Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:25, реферат
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – роди-тельства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.
Структура
семьи (группы) рассматривается с
точки зрения функций, которые выполняют
ее члены, а также межличностных
отношений в ней. Как правило,
неформальные отношения определяются
чувствами, которые члены семьи
испытывают друг к другу, а формальные
– обязанностями и нравами
ее членов, обусловленными совместным
делом и целью
К
групповым процессам относятся
динамические, т.е. меняющиеся показатели
социального процесса отношений
в семье. Анализ групповых процессов
может дать только человек, который
наблюдал семью в течение определенного
периода. Особое значение придается
психологическим и
способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак – ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;
действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье – один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи;
установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные)
и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.
Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.
Исследователи Ц. П. Короленко и Т. А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения.
Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела – психиатрия аддикции (Ц. П. Короленко).
Антисоциальное поведение – совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.
Суицидное поведение – повышенный риск совершить самоубийство.
Конформистское поведение – отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.
Нарциссическое поведение – это концепция собственной грандиозности, которая проявляется в фантазиях и соответствующих им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.
Фанатическое
поведение – слепая приверженность
какой-либо идее, доктрине, нетерпимость
к любым другим взглядам, может
сопровождаться действиями насильственного,
брутального характера. Нейтральные
или дружеские поступки других людей
часто оцениваются как
Аутистическое
поведение – затруднение
Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц. П. Короленко показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.
Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.
Это
приводит к появлению у них
чувства неуверенности в себе,
развитию стойкого состояния, которое
в психологии называется комплексом
неполноценности и выражается в
заниженной самооценке, недоверии к
своим способностям, страхе перед
любыми трудностями в жизни. Этот
комплекс тщательно скрывается и, как
правило, вытесняется из сознания в
подсознание, что усиливает его
воздействие на настроение человека
и определяет выбор психологической
защиты. Способами такой защиты являются
«мышление по желанию», фантазирование,
употребление веществ с наркотическим
эффектом, включая алкоголь. Это
облегчает устранение комплекса
неполноценности и его замену
противоположным состоянием – комплексом
«реактивной грандиозности» (реактивный
– связанный с психической
травмой; собственная грандиозность
обусловлена разочарованиями, поражениями
в реальной жизни). Состояния фантазирования,
«реактивной грандиозности» сменяются
сниженным настроением и
Предъявление непомерных требований – порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей – умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.
Воспитание
по типу предъявления непомерных требований
может иметь различные оттенки:
во-первых, ребенок рассматривается
родителями как один из атрибутов
социального благосостояния, как
символ успеха; во-вторых, они могут
освобождать себя от ряда обязанностей,
передавая их ребенку (присмотр за младшими
детьми, уборка квартиры, покупки и
др.). Родители в таких семьях придерживаются
поверхностных систем ценностей, часто
заимствованных из средств массовой
информации. Наиболее существенный недостаток
такого воспитания заключается в
неспособности родителей
Подобное
воспитание создает благоприятную
почву для возникновения
Непрогнозируемые
эмоциональные реакции. В данном
случае речь идет о родителях, склонных
к неожиданным изменениям настроения
и отношения к детям. Изменение
отношения обусловлено
Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате – конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т.д.
Таким образом, деструктивное поведение, развившееся в семьях с выраженными непрогнозируемыми эмоциональными реакциями, эмоциональной нестабильностью, может носить различный характер, однако во многих случаях легко сочетается с аддиктивным поведением.
Гипоопека – недостаточное внимание к детям. Адциктивное поведение формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно в таких, где отец, мать или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией. Дети предоставлены самим себе, нередко они не обеспечены даже самым необходимым. Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон).
Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными. В подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить». Часто ими оказываются лица с аддиктивным поведением. Контакты с ними сводятся к стремлению «хорошо провести время», получить кратковременное удовольствие, уйти от реальности.
Можно утверждать, что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру со-зависимости. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: если отец аддикт, мать проявляет со-зависимость с отцом. В такой структуре мать не в состоянии заботиться о детях, так как целиком фиксирована на проблемах отца. Дети или становятся аддиктами, или проявляют со-зависим ость с отцом наряду с матерью.
Наличие
такой зависимости находит
На формирование личности влияют не только микросоциальные семейные условия, но и социальная ситуация в целом.
Важнейшей
социальной проблемой сегодня является
защита детства. В соответствии с
Конституцией РФ детство находится
под защитой государства. Законодательно
закреплены основные гарантии жизнеобеспечения
детей, возможность получения
Увеличение числа детей-сирот связано с прогрессирующей тенденцией разрушения правовых устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных ценностей. Следует помнить, что семья является незаменимым условием воспитания и социализации ребенка, нормальною развития подрастающего поколения в эмоциональном, психическом, нравственном и других аспектах.
Важнейшей
задачей социально-
Информация о работе Социильная психология- модель семейных отношений