атрибутов богатства и престижа – роскошных интерьеров, дорогой одежды и т.п.
  • Семейное благополучие, счастье близких, особенно детей. Значимость этой ценности определяет то обстоятельство, что дети часто участвуют в рекламе товаров, предназначенных на взрослых. Счастливые детские лица – лучшая «награда» за использование стирального порошка.
  • Привлекательная внешность, мужественность/женственность.
  • Успешная карьера.
  • Веселье, радость, развлечения.
  • Успех у знакомых и сверстников.
  • Удача, везение.
  • Психологический и физический комфорт, удовольствие.

     2. Создание ассоциации между рекламируемым  товаром и возможностью избавления от боли, отрицательных эмоций, неприятностей. Этот прием, применяемый в рекламе лекарств и косметических средств, встречается и в других случаях. Например, глоток напитка избавляет от скуки, плохого настроения и житейских неприятностей. Однако применяется данный прием далеко не так часто, как можно было бы ожидать. «Логика эмоций» такова, что ассоциация возникает с самым ярким и впечатляющим элементом рекламы, и если таковым является выразительно показанные страдания, то рекламируемый товар будет ассоциироваться именно с ними, а не с избавлением от них. Поэтому, к примеру, в рекламе средств для улучшения пищеварения человек, хватающийся за живот, будет показан мельком или совсем не показан, но зато во всех подробностях изображается сцена радостного поедания множества вкусных блюд.

     3. Создание положительных эмоций  самим сюжетом рекламного ролика. В рекламе данного типа, в отличие  от первого, рекламируемый товар  может стать источником неприятностей  (например, нападение разъяренного  быка или попадание на арену с тиграми), казусов и т.п. Основой для позитивного отношения к товару является удовольствие от самого процесса просмотра рекламы. Наиболее универсальным источником такого удовольствия становится юмор, в несколько меньшей степени – интерес или удивление. Достаточно редко, но встречаются рекламные ролики, построенные по законам создания полноценного художественного произведения, от просмотра которых можно получить эстетическое удовольствие. Вспомним сцены из всемирной истории в интерпретации одного исчезнувшего ныне банка.

     Старшее поколение выросло во времена, когда  реклама ограничивалась призывами  летать самолетами Аэрофлота, но зато неотъемлемым элементом жизни каждого  было изучение марксизма-ленинизма. Некоторые, возможно, еще помнят ленинскую фразу «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Реклама – одна из форм несвободы, накладываемой на человека современным обществом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Поведение потребителя  в отношении приобретаемых продуктов  определяется множеством мотивов. Некоторые мотивы являются понятными, они не требуют дополнительного изучения со стороны маркетологов. Например, основными мотивами при покупке компьютера выступают большой объем его памяти, многофункциональность и т. д.

     Такие мотивы лежат на поверхности потребительского поведения и называются заявленными. Можно сказать, что заявленные мотивы основываются на характеристиках товара. Однако часто у потребителя есть причины, которые он не признает или, возможно, не знает об их существовании. Эти мотивы называются латентными, или скрытыми, неявными. Например, при покупке дорогого костюма заявленным мотивом будут его удобство и простота, однако скрытый мотив будет следующим: «Этот костюм показывает, что я успешная бизнес-леди».

     Латентные мотивы чаще всего не полностью одобряются обществом, и потому покупатели не склонны признавать их. Самым распространенным латентным мотивом у молодежи выступает мотив: «Все модные девчонки (мальчишки) носят такие футболки», т. е. скрыто желание подростка быть в числе модных ребят, не выделяться из толпы. На покупку определенного товара не может влиять только один мотив, как правило, потребитель испытывает борьбу между заявленными и латентными мотивами. Если практичный человек предпочтет заявленный мотив, то человек с преобладающими психогенными потребностями, скорее всего, будет следовать своим латентным мотивам.

     Структура потребительских мотивов необычайно динамична. Мотивы человека могут кардинально  меняться с течением времени, сменой места работы, вступлением в брак, разводом и т. д. Также необходимо отметить, что структура мотивов может быть компенсаторной, т. е. недостаточная сила одного из мотивов будет временно компенсироваться силой другого мотива. Однако такие компенсаторные отношения не могут существовать постоянно, поэтому при создании концепции товара (его основных качеств, свойств) необходимо учесть как можно больше мотивов потенциального потребителя.

     Мотивы, которые согласуются с доминирующей культурой общества, заявлены, как  правило, с большей вероятностью. Задачей маркетологов является определение всей структуры потребительских мотивов, влияющих на целевой рынок. Заявленные мотивы относительно просто определить. Путем опроса потребителей можно достаточно точно установить, почему покупается тот или иной товар. Однако с латентными мотивами все обстоит гораздо сложнее. Если потребитель не хочет сознаваться в скрытых мотивах, маркетологи могут только догадываться о них, тогда как именно скрытые мотивы являются порой решающими. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Батаршов  А.В. Психодиогностика способности к общению. М.: Наука, 2009
  2. Жилкина М.С. Психология рекламы и поведение потребителей. М.: Компания Спутник+, 2009
  3. Лясников Н.В. Формирование поведения потребителей как фактор устойчивости предприятия. М.: Наука и образование, 2008
  4. Ольховников А.В. Влияние рекламной коммуникации на потребителей. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011
  5. Песоцкий Е.А. Реклама и мотивация потребителей. М.: Дашков и К°, 2008
  6. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, Феникс 2009
  8. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический проект, 2006

Информация о работе Социально-психологические условия формирования у потребителя доверия и желания перспективного сотрудничества