Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Введение
Человек ежедневно
взаимодействует с разными
1.Социальный статус и образование. Управленческие способности.
1.1.Социальный статус
Социальный статус
- соотносительная позиция
1.2. Образование
Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Качественное и развивающее человека и общество образование исходит из Просвещения. Просвещение — это приобщение человека к сознательному соучастию в своей жизни — принятие нравственности человеческой природы. Образование начинается с определения себя: я — есть Человек Разумный. Моя разумная природа требует образования и культуры, без чего достойная жизнь не возможна. Образование — система познания истины о мире и жизни, основанная на диалоге ученика и учителя. Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. (Б.Ф.Скиннер) Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук. Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. Человек с момента рождения принадлежит к той или иной социальной группе, оказывается в определенных отношениях с собственностью, а следовательно, и с законами производства и распределения материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правилами в конкретной системе семейных и трудовых связей. Как бы ни были оригинальны в методах воспитания и обучения родители и педагоги, их цели, желания и стремления, в конечном счете, диктуются обществом, теми или иными социальными группами, общими условиями жизни, интересами и идеалами. В зарубежных странах наряду с общественным (public) или государственным образованием существуют и частное (private), негосударственное. Последнее получает развитие и в России: негосударственные детские сады, школы (гимназии, лицеи), колледжи, вузы (институты, академии, университеты). Однако организационные формы образования, создаваемые государством, общественными организациями, частными лицами (включая самообразование), являются по своему содержанию общественными, так как связаны с формированием определенных норм и ценностей и отражают определенный уровень общественного производства, науки и культуры, социально-бытовой и политической сфер. Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский). Следует подчеркнуть, что система образования противоречива и диалектична. Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути ("не подверженной конъюнктуре и шараханьям из одной крайности в другую"). Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни. При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) суперсистема, или макросистема, образования (непрерывное образование) характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б.Г. Гершунский). Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы. Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.
1.3.Управленческие способности.
Гибкость управления
— параметр, характеризующий организационное
свойство системы управления, ее иерархического
уровня руководства или распорядительного
органа, проявляемое в способности к быстрой
структурной перестройке, адаптации к
изменяющейся среде. Определяется отношением
числа своевременно выполняемых управленческих
работ к их общему количеству, объективно
возникающему за определенный интервал
в силу нестандартного воздействия внешней
среды, реорганизации, изменений в технологии
принятия решений. Современный российский
бизнес входит в период развертывания
потенциала менеджмента после периода
консолидации бизнеса. Этот период характеризуется
стремлением предприятий не только выжить
в жесткой конкурентной борьбе, но и расширить
продажи, завоевать большую долю рынка.
Повышение эффективности деятельности
предприятия невозможно при недостаточном
управленческом потенциале. Возможности
управления предприятием играют важнейшую
роль в условиях рыночной неопределенности.
Чем выше уровень управленческого потенциала,
тем больше возможностей имеет компания
для преуспевания в своем бизнесе. В связи
с этим возникает потребность в оценке
потенциала менеджмента. Без измерения
характеристик потенциала невозможно
решить вопрос о направлении совершенствования
менеджмента и целях этой деятельности,
равно как невозможно зафиксировать достижение
этой цели. Главной целью данной работы
является разработка и проверка методики
оценки способностей управления на предприятии
для повышения эффективности деятельности.
Для этого необходимо установить показатели,
с помощью которых можно оценивать менеджмент,
выявить их пригодность и установить наиболее
валидные. Основой для разработки методики
оценки способностей менеджмента послужили
работы по организации стратегического
менеджмента американского профессора
русского происхождения Игоря Ансоффа
(Ансова). Он ещё в 1980-е годы разработал
формулу стратегического успеха, которая
была доказана им и его учениками на более
чем 420 предприятий различных отраслей
в 8 странах мира. Согласно этой модели
определяется соответствие трех основных
параметров: внешней среды, стратегии
предприятия и уровня менеджмента. Затем
находятся разрывы между ними, которые
показывают меру их несовпадения, и предлагается
план действий по уменьшению разрывов.
Формула стратегического успеха гласит,
что соответствие уровня развития менеджмента
и стратегии уровню изменчивости внешней
деловой среды (т.е. отсутствие разрывов)
делает закономерным рыночный успех предприятия.
Метод оценки внешней деловой среды был
проверен ранее.
В предыдущих исследованиях проверялось
на ряде предприятий соответствие трех
параметров модели Ансоффа по его методике.
Было выявлено отставание развития стратегии
и общего менеджмента от развития среды.
Данная статья показывает итоги третьего
этапа исследования, в котором основным
предметом исследования явились способности
менеджмента предприятия. Вначале необходимо
было выработать подход к описанию способностей
менеджмента.
Таб.1 Ответные действия
генерального менеджмента.
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Турбулентность среды | Повторяю
щаяся |
Расширяющаяся | Изменяющаяся | Прерывающаяся | |
Неожиданная | Ответные действия генерального менеджмента | Поиск стабильности | Движимость эффективностью | Движимость рынком | |
Движимость средой | Создание среды | Измеряемый менеджмент | Подавляет изменения | Адаптируется к изменениям |
Чем выше турбулентность среды, тем агрессивнее должно быть поведение фирмы. Но, как показывает опыт, некоторые компании полностью используют предоставляемые им возможности, а другие отзываются на внешнее воздействие с опозданием. К числу факторов, влияющих на поведение компаний, относятся прошлая история, размер, накопленная организационная инертность, соответствие навыков потребностям внешней среды и, в особенности, побуждения и способности руководства фирмы. На рис. 1 показано, как распределяется поведение компаний в отрасли по степени агрессивности. Поведение небольшого числа фирм характеризуется минимальным уровнем агрессивности ("на уровне банкротства"), при котором еще возможно получение прибыли, что связано также с низким уровнем менеджмента. На противоположной стороне ("эффективное руководство") находятся агрессивные компании, чья реакция соответствует уровню турбулентности среды. Такие фирмы имеют наибольшие шансы на успех. Но, чтобы обеспечить требуемую агрессивность стратегии менеджмент должен обладать соответствующими способностями. На практике способности часто ниже, чем необходимо для хорошей реакции на изменение внешней среды. Это показано в левой части рис. 1. Однако, менеджеры, склонные переоценивать будущую турбулентность среды и развивать излишние способности, быстро попадают в беду (см. правую часть рис. 1). Так, по словам Ансоффа, Генри Дж. Кайзер, директор American Kaiser Aluminum Co., представивший публике малолитражный автомобиль за двадцать лет до того, как среда оказалась подготовленной к его восприятию, поплатился за свою ошибку, став "павшим героем" – менеджером, уровень агрессивности которого превзошел турбулентность среды.
Информация о работе Социальный статус и образование. Управленческие способности