Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа
Растение… В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. Поэтому тема «Социально-психологический климат в коллективе» безусловно очень актуальна. Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание методики
2.2 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных ресурсов
1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;
2) уход от конфликта;
3) ведение переговоров
с целью найти приемлемое для
обеих сторон решение
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия (авторы У. Томас и Р. Килмен) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений, и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий .
1. Доминирование — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений.
2. Уступчивость — в
противоположность конкуренции
означает принесение
3. Уход, для которого характерно
как отсутствие стремления к
кооперации, так и отсутствие
тенденции к достижению
4. Компромисс, характеризующийся
тактикой второстепенных
5. Сотрудничество — когда
участники ситуации приходят
к альтернативе, полностью удовлетворяющей
интересы обеих сторон и
Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает, однако, что, анализируя «цену» тех или иных решений, мы не можем выделить среди них приоритетные.
В сущности, только переговорный
процесс, направленный на выработку
компромиссных или
ГЛАВА 2. Исследование климата в коллективе
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание одной из методик
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА
ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА Групповая
сплоченность - чрезвычайно важный
параметр, показывающий степень интеграции
группы, ее сплочения в единое целое,
- можно определить не только путем
расчета соответствующих
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.Ф. Ряховского) Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов - "да", "иногда" и "нет". Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас
смятение и неудовольствие
3. Не откладываете ли
Вы визит к врачу до
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в
столовой Вам подали явно
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас
любая длинная очередь, где
бы она ни была (в магазине,
библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете
ли Вы отказаться от своего
намерения или встанете в
12. Боитесь ли Вы участвовать
в какой-либо комиссии по
13. У Вас есть собственные
сугубо индивидуальные
14. Услышав где-либо в
кулуарах высказывание явно
15. Вызывает ли у Вас
досаду чья-либо просьба
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА
30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны,
и это Ваша беда, так как
больше всего страдаете от
этого Вы сами. Но и близким
Вам людям нелегко. На Вас
трудно положиться в деле, которое
требует групповых усилий. Старайтесь
быть общительнее,
25-29 очков. Вы замкнуты,
неразговорчивы, предпочитаете одиночество,
поэтому у Вас мало друзей.
Новая работа и необходимость
новых контактов если и не
ввергают Вас в панику, то надолго
выводят из равновесия. Вы знаете
эту особенность своего
19-24 очков. Вы в известной
степени общительны и в
14-18 очков. У вас нормальная
коммуникабельность. Вы любознательны,
охотно слушаете интересного
собеседника, достаточно
9-13 очков. Вы весьма
общительны (порой, быть может,
даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы,
любите высказываться по
4-8 очков. Вы, должно быть,
"рубаха-парень". Общительность
бьет из Вас ключом. Вы всегда
в курсе всех дел. Вы любите
принимать участие во всех
дискуссиях, хотя серьезные темы
могут вызвать у Вас мигрень
или даже хандру. Охотно берете
слово по любому вопросу, даже
если имеете о нем
3 очка и менее. Ваша
коммуникабельность носит
ТЕСТОВАЯ КАРТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки.
Если усредненная оценка
экспертов колеблется в пределах
от 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность
очень напряженная и близкая
к модели активного взаимодействия.
Оратор достиг вершин своего мастерства,
свободно владеет аудиторией. Как
дирижер прекрасно распределяет
свое внимание, все средства общения
органично вплетены во взаимодействие
с обучаемыми. Непосвященному может
показаться, что собралась компания
давно знающих друг друга людей
для обсуждения последних событий.
Однако, при этом все заняты общим
делом, а занятия достигают
35-44 балла - высокая оценка.
Дружеская, непринужденная
20-34 балла характеризуют
ведущего как вполне
11-19 баллов - низкая оценка
коммуникативной деятельности
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе