Совместимости темперамента в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:34, реферат

Описание

Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие темперамента…………………………………
………………………………………………

4
Глава 2. Деловое общение………………………………………... 6
Глава 3. Совместимости темперамента в деловом общении …..
……………………………………………………………………….
9

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Совместимости темпераментра.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования Федерации  профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и  социальных отношений 

Витебский филиал 
 
 
 
 
 
 

Научно-исследовательская  работа по дисциплине «Основы психологии и педагогики» на тему

«Совместимости  темперамента в деловом общении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Выполнил:

                                                                                      студентка Буравкина А.О

                                                                                                                                                                                   

                                                       курс 1

                                                              группа 1063 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                  Т.Ф. Зорина

                                                                                      
 
 
 
 
 
 

Витебск, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Понятие темперамента…………………………………

……………………………………………… 

 
4
Глава 2. Деловое общение………………………………………... 6
Глава 3. Совместимости темперамента в деловом общении …..

……………………………………………………………………….

9
   
Заключение

Список  литературы

Приложения

12

16

12

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Взаимоотношения людей в процессе  совместной деятельности, которой  каждый человек посвящает значительную часть своей  жизни,  всегда  вызывали  особый интерес и внимание со стороны философов,  психологов,  социологов,  а  также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового  общения  в той или иной сфере, соотнести  его  с  выработанными  человечеством  нормами нравственности  и  сформулировать  основные  принципы  и  правила  поведения человека  в  деловой  (служебной)  обстановке.   В   последнее   время   для характеристики всего комплекса вопросов,  связанных  с  поведением  людей  в деловой обстановке,  а  также  в качестве  названия  теоретического  курса,

посвященного  их изучению,  используется  составной  термин  "этика  делового общения". Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно  отражает  и конкретизирует  предметную  специфику  курса.  Остановимся  на  его   первой составляющей - этике. Этика - философская наука, объектом  изучения  которой является мораль. В этике можно выделить два рода  проблем:  вопросы  о  том, как  должен  поступать  человек,  и  собственно  теоретические   вопросы   о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем,  становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во  все  сферы бытия,  за  что  она   и   получила   название   "практической   философии". Практическое  значение  этики  проявляется  в   первую   очередь   в   сфере человеческого общения, важной составляющей которого является  общение  людей в процессе совместной  деятельности.  Отсюда  следует  дальнейшее  уточнение предмета  курса,  а  именно  его  соотнесенность  только  с   такой   формой человеческого взаимодействия, как деловое общение.  Совместная  деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к  нравственности.  Исторически мораль, а не право, была первой формой  регуляции  отношений  между  людьми. Особое  значение  эта  форма  регуляции  деловых  отношений  приобретает   в демократическом   обществе,   в   котором   отсутствует   жесткий   контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

ПОНЯТИЕ  ТЕМПЕРАМЕНТА

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что

в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

     Темперамент - совокупность типологических особенностей человека,

проявляющиеся в динамике его психологических  процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной

деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде

всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную,

равнинную, другую - стремительную, горную. Течение  первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов,

ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий. Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти

люди  остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются

разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

1)скорость  возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания)

2)психический  ритм и темп

3)интенсивность  психических процессов(например, сила  эмоций, активность

воли)

4)направленность  психической деятельность на  какие-то определенные

объекты(например, постоянное стремление человека к контактам  с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.

Напротив  свойства темперамента проявляются  одним и тем же образом в  самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.  

Темперамент и стиль общения.

Выделяют  четыре типа темперамента в зависимости  от силы, уравновешенности и подвижности  нервных процессов:

Холерик – Настойчив (напористый темперамент)

Это социотипы, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент самый неуравновешенный: когда на его пути возникает внезапное  препятствие, из-за экстраверсии он не в силах сдержать возбуждение  – оно выплескивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно из-за своей рациональной прямолинейности. Он упорен, целеустремлен, безжалостен к себе и требователен к другим. Колюч, неуживчив, прямолинеен и бескомпромиссен, поэтому с ним трудно. Это неугомонный, нетерпеливый, с огромным запасом энергии человек, что обусловливает его высокую работоспособность, подвижность, активность во всех сферах жизнедеятельности. Он импульсивен, чувство страха и болевой порог у него понижены. Узлы он рубит. Гордий был холериком, как Петр Великий, как маршал Жуков. Невзгоды такого человека не гнут, а ломают. Холерик прямодушен, и его можно победить хитростью. Глубоко переживает радости, боли, печали. Под влиянием аффекта может совершить необдуманный поступок, в чем завтра будет раскаиваться. Он защитник слабых и всегда впереди. Это сильный, неуравновешенный тип, с быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Именно этих людей мы привыкли называть «темпераментными», имея в виду неукротимость, яркое внешнее выражение чувств, быстроту реакций, общую эмоциональность и подвижность. Такой человек говорит очень быстро, у него богатая мимика, жестикуляция. Холерики – люди, быстрые во всем: быстро ходят, быстро принимают решения. Они сначала скажут, а потом подумают, сначала сделают, а затем, увы, пожалеют. Они высоко эмоциональны, страстны, аффективны, плохо управляют своими чувствами, в общении гневливы, обидчивы. Вследствие высокой возбудимости, импульсивности и свойственной им резкости они конфликтны, агрессивны, не умеют ждать. Если такому человеку назначена встреча, но по какой-то причине партнер задерживается, то нетерпение холерика достигает кульминации, что выражается в двигательном беспокойстве, суетливости, многоречивости. 

В целом  стиль общения холерика по эмоционально-волевой  окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью, богатством используемых средств. Причем, основные черты этого стиля – активность, импульсивность, агрессивность, обидчивость, неугомонность – не зависят от положения и статуса собеседника, партнера. Если же человек на работе спокоен и уступчив, а дома гневлив, раздражителен, агрессивен – в этом случае мы говорим не о темпераменте, а о характере, так как проявления характера всегда согласуются с конкретной социальной ситуацией. 

Информация о работе Совместимости темперамента в деловом общении