Социально-психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Растение… В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. Поэтому тема «Социально-психологический климат в коллективе» безусловно очень актуальна. Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание методики
2.2 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных ресурсов

Работа состоит из  1 файл

одержание.docx

— 44.94 Кб (Скачать документ)

При очень низких оценках 7-10 баллов всякое взаимодействие с  аудиторией отсутствует. Общение развивается  по моделям дикторского или гипорефлексивного  стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически  ничем не отличается от массовой публичной  лекции или вещания по радио. Все  функции ограничиваются лишь информационной стороной. Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые  разные факторы, известные как барьеры  общения. Такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости  и слышимости, - предмет анализа  физиков и инженеров. Мы же будем  рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связанные с личностями общающихся и сопутствующими общению  обстоятельствами.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Внимательно  прочтите десять предложений, описывающих  реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к  себе. Если предложение кажется вам  верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным - букву "Н".

1. Мне кажется трудным  искусство подражать привычкам  других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог  свалять дурака, чтобы привлечь  внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти  неплохой актер.

4. Другим людям иногда  кажется, что я переживаю что-то  более глубоко, чем это есть  на самом деле.

5. В компании я редко  оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях  и в общении с разными людьми  я часто веду себя совершенно  по-разному.

7. Я могу отстаивать  только то, в чем я искренне  убежден.

8. Чтобы преуспеть в  делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким  меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным  с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой,  каким кажусь. Люди с высоким  коммуникативным контролем, по  Снайдеру, постоянно следят за  собой, хорошо знают, где и  как себя вести, управляют выражением  своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Подсчет результатов По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

 

2.2 Описание методики

 

Используя метод определения  индекса групповой сплоченности Сишора. Был взят коллектив, состоящий  из 12девушек. Все девушки живут  в общежитии Социально-гуманитарного  колледжа. Следовательно, преследуют одинаковые цели в том, что бы успешно обучится в колледже. Как в любом коллективе возникают проблемы, которые требуют  общей сплоченности для их разрешения.

Каждой девушке в индивидуальном порядке были заданы 5 вопросов по результатам  ответов, которых было выяснено, что:

·                   4 девушки набрали большее количество баллов 19;

·                   5 девушки получили 11 баллов, что свидетельствует о том что они равнодушны к коллективу в котором они живут;

·                   3 девушек ответили на 5-9 баллов, что свидетельствует о неприязненном отношении к окружающим их людям.

Возможно такие результаты получились потому что 4 девушки которые  находятся в этом коллективе давно  знаю друг друга и общаются в основном между собой уделяя внимания остальным  девушкам только в том случае если что то случается. 5 девушек которые  получили от 5 до 9 баллов еще не совсем привыкли к коллективу по этому общение  с остальными только в случае необходимости  и только по тому, что они живут  вместе. И 3 девушки чуть замкнуты в  себе не охотно заводят разговоры  и живут с остальными от безысходности.

 

2.3 Рекомендации менеджеру  по улучшению социально-психологического  климата в коллективе

 

Чтобы минимизировать уровень  стрессов в коллективе, не снижая при  этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим  рекомендациям.

- Почаще задумываться  над точностью оценки способностей  и склонностей ваших работников.

- Не пренебрегайте «бюрократией»,  то есть четким определением  функций, полномочий и пределов  ответственности работников. Этим  вы предотвратите массу мелких  конфликтов и взаимных обид.

- Как можно чаще демонстрируйте  свое доверие и поддержку подчиненным.

- Используйте стиль руководства,  соответствующий конкретной производственной  ситуации и особенностям состава  сотрудников.

- При неудачах сотрудников  оценивайте в первую очередь  обстоятельства, в которых действовал  человек, а не его личные  качества.

- Не исключайте из арсенала  средств общения с подчиненными  компромиссы, уступки, извинения.

- Запретите себе использовать  сарказм, иронию, юмор, направленные  на подчиненного.

- Если возникла необходимость  кого-то покритиковать, не упускайте  из виду правил конструктивной  и этичной критики.

- Периодически задумывайтесь  о способах снятия уже накопленных  подчиненными стрессов. Держите  в поле зрения проблемы отдыха  сотрудников, возможности их эмоциональной  разрядки, развлечений и т.д.

- Выполнение руководителями  этих несложных в принципе  рекомендаций может весьма существенно  повлиять на уровень стрессов  в коллективе.

Перечисленные выше рекомендации по предотвращению стрессов в рабочих  группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку  не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного  стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость  к стрессам на работе в немалой  степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно  мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых обще-социальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов  одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая  природа стрессов одна и та же. Поэтому  человек, закаленный в преодолении  разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться  и с профессиональными стрессовыми  ситуациями.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных  стрессов заключен в общей жизненной  стратегии индивида, опирающейся  на избранные базовые ценности и  учитывающей особенности его  личности.

 
 

Заключение

 

В заключении хотелось бы еще  раз обратить внимание на некоторые  положения, представляющиеся главными для данной работы. Прежде всего, важно  еще раз указать на, казалось бы, всем понятную даже банальную истину, что люди различаются между собой. Это положение становится главным  аргументом в пользу отрицания возможности  широкого использования психологических  знаний и рекомендаций из-за уникальности, неповторимости людей. Но следует также  отметить, что незнание сути разрешения и предотвращения конфликтов, ведет  еще к более плачевным последствиям.

Данная ситуация в коллективе возможно измениться по истечению времени. А пока для достижения сплоченности требуется проводить больше времени  друг с другом, объединяться для  высказывания мнений окружающим и общаться на различные темы, помогать в трудных  ситуациях.

Благоприятный социально-психологический  климат является условием повышения  производительности труда, удовлетворенности  работников, трудом и коллективом. Социально-психологический  климат возникает спонтанно. Но хороший  климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления  специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между  руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и  творческой, требующей знаний его  природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверную  ситуацию во взаимоотношениях членов коллектива.


Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе