Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:03, курсовая работа
Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34
Далее идут разделы, в которых представлены конкретные результаты работы с ребенком.
Для предотвращения утечки психологической информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке (фамилия и т.д.) хранится отдельно. На нем, так же как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.
К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там сведениями только по согласованию с психологом.
При
переходе ученика в новое учебное
заведение карта может
Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявить детей, нуждающихся в специальной развивающей работе с ними. Исходя из этого тезиса, в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие развитие ребенка на момент обследования (с описанием применявшихся диагностических методов и полученных по ним результатов), зафиксировать основные проблемы ребенка (как интеллектуальные, так и личностные) и наметить план необходимой развивающей работы.
Если психолог встречается с ребенком, явно опережающим по своему развитию остальных своих сверстников, все сказанное выше о заполнении карты относится и к этому случаю, только с обратным знаком. Здесь важно наметить индивидуальный подход к будущему ученику (в школе и дома), чтобы учебная программа, рассчитанная на среднего учащегося, не тормозила темпа его развития.
В результате контрольного эксперимента по методикам №№1,2,3 были получены следующие результаты, которые занесены в табл. 1.
Всего в исследовании участвовало 10 человек (100%) в возрасте 6-7 лет. Из них: 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%). Уровень развития школьной зрелости выше среднего у трех человек (30%); среди них 2 девочки (20% от общего количества участников обследования и 40% от количества девочек) и 1 мальчик (20% от количества мальчиков и 10% от общего числа детей). Средний уровень показали 6 человек: 3 мальчика и 3 девочки (60%: по 30% от общего количества детей и по 60% от полового состава). Один мальчик показал уровень развития школьной зрелости ниже нормы (10% от общего количества и 20% от числа мальчиков).
Табл. 1
Результаты диагностирования обследуемой группы 6-7-летних дошкольников по методике №1 (тест Керна-Йирасека)
№ п/п | Инициалы обследуемых | Пол | Возраст, лет | Количество баллов | Сумма баллов | Уровень развития школьной зрелости | ||
Задание
№1
Рисование мужской фигуры |
Задание №2
Срисовы-вание письменных букв |
Задание №3
Срисовы-вание группы точек | ||||||
1 | АДА | М | 6,5 | 2 | 2 | 3 | 7 | средний |
2 | БНТ | М | 6 | 1 | 1 | 1 | 3 | выше среднего |
3 | ЗМИ | М | 6,1 | 3 | 3 | 4 | 10 | средний |
4 | ИНЕ | М | 6,4 | 2 | 2 | 2 | 6 | выше среднего |
5 | КЕА | М | 6,5 | 3 | 5 | 3 | 12 | средний |
6 | МАС | Ж | 6,3 | 3 | 2 | 2 | 7 | средний |
7 | ЯЕП | Ж | 6,2 | 4 | 4 | 4 | 12 | ниже нормы |
8 | МИВ | Ж | 6,5 | 3 | 3 | 2 | 8 | средний |
9 | ПЕН | Ж | 6,6 | 2 | 2 | 2 | 6 | выше среднего |
10 | ХЮМ | Ж | 6 | 4 | 3 | 2 | 9 | средний |
Качественный анализ показал, что БНТ выделяется среди других детей высоким уровнем интеллекта и развития речи; у нее хорошо развита мелкая моторика руки; она пунктуально и точно смогла выполнить все задания. ИНЕ и ПЕН также показали уровень выше среднего, так как смогли в основном точно выполнить все задания, хотя у них были мелкие недочеты и неточности. АДА, ЗМИ, КЕА, МАС, МИВ, ХЮМ имеют средний уровень развития школьной зрелости: в основном у них общие неточности и просчеты, моторика руки развита недостаточно, как следствие – крупные детали при воспроизведении элементов на рисунках, несоответствие размеров букв примера и воспроизводимых. ЯЕП очень подвижный и общительный ребенок, все время играет и неохотно выполняет задания, мелкая моторика руки развита очень плохо, не знает один из всей группы детей букв и чисел, развитие ниже нормы. Требуется коррекционная работа со стороны воспитателя, родителей и психолога.
Табл. 2
Распределение детей по уровням готовности
Уровни | Количество детей | |
абсолютное | % | |
Выше среднего | 3 | 30 |
Средний | 6 | 60 |
Ниже нормы | 1 | 10 |
Для исследования познавательной готовности дошкольника к обучению в школе мы использовали две методики:
Считаем, что данные методики являются наиболее валидными для определения познавательной готовности дошкольника к обучению в школе.
Для обследования была подобрана группа дошкольников в возрасте от 6 до 6,6 лет. Количество человек – 10; из них 5 мальчиков и 5 девочек.
В
обследовании участвовало 10 человек (100%);
из них: 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%). Высокий
уровень сформированности графического
навыка показало 2 человека (20% от общего
числа): 1 мальчик (10% от общего числа обследуемых
и 20% от числа мальчиков) и 1 девочка (10%
от общего количества и 20% от количества
девочек).
Табл. 3
Результаты диагностики обследуемой группы дошкольников на развитие графического навыка
№ п/п | Инициалы обследуемых | Пол | Возраст, лет | Сумма баллов | Уровень развития школьной зрелости |
1 | АДА | М | 6,5 | 5 | высокий |
2 | БНТ | М | 6 | 3 | средний |
3 | ЗМИ | М | 6,1 | 3 | средний |
4 | ИНЕ | М | 6,4 | 2 | низкий |
5 | КЕА | М | 6,5 | 1 | низкий |
6 | МАС | Ж | 6,3 | 1 | низкий |
7 | ЯЕП | Ж | 6,2 | 2 | низкий |
8 | МИВ | Ж | 6,5 | 6 | высокий |
9 | ПЕН | Ж | 6,6 | 3 | средний |
10 | ХЮМ | Ж | 6 | 3 | средний |
Средний уровень показали 4 человека (40%): 2 мальчика (20% от общего количества и 40% от количества мальчиков) и 2 девочки (20% от общего количества и 40% от количества девочек). Низкий уровень сформированности графического навыка у 4 человек (40%): у 2 мальчиков (20% общего количества и 40% от количества мальчиков) и у 2 девочек (20% от общего числа и 40% от числа девочек).
Табл. 4
Уровень сформированности графических навыков у обследуемой группы дошкольников
Уровни | Количество детей | |
абсолютное | % | |
Высокий | 2 | 20 |
Средний | 4 | 40 |
Низкий | 4 | 40 |
При обследовании были выявлены следующие результаты. АДА показал высокий уровень сформированности графического навыка; он нарушил лишь последовательность воспроизведения элементов; МИВ с заданием справилась полностью, что соответствует высокому уровню развития графических навыков. БНТ, ЗМИ, ПЕН и ХЮМ показали средний уровень сформированности графических навыков, причем недочеты у них были одинаковые: характер линий неровный, размер элементов и наклон не соответствовал эталону. ИНЕ и ЯЕП показали низкий уровень сформированности графических навыков, так как неровный характер линий, размер и форма элементов не соответствовали эталону, отклонение от строчки значительное. КЕА и МАС также с низким уровнем сформированности графических навыков; они верно соблюдали лишь наклон.
Далее приведем результаты обследования группы дошкольников на выявление уровня развития произвольного запоминания (табл. 5)
Табл. 5
Результаты обследования группы дошкольников на выявление уровня развития произвольного запоминания
№ п/п | Инициалы обследуемых | Пол | Возраст, лет | Количество слов при повторах | Нали-чие прова-лов | Уровень развития произво-льной памяти | |||
повтор 1 | повтор 2 | повтор 3 | повтор 4 | ||||||
1 | АДА | М | 6,5 | 6 | 8 | 10 | 10 | высокий | |
2 | БНТ | М | 6 | 4 | 7 | 8 | 8 | + | средний |
3 | ЗМИ | М | 6,1 | 3 | 7 | 7 | 8 | + | средний |
4 | ИНЕ | М | 6,4 | 4 | 5 | 7 | 8 | средний | |
5 | КЕА | М | 6,5 | 1 | 1 | 3 | 3 | + | низкий |
6 | МАС | Ж | 6,3 | - | 1 | 3 | 3 | + | низкий |
7 | МИВ | Ж | 6 | 4 | 5 | 6 | 6 | средний | |
8 | ПЕН | Ж | 6,2 | 3 | 5 | 8 | 8 | + | средний |
9 | ХЮМ | Ж | 6,5 | 4 | 6 | 7 | 8 | средний | |
10 | ЯЕП | Ж | 6,6 | 1 | 2 | 3 | 3 | + | низкий |
Информация о работе Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе