Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:03, курсовая работа
Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34
В обследовании участвовало 10 человек (100%); из них: 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%). Высокий уровень развития произвольной памяти показал 1 человек (10% от общего числа обследуемых и 20% от числа мальчиков). Средний уровень показали 6 человек (60%): 3 мальчика (30% от общего количества и 60% от количества мальчиков) и 3 девочки (30% от общего количества и 60% от количества девочек). Низкий уровень развития произвольной памяти у 3 человек (30%): у 1 мальчика (10% общего количества и 20% от количества мальчиков) и у 2 девочек (20% от общего числа и 40% от числа девочек).
Качественный анализ показал, что высокий уровень развития произвольной памяти имеет АДА; он смог воспроизвести при первом чтении 6 слов, далее он смог повторить все 10 слов. Средний уровень показали БНТ, ЗМИ, ИНЕ, МИВ, ПЕН и ХЮМ; они смогли воспроизвести при четвертом повторе 8 слов, кроме МИВ (она воспроизвела 6 слов). Низкий уровень развития произвольной памяти выявлен у КЕА, МАС и ЯЕП; при четвертом повторе с большим числом «провалов» они воспроизвели лишь 3 слова каждый, что говорит о плохой памяти.
Табл. 6
Уровень развития произвольной памяти у обследуемых дошкольников
Уровни | Количество детей | |
абсолютное | % | |
Высокий | 1 | 10 |
Средний | 6 | 60 |
Низкий | 3 | 30 |
Таким образом, по результатам трех методик был выявлен средне-низкий уровень готовности дошкольников к обучению в школе, поэтому необходимо провести мероприятия по корректировке познавательной готовности дошкольников.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Под познавательной готовностью подразумевается готовность ребенка к познавательной деятельности, которая заключается в восприятии окружающего мира, его осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, речь, память, воображение.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, а также многие отечественные психологи: Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Поливанова К.Н. и др.).
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.
Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению.
В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов; важнейшие из них – нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.
Готовность
ребенка преддошкольного
Применяемые методы диагностики психологической готовности к школе должны показать развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах. Это ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, методика Л.А. Венгера, тест «Классификация предметных картинок» и др.
Для исследования специальной готовности дошкольников к обучению в школе были использовали три методики: методика №1 (тест Керна-Йирасека), методика №2 «Тест на развитие графического навыка, методика №3 «Набор слов» (автор Венгер Л.А.).
По результатам трех методик был выявлен средне-низкий уровень готовности дошкольников к обучению в школе, поэтому необходимо провести мероприятия по корректировке познавательной готовности.
Информация о работе Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе