Социильная психология- модель семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:25, реферат

Описание

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – роди-тельства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО.docx

— 35.47 Кб (Скачать документ)

     СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как  исторически конкретную систему  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как  малую группу, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной  ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

     Семейные  отношения регулируются нормами  морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений  мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями  существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность  как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда  в рамках общей культуры определенного  народа, конфессии, государства. Таким  образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами  супружества – роди-тельства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

     Выделяются  моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими {полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

     Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus – городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare – присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

     Расширенная семья объединяет две или более  нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

     Наиболее  архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много  детей и совместно проживают  разные поколения родственников  и свойственников; строго соблюдаются  национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи  с чертами патриархальности сохранились  в сельской местности, в малых  городах.

     В последние десятилетия растет число  малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

     Выделяют  следующие виды социально-аксиологической  направленности семьи:

     • общественно-прогрессивная (поддержка  ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

     • противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

     • антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

     Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может  быть:

     • ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться  в систему социальных отношений  – пенсионеры, инвалиды);

     • временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую  самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

     • неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

     Активность  семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:

     • собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

     • ограниченная активность;

     • пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных  способностей).

     Социально-психологическая  поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи  пассивные. Они имеют малый собственный  потенциал для разрешения кризисных  ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

     Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны  внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися  условиями жизнедеятельности в  социуме: 1) с чрезмерным стремлением  защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер-протекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

     Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают  из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи  под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

     Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

     Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и  детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания  членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные  отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться  благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его  факторам.

     Кризисные семьи. Противостояние интересов и  потребностей членов семьи носит  особо резкий характер и захватывает  важные сферы жизнедеятельности  семейного союза. Члены семьи  занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

     Проблемные  семьи. Для них характерно появление  особо трудных ситуаций, способных  привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

     Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

     Важной  характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями  семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

     Общепринятой  классификации семейных функций  нет, однако между ними существуют взаимозависимость  и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

     репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

     воспитательную – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

     хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

     экономически-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

     функцию организации досуга – поддержание  семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей  и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

     функцию социального контроля – ответственность  членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую  основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

     Каждая  семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

     Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое  состояние человека. Значимость семьи  определяется устремлениями каждого  ее члена. Если человек опирается  на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает  как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.

     Можно выделить несколько основных признаков  семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических  характеристик (общественное мнение, психологический  климат, семейные интересы и т.д.), которые  формируются с возникновением и  развитием семьи; существование  основных параметров семьи (группы) как  единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий  определенное свойство.

     Социальная  группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые  процессы, групповые нормы и санкции.

     Композиция  представляет собой совокупность характеристик  членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или  половой состав, национальность или  социальное положение ее членов. Любая  социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с  описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.

Информация о работе Социильная психология- модель семейных отношений