Спілкування

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

В данной работе я хочу рассмотреть, на мой взгляд, очень актуальную и интересную проблему для всего народонаселения Земли. Это – проблема общения. Да, именно общение. Ведь человек живёт в окружении других членов общества, с которыми он сталкивается ежедневно, а следовательно и общается с ними. У человека с рождения существует потребность в контакте с другими людьми, которую он удовлетворяет посредством общения.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Содержание

Вступ…………………………………………………………………………3ст.
I Глава. Загальна характеристика спілкування......................................6ст.
Теорії спілкування...............................................................................12ст.
ІІ Глава. Закономірності спілкування і взаємодії.................................19ст.
Спілкування як обмін інформації(комунікативна сторона)...........24ст.
Спілкування як взаємодія(інтерактивна сторона)...........................31ст.
Спілкування як сприймання людьми один одного(перцептивна сторона)...............................................................................................37ст.
Висновок........................................................................................................44ст.
Список літератури.......................................................................................45ст.

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)


МВС

Національний Університет  Внутрішніх Справ

Харківський інститут права, економіки та соціології

Соціально-психологічний  факультет

Кафедра загальної та прикладної психології і педагогіки

 

 

 

 

Курсова робота

На тему

«Спілкування»

 

 

Виконала:

Студентка ПСдср-07-1

Кібенко К.С.

Науковий керівник:

Кондратова А.В.

 

 

 

Харків 2008р.

 

Зміст

 

 

 

Вступ…………………………………………………………………………3ст.

  1. I Глава. Загальна характеристика спілкування......................................6ст.
    1. Теорії спілкування...............................................................................12ст.
  2. ІІ Глава. Закономірності спілкування і взаємодії.................................19ст.
    1. Спілкування як обмін інформації(комунікативна сторона)...........24ст.
    2. Спілкування як взаємодія(інтерактивна сторона)...........................31ст.
    3. Спілкування як сприймання людьми один одного(перцептивна сторона)...............................................................................................37ст.

Висновок........................................................................................................44ст.

Список літератури.......................................................................................45ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе я хочу рассмотреть, на мой взгляд, очень  актуальную и интересную проблему для всего народонаселения Земли. Это – проблема общения. Да, именно общение. Ведь  человек живёт в окружении других членов общества, с которыми он сталкивается ежедневно, а следовательно и общается с ними. У человека с рождения существует потребность в контакте с другими людьми, которую он удовлетворяет посредством общения.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение с людьми –  это наука и искусство. Здесь  важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

    Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.

В последние десятилетия  минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Для межличностного общения  типична такая ситуация, когда  участники общения, вступая в  контакты, преследуют по отношению  друг к другу более или менее  значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти -  следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта  и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

Общение очень многогранно. И его бесспорно полностью  рассмотреть и изучить все  стороны этого многогранного  процесса невозможно досконально ибо  как неповторима каждая отдельная  личность так индивидуальны и  неповторимы ее проявления в общении, восприятии жизни, творчестве… Однако изучение и осмысление основных психологических особенностей коммуникации является обязательным для психолога и бесспорно весьма полезным для каждого человека, желающего глубже понять себя, свое место в социуме и научится лучшим, более качественным отношениям с ближним.

Проблема общение была актуальна всегда, с начала зарождения общества, актуальна сейчас и будет  актуальна в будущем. Ведь стиль  общения, его основы меняются вместе с людьми, обществом, их интересами  и потребностями. Поэтому, я считаю, общение никогда не может быть изучено до конца. С новыми временами будут приходить и новые люди, и новое общение между ними. Всё это будет учитываться в будущем психологами, который будут изучать общение и будут создавать всё новые и новые теории общения.

Во время изучения проблемы общения, я собираюсь рассмотреть  разные теории общения, выделить общую  характеристику общения, изучить закономерности общения и взаимодействия, рассмотреть  характеристику общения с разных сторон : коммуникативной, интерактивной, перцептивной. И в итоге сделать вывод о том, что же такое общение, какова его структура, и является ли оно в действительности на столько важным как все считают, и конечно же высказать своё мнение по поводу данного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I Глава. Общая характеристика общения.

 

Как я уже писала в  введения, темой своей курсовой работы я выбрала – общение. И так, для начала, я бы хотела выяснить, что же такое общение и какова его общая характеристику.

В «Большом психологическом словаре» Бориса Гурьевича Мещерякова, Владимира Петровича Зинченко дано такое определение общения: «ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. …»

А в «Психологическом словаре» под общей редакцией  А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского  я прочла следующее определение: «ОБЩЕНИЕ – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра. …»

И это действительно  так, общение очень сложный и  многосоставляющий процесс, поэтому и существует множество различных его определений, которые подчеркивают его сложность и значимость.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет  расставить правильные акценты в  вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в  общении. Таким образом, корни общения  – в самой материальной жизнедеятельности  индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" – как утверждал Леонтьев, т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

В процедуре  общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт  с другими  людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если  какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается

добиться ожидаемых  результатов общения – оно  окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”,  “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди Вас поняли, как они воспринимают Вас, как относятся к проблеме.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

1.Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций. В результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций проблем. Например, в сознании могут существовать стереотипы: «Все полные люди – добрые», «Ребенок, получающий плохие оценки в школе – глупый» и т.п.

2.Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит

собственным взглядам, что  ново и необычно. Мы не всегда осознаем, что 

толкование событий  другим человеком столь же законно, как и наше собственное.

3.Плохие отношения между людьми – если отношение того, кто с вами общается враждебное, то его трудно убедить в справедливости Вашего взгляда на проблему.

4.Отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.

5.Пренебрежение фактами – привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов. 

6.Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.

 

 Существуют различные стратегии общения :

1. Открытое – закрытое общение.

Открытое общение –  желание и умение полно выразить свою точку зрения, готовность учесть позиции других. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Закрытое общение –  нежелание или неумение выражать свою точку зрения, свое отношение или имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: А) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на повышение компетентности другой стороны; Б) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Одностороннее выспрашивание  – полузакрытая коммуникация, в  которой человек пытается выяснить позиции другого и в то же время  не раскрывает свои позиции.

Истерическое предъявление проблемы – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать жалобы и т.п.

2. Монологическое – диалогическое общение.

3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам») общение.

 

Различают такие  виды общения:

1. «Контакт масок» -формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.п.) – специальный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или произнесут агрессивные, грубые реплики. Если от собеседника получено желаемое, то к нему теряется интерес и это не скрывается.

3. Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание и средства

общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной

роли (этот человек –  врач, этот – кондуктор и т.п.)

4. Деловое общение -когда учитывают особенности личности, характера, возраста,

настроения собеседника. При этом интересы дела более значимы, чем возможные

личностные расхождения  – симпатия или антипатия к  собеседнику. Кодекс делового

Информация о работе Спілкування