Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

1005 псих готов.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

 е)  получение заслуженных поощрений  за успехи, причем не столько  за сам по себе выигрыш в  игре, сколько за демонстрацию  в ней новых знаний, умений  и навыков.

       Применяя  обычные, традиционные соревновательные               учебно-познавательные игры с детьми, важно обращать их внимание на три последних из перечисленных пунктов: «г», «д» и «е». К концу дошкольного детства доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги.

       Немаловажную  роль в обеспечении интеллектуально-познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо снабжать дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми они могут свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их к самостоятельному исследованию окружающих предметов.

       Наиболее  полезны для ребенка дошкольного  возраста такие    учебно-познавательные игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать.

    1.3 Методики выявления  уровня специальной  готовности детей  к обучению в  школе

       Применяемые методы диагностики психологической  готовности к школе должны показать развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах. При этом следует помнить указание Д.Б. Эльконина о том, что при изучении детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».

       Несмотря  на многообразие существующих методов  определения готовности к школьному обучению, ни один из них не удовлетворяет полностью, когда на практике в качестве школьного психолога пришлось столкнуться с этой проблемой.

       Причин  было несколько: 1) обследование не могло  быть слишком длительным, так как  оно должно было вписываться во временные  рамки записи детей в школу (апрель-май); 2) функциональная готовность и тестовые батареи не давали сведений о мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна была содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

       В связи с указанными причинами  для диагностической программы  были разработаны и использованы следующие методики.

       Диагностическая программа разработана Н.И. Гуткиной. «Готовность к школьному обучению», или «Школьная зрелось», как она звучит в зарубежных исследованиях, включает в себя следующие параметры:

  1. развитие аффективно-потребностной сферы;
  2. развитие произвольной сферы;
  3. развитие интеллектуальной сферы;
  4. развитие речевой сферы.

       Ребенок, нормально развивавшийся в дошкольном возрасте, приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер, чего нельзя сказать о педагогически запущенных ребятах и детях с ЗПР, не говоря об умственно отсталых.

      Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха, отрицательно сказывающееся при обучении чтению и письму. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок умел различать в словах отдельные звуки.

     Соответственно  приведенному пониманию психологической  готовности к школьному обучению разработана программа диагностического обследования, позволяющая выявить детей, не готовых к школе, хорошо готовых к школе и готовых к ней на среднем уровне. В эту программу входят ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, тест «Классификация предметных картинок» для определения способности к обобщениям, «Набор слов». (Приложение 1 -3)

       Ориентационный  тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий. Первое задание       – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший балл; 5 – низший бал), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15     – ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

       Методика, предложенная Л.А. Венгером, основана на запоминании ребенком бессмысленного набора слов при предъявлении на слух.

Итак, в заключение первой главы можно  сделать некоторые выводы.

      Психологическая готовность ребенка к обучению в  школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

       Под познавательной готовностью подразумевается  готовность ребенка к познавательной деятельности, которая заключается  в восприятии окружающего мира, его  осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, речь, память, воображение.

       Проблема  психологической готовности к школе  для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в  работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек, а также многие отечественные психологи: Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Поливанова К.Н. и др.).

       Общая готовность к школе выражается в  достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

       Специальная готовность к школе является дополнением  общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению.

       В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов; важнейшие из них – нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

       Готовность  ребенка преддошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его познавательная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о познавательной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без познавательной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.

       Применяемые методы диагностики психологической готовности к школе должны показать развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах. Это ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, методика Л.А. Венгера, тест «Классификация предметных картинок» и др.

 

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    2.1. Организация диагностики специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе

       Процедура диагностики психологической готовности ребенка к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых приходится работать. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае, в результате чего заполняется карта психического развития ребенка, которая вместе с медицинской картой представляется в школу и передается на хранение школьному психологу.

       Время обследования (апрель-май) одно и то же и в случае проведения его в детском саду, и в случае проведения непосредственно в школе. Объясняется это тем, что к этому моменту будущим            первоклассникам-шестилеткам уже исполнится 5 лет 6 месяцев – возраст, раньше которого нельзя проводить предложенную программу обследования.

       Предпочтительнее  обследовать будущего первоклассника в детском саду, поскольку при  этом он находится в привычной  обстановке, а само обследование похоже для него на индивидуальное занятие. Таким образом, сводится до минимума стрессовое влияние так называемого «экзамена» при поступлении в школу, во что, к сожалению, вылились многие собеседования с детьми во время приема их в первый класс.

       В детском саду обследование может  проводиться в один прием или, если ребенок работает очень медленно и быстро устает, то за два раза. Разбить  обследование на две части желательно и в школе, чтобы дети меньше уставали.

       Практически все обследование и в первый, и во второй раз проводится в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики: «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотивов». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, так как при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий их присутствие не только допустимо, но и желательно, особенно в тех случаях, когда речь идет не просто об исследовании готовности к школе, а об отборе в гимназию, лицей или языковую школу более развитых ребят.

       Когда родители лично видят, что их детям  не задают никаких особо сложных  заданий, а предлагают ответить на довольно простые вопросы или поиграть в игры, вполне доступные данному возрасту, то в случае, если ребенок не готов к школе, а потому не принимается в нее, у них нет оснований считать, что к их детям были несправедливы. Перед началом второго собеседования родителям ребенка показывают его рисунок домика и образец, с которого была сделана копия; при этом указывается на все ошибки, допущенные их сыном или дочерью. Затем напоминаются результаты выполнения других заданий первого этапа, после чего испытуемому даются методики «Сапожки» и «Последовательность событий».

       При отборе наиболее развитых детей в  школы с усложненной программой обучения второй этап обследования должен проводиться в присутствии небольшой комиссии из учителей (и если есть возможность      – логопеда), сидящей несколько поодаль от стола, за которым сидят психолог, ребенок и его родители. Родители садятся рядом со своим ребенком (а не напротив него), но вместе с тем на некотором расстоянии, чтобы все видеть и слышать, но не мешать. Работает с ребенком психолог. По окончании обследования родителям сообщают, что конкурсная комиссия вынесет свое решение по результатам обследования после того, как собеседование пройдут все дети данного возраста.

       Если  обследование при приеме в школу  проводится не с целью отбора детей, а с целью изучения их особенностей психического развития к моменту начала систематического обучения, что может послужить основой для индивидуального подхода к будущему ученику, то на втором этапе обследования совсем не обязательно присутствие комиссии. Обследование может проводить психолог в присутствии родителей.

       Во  время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный, непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо (независимо от действительного результата). Без такой обратной связи тревожный испытуемый может просто молчать. Следует заметить, что подобного рода тактика рекомендуется в общении со всеми испытуемыми, поскольку детям очень важны одобрительные замечания взрослого на их ответы.

       По  окончании выполнения всех заданий  в случае необходимости родителям дается рекомендация на основании результатов обследования, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе [13, с.36].

       Результаты  обследования на предмет определения  психологической готовности к школе должны быть занесены в карту психического развития ребенка, кратко называемую «психологическая карта». Подробное описание карты дано в книге «Школьная психологическая служба». На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Сводная таблица имеет следующие рубрики: 1) дата; 2) причины проведения обследования или других видов работы; 3) цель мероприятия и результат; 4) вопросы для дальнейшей работы.

Информация о работе Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе