Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

1005 псих готов.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

       Далее идут разделы, в которых представлены конкретные результаты работы с ребенком.

  1. Данные об особенностях развития, обучения и воспитания на предыдущих этапах.
  2. Сведения о состоянии здоровья.
  3. Данные о проведении диагностической работы (использовавшиеся методы, результаты).
  4. Данные о психокоррекционной и развивающей работе.
  5. Данные о совместной работе с педагогом (запись бесед с учителями, воспитателями; характеристика, которую они дают ребенку; рекомендации психолога; совместно принятые решения; анализ хода и результатов выполнения решений и рекомендаций).
  6. Данные о совместной работе с родителями (запись бесед с родителями; рекомендации, данные психологом; совместные решения; анализ хода и результатов их выполнения).
  7. Копии заключений для третьих лиц и инстанций, данных психологом по поводу ребенка.
  8. Заключения специалистов, полученные в ответ на запрос психолога по поводу ребенка.
  9. Дополнительные данные. Особые отметки.

       Для предотвращения утечки психологической  информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке (фамилия и т.д.) хранится отдельно. На нем, так же как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

       К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там сведениями только по согласованию с психологом.

       При переходе ученика в новое учебное  заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

       Основная  цель психологического обследования ребенка  при приеме в школу – выявить  детей, нуждающихся в специальной развивающей работе с ними. Исходя из этого тезиса, в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие развитие ребенка на момент обследования (с описанием применявшихся диагностических методов и полученных по ним результатов), зафиксировать основные проблемы ребенка (как интеллектуальные, так и личностные) и наметить план необходимой развивающей работы.

       Если психолог встречается с ребенком, явно опережающим по своему развитию остальных своих сверстников, все сказанное выше о заполнении карты относится и к этому случаю, только с обратным знаком. Здесь важно наметить индивидуальный подход к будущему ученику (в школе и дома), чтобы учебная программа, рассчитанная на среднего учащегося, не тормозила темпа его развития.

    2.2. Результаты диагностики  уровня специальной  готовности старших  дошкольников к  обучению в школе

 

       В результате контрольного эксперимента по методикам №№1,2,3 были получены следующие результаты, которые занесены в табл. 1.

       Всего в исследовании участвовало  10 человек (100%) в возрасте 6-7 лет. Из них: 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%). Уровень развития школьной зрелости выше среднего у  трех человек (30%); среди них 2 девочки (20% от общего количества участников обследования и 40% от количества девочек) и 1 мальчик (20% от количества мальчиков и 10% от общего числа детей). Средний уровень показали    6 человек: 3 мальчика и 3 девочки (60%: по 30% от общего количества детей и по 60% от полового состава). Один мальчик показал уровень развития школьной зрелости ниже нормы (10% от общего количества и 20% от числа мальчиков).

Табл. 1

Результаты  диагностирования обследуемой группы 6-7-летних дошкольников по методике №1 (тест Керна-Йирасека)

№ п/п Инициалы  обследуемых Пол Возраст, лет Количество  баллов Сумма баллов Уровень развития школьной зрелости
Задание №1

Рисование мужской фигуры

Задание №2

Срисовы-вание  письменных букв

Задание №3

Срисовы-вание группы точек

1 АДА М 6,5 2 2 3 7 средний
2 БНТ М 6 1 1 1 3 выше среднего
3 ЗМИ М 6,1 3 3 4 10 средний
4 ИНЕ М 6,4 2 2 2 6 выше среднего
5 КЕА М 6,5 3 5 3 12 средний
6 МАС Ж 6,3 3 2 2 7 средний
7 ЯЕП Ж 6,2 4 4 4 12 ниже нормы
8 МИВ Ж 6,5 3 3 2 8 средний
9 ПЕН Ж 6,6 2 2 2 6 выше среднего
10 ХЮМ Ж 6 4 3 2 9 средний
 

       Качественный  анализ показал, что БНТ выделяется среди других детей высоким уровнем интеллекта и развития речи; у нее хорошо развита мелкая моторика руки; она пунктуально и точно смогла выполнить все задания. ИНЕ и ПЕН также показали уровень выше среднего, так как смогли в основном точно выполнить все задания, хотя у них были мелкие недочеты и неточности. АДА, ЗМИ, КЕА, МАС, МИВ, ХЮМ имеют средний уровень развития школьной зрелости: в основном у них общие неточности и просчеты, моторика руки развита недостаточно, как следствие – крупные детали при воспроизведении элементов на рисунках, несоответствие размеров букв примера и воспроизводимых. ЯЕП очень подвижный и общительный ребенок, все время играет и неохотно выполняет задания, мелкая моторика руки развита очень плохо, не знает один из всей группы детей букв и чисел, развитие ниже нормы. Требуется коррекционная работа со стороны воспитателя, родителей и психолога.

Табл. 2

Распределение детей по уровням готовности

Уровни Количество  детей
абсолютное %
Выше  среднего 3 30
Средний 6 60
Ниже  нормы 1 10
 

       Для исследования познавательной готовности дошкольника к обучению в школе  мы использовали две методики:

  1. методика №2 «Тест на развитие графического навыка»; цель: определить уровень сформированности графического навыка; оборудование: лист бумаги в клеточку, ручка;
  2. методика №3 «Набор слов» (автор Венгер Л.А.); цель: выявить уровень развития произвольного запоминания.

       Считаем, что данные методики являются наиболее валидными для определения познавательной готовности дошкольника к обучению в школе.

       Для обследования была подобрана группа дошкольников в возрасте от 6 до 6,6 лет. Количество человек – 10; из них 5 мальчиков и 5 девочек.

       В обследовании участвовало 10 человек (100%); из них: 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%). Высокий уровень сформированности графического навыка показало 2 человека (20% от общего числа): 1 мальчик (10% от общего числа обследуемых и 20% от числа мальчиков) и 1 девочка (10% от общего количества и 20% от количества девочек). 

Табл. 3

Результаты  диагностики обследуемой группы дошкольников на развитие графического навыка

№ п/п Инициалы  обследуемых Пол Возраст, лет Сумма баллов Уровень развития школьной зрелости
1 АДА М 6,5 5 высокий
2 БНТ М 6 3 средний
3 ЗМИ М 6,1 3 средний
4 ИНЕ М 6,4 2 низкий
5 КЕА М 6,5 1 низкий
6 МАС Ж 6,3 1 низкий
7 ЯЕП Ж 6,2 2 низкий
8 МИВ Ж 6,5 6 высокий
9 ПЕН Ж 6,6 3 средний
10 ХЮМ Ж 6 3 средний
 

       Средний уровень показали 4 человека (40%):   2 мальчика (20% от общего количества и 40% от количества мальчиков) и   2 девочки (20% от общего количества и 40% от количества девочек). Низкий уровень сформированности графического навыка у 4 человек (40%): у 2 мальчиков (20% общего количества и 40% от количества мальчиков) и у 2 девочек (20% от общего числа и 40% от числа девочек).

Табл. 4

Уровень сформированности графических навыков  у обследуемой группы дошкольников

Уровни Количество  детей
абсолютное %
Высокий 2 20
Средний 4 40
Низкий 4 40
 

       При обследовании были выявлены следующие  результаты. АДА показал высокий  уровень сформированности графического навыка; он нарушил лишь последовательность воспроизведения элементов; МИВ  с заданием справилась полностью, что  соответствует высокому уровню развития графических навыков. БНТ, ЗМИ, ПЕН и ХЮМ показали средний уровень сформированности графических навыков, причем недочеты у них были одинаковые: характер линий неровный, размер элементов и наклон не соответствовал эталону. ИНЕ и ЯЕП показали низкий уровень сформированности графических навыков, так как неровный характер линий, размер и форма элементов не соответствовали эталону, отклонение от строчки значительное. КЕА и МАС также с низким уровнем сформированности графических навыков; они верно соблюдали лишь наклон.

      Далее приведем результаты обследования группы дошкольников на выявление уровня развития произвольного запоминания (табл. 5)

Табл. 5

Результаты  обследования группы дошкольников на выявление уровня развития произвольного  запоминания

№ п/п Инициалы обследуемых Пол Возраст, лет Количество  слов при повторах Нали-чие  прова-лов Уровень развития произво-льной памяти
повтор 1 повтор 2 повтор 3 повтор 4
1 АДА М 6,5 6 8 10 10   высокий
2 БНТ М 6 4 7 8 8 + средний
3 ЗМИ М 6,1 3 7 7 8 + средний
4 ИНЕ М 6,4 4 5 7 8   средний
5 КЕА М 6,5 1 1 3 3 + низкий
6 МАС Ж 6,3 - 1 3 3 + низкий
7 МИВ Ж 6 4 5 6 6   средний
8 ПЕН Ж 6,2 3 5 8 8 + средний
9 ХЮМ Ж 6,5 4 6 7 8   средний
10 ЯЕП Ж 6,6 1 2 3 3 + низкий

Информация о работе Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе