Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
В данной работе я хочу рассмотреть, на мой взгляд, очень актуальную и интересную проблему для всего народонаселения Земли. Это – проблема общения. Да, именно общение. Ведь человек живёт в окружении других членов общества, с которыми он сталкивается ежедневно, а следовательно и общается с ними. У человека с рождения существует потребность в контакте с другими людьми, которую он удовлетворяет посредством общения.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Вступ…………………………………………………………………………3ст.
I Глава. Загальна характеристика спілкування......................................6ст.
Теорії спілкування...............................................................................12ст.
ІІ Глава. Закономірності спілкування і взаємодії.................................19ст.
Спілкування як обмін інформації(комунікативна сторона)...........24ст.
Спілкування як взаємодія(інтерактивна сторона)...........................31ст.
Спілкування як сприймання людьми один одного(перцептивна сторона)...............................................................................................37ст.
Висновок........................................................................................................44ст.
Список літератури.......................................................................................45ст.
МВС
Національний Університет Внутрішніх Справ
Харківський інститут права, економіки та соціології
Соціально-психологічний факультет
Кафедра загальної та прикладної психології і педагогіки
Курсова робота
На тему
«Спілкування»
Виконала:
Студентка ПСдср-07-1
Кібенко К.С.
Науковий керівник:
Кондратова А.В.
Харків 2008р.
Зміст
Вступ…………………………………………………………………
Висновок......................
Список літератури.............
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе я хочу рассмотреть, на мой взгляд, очень актуальную и интересную проблему для всего народонаселения Земли. Это – проблема общения. Да, именно общение. Ведь человек живёт в окружении других членов общества, с которыми он сталкивается ежедневно, а следовательно и общается с ними. У человека с рождения существует потребность в контакте с другими людьми, которую он удовлетворяет посредством общения.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти - следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.
Общение очень многогранно. И его бесспорно полностью рассмотреть и изучить все стороны этого многогранного процесса невозможно досконально ибо как неповторима каждая отдельная личность так индивидуальны и неповторимы ее проявления в общении, восприятии жизни, творчестве… Однако изучение и осмысление основных психологических особенностей коммуникации является обязательным для психолога и бесспорно весьма полезным для каждого человека, желающего глубже понять себя, свое место в социуме и научится лучшим, более качественным отношениям с ближним.
Проблема общение была актуальна всегда, с начала зарождения общества, актуальна сейчас и будет актуальна в будущем. Ведь стиль общения, его основы меняются вместе с людьми, обществом, их интересами и потребностями. Поэтому, я считаю, общение никогда не может быть изучено до конца. С новыми временами будут приходить и новые люди, и новое общение между ними. Всё это будет учитываться в будущем психологами, который будут изучать общение и будут создавать всё новые и новые теории общения.
Во время изучения проблемы общения, я собираюсь рассмотреть разные теории общения, выделить общую характеристику общения, изучить закономерности общения и взаимодействия, рассмотреть характеристику общения с разных сторон : коммуникативной, интерактивной, перцептивной. И в итоге сделать вывод о том, что же такое общение, какова его структура, и является ли оно в действительности на столько важным как все считают, и конечно же высказать своё мнение по поводу данного вопроса.
Как я уже писала в введения, темой своей курсовой работы я выбрала – общение. И так, для начала, я бы хотела выяснить, что же такое общение и какова его общая характеристику.
В «Большом психологическом словаре» Бориса Гурьевича Мещерякова, Владимира Петровича Зинченко дано такое определение общения: «ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. …»
А в «Психологическом
словаре» под общей редакцией
А.В.Петровского и М.Г.
И это действительно так, общение очень сложный и многосоставляющий процесс, поэтому и существует множество различных его определений, которые подчеркивают его сложность и значимость.
Анализ связи общественных
и межличностных отношений
Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" – как утверждал Леонтьев, т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается
добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди Вас поняли, как они воспринимают Вас, как относятся к проблеме.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
1.Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций. В результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций проблем. Например, в сознании могут существовать стереотипы: «Все полные люди – добрые», «Ребенок, получающий плохие оценки в школе – глупый» и т.п.
2.Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит
собственным взглядам, что ново и необычно. Мы не всегда осознаем, что
толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.
3.Плохие отношения между людьми – если отношение того, кто с вами общается враждебное, то его трудно убедить в справедливости Вашего взгляда на проблему.
4.Отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.
5.Пренебрежение фактами – привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов.
6.Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
Существуют различные стратегии общения :
1. Открытое – закрытое общение.
Открытое общение – желание и умение полно выразить свою точку зрения, готовность учесть позиции других. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).
Закрытое общение – нежелание или неумение выражать свою точку зрения, свое отношение или имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: А) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на повышение компетентности другой стороны; Б) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.
Одностороннее выспрашивание – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого и в то же время не раскрывает свои позиции.
Истерическое предъявление проблемы – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать жалобы и т.п.
2. Монологическое – диалогическое общение.
3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам») общение.
Различают такие виды общения:
1. «Контакт масок» -формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.п.) – специальный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или произнесут агрессивные, грубые реплики. Если от собеседника получено желаемое, то к нему теряется интерес и это не скрывается.
3. Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание и средства
общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной
роли (этот человек – врач, этот – кондуктор и т.п.)
4. Деловое общение -когда учитывают особенности личности, характера, возраста,
настроения собеседника. При этом интересы дела более значимы, чем возможные
личностные расхождения – симпатия или антипатия к собеседнику. Кодекс делового