Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

1005 псих готов.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)
 

       В обследовании участвовало 10 человек (100%); из них: 5 мальчиков (50%) и 5 девочек (50%). Высокий уровень развития произвольной памяти показал 1 человек (10% от общего числа обследуемых и 20% от числа мальчиков). Средний уровень показали 6 человек (60%): 3 мальчика (30% от общего количества и 60% от количества мальчиков) и 3 девочки (30% от общего количества и 60% от количества девочек). Низкий уровень развития произвольной памяти у 3 человек (30%): у 1 мальчика (10% общего количества и 20% от количества мальчиков) и у 2 девочек (20% от общего числа и 40% от числа девочек).

       Качественный  анализ показал, что высокий уровень развития произвольной памяти имеет АДА; он смог воспроизвести при первом чтении 6 слов, далее он смог повторить все 10 слов. Средний уровень показали БНТ, ЗМИ, ИНЕ, МИВ, ПЕН и ХЮМ; они смогли воспроизвести при четвертом повторе 8 слов, кроме МИВ (она воспроизвела 6 слов). Низкий уровень развития произвольной памяти выявлен у КЕА, МАС и ЯЕП; при четвертом повторе с большим числом «провалов» они воспроизвели лишь 3 слова каждый, что говорит о плохой памяти.

Табл. 6

Уровень развития произвольной памяти у обследуемых  дошкольников

Уровни Количество  детей
абсолютное %
Высокий 1 10
Средний 6 60
Низкий 3 30
 

       Таким образом, по результатам трех методик  был выявлен  средне-низкий уровень  готовности дошкольников к обучению в школе, поэтому необходимо провести мероприятия по корректировке познавательной готовности дошкольников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

       Под познавательной готовностью подразумевается  готовность ребенка к познавательной деятельности, которая заключается  в восприятии окружающего мира, его  осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, речь, память, воображение.

       Проблема  психологической готовности к школе  для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, а также многие отечественные психологи: Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Поливанова К.Н. и др.).

       Общая готовность к школе выражается в  достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

       Специальная готовность к школе является дополнением  общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению.

       В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов; важнейшие из них – нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

       Готовность  ребенка преддошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его познавательная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о познавательной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без познавательной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.

       Применяемые методы диагностики психологической готовности к школе должны показать развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах. Это ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, методика Л.А. Венгера, тест «Классификация предметных картинок» и др.

       Для исследования специальной готовности дошкольников к обучению в школе были использовали три методики: методика №1 (тест Керна-Йирасека), методика №2 «Тест на развитие графического навыка, методика №3 «Набор слов» (автор Венгер Л.А.).

      По результатам трех методик был выявлен  средне-низкий уровень готовности дошкольников к обучению в школе, поэтому необходимо провести мероприятия по корректировке познавательной готовности.

 

  Список использованной литературы

 

  1. Андреева  А.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 2003. – 345 с.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Дошкольная литература, 2005 . – 282 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: ЭКСМО, 2005. – 276 с.
  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: ЭКСМО, 2002. – 304 с.
  5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: Дошкольная литература, 2005. – 251 с.
  6. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.2. - М.: Просвещение, 2004. – 417 с.
  7. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 2005. -.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1998.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. - М.: Просвещение, 2002. – 392 с.
  10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1998.
  11. А.А. Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 6-7 лет /Под ред. А.А. Столяра. - М.: Инфра-М, 2006. – 349 с.
  12. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Посвещеие, 2004. – 284 с..
  13. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 239 с.
  14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. - М.: Владос, 2004. – 316 с.
  15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: , 2001.
  16. Никитин Б.С. Развивающие игры. - М.: Академия, 2004. – 275 с.
  17. Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. – СПб.: Питер, 2006. – 246 с.
  18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Академия, 2007 . – 238 с..
  19. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. СПб.: Питер, 2008. – 261 с.
  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Академия, 2004 . – 328 с.
  21. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Академия, 2004 . – 209 с.
  22. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2009.- №6. – С.14-16.
  23. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Вопросы психологии. - 2009. - №2. – С.9 -11.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Специальная готовность старших дошкольников к обучению в школе