Спілкування

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

В данной работе я хочу рассмотреть, на мой взгляд, очень актуальную и интересную проблему для всего народонаселения Земли. Это – проблема общения. Да, именно общение. Ведь человек живёт в окружении других членов общества, с которыми он сталкивается ежедневно, а следовательно и общается с ними. У человека с рождения существует потребность в контакте с другими людьми, которую он удовлетворяет посредством общения.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Содержание

Вступ…………………………………………………………………………3ст.
I Глава. Загальна характеристика спілкування......................................6ст.
Теорії спілкування...............................................................................12ст.
ІІ Глава. Закономірності спілкування і взаємодії.................................19ст.
Спілкування як обмін інформації(комунікативна сторона)...........24ст.
Спілкування як взаємодія(інтерактивна сторона)...........................31ст.
Спілкування як сприймання людьми один одного(перцептивна сторона)...............................................................................................37ст.
Висновок........................................................................................................44ст.
Список літератури.......................................................................................45ст.

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Особый круг проблем  межличностного восприятия возникает  в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения.

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

  1. подобия, т. е. согласия с мнением других людей
  2. различия, т. е. отличия от мнения других людей
  3. соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Включение аттракции  в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а  именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе мною была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы  отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным  психологическим явлением, имеет  свою структуру. В межличностном  общении могут быть выделены три  стороны.

1. Коммуникативная сторона  общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона  общения служит практическому  взаимодействию людей между собой  в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность  сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона  общения характеризует процесс  восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная  и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

В ходе этой работы я убедилась  в важности и сложности общения  в межличностных и общественных отношениях.

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. «Социальная психология». М.: Наука , 1994.
  2. Братченко С.Л. «Экзистенциональная психология глубинного общения(уроки Джеймса Бюджентала)». Москва: "Смысл", 2001
  3. Сарджвеладзе Н.И. «Личность и её взаимодействие с социальной средой».  Тбилиси: "Мецниереба", 1989
  4. Бехтерев В.М. «Избранные работы по социальной психологии». М., 1994.
  5. Даниленко О.И. «Пособие по социальной психологии».
  6. Аверьянов Л.Я. «Хрестоматия по психологии».
  7. Шихирев П.Н. «Современная социальная психология». М., 1999.
  8. Б.Мещряков, В.Зинченко «Большой психологический словарь».
  9. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский «Психологический словарь». М.: Политиздат, 1990
  10. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. «Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов».  М: Аспект Пресс, 2003.
  11. Агеев В. С. «Психология межгрупповых отношений». — М.: МГУ, 1983.
  12. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1995.
  13. Бодалев А.А. «Восприятие и понимание человека человеком». М., 1992
  14. Выготский Л.С. «Избранные психологические исследования». М., 1986.
  15. Ломов Б.Ф. «Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики». М., 1996.
  16. «Общение и оптимизация совместной деятельности». Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я. Москва, издательство МГУ, 1987.
  17. Горянина В.А. «Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений».– М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  18. Леонтьев А.А. «Психология общения». М.: Cvsck, 1999
  19. Рогов Е.И. «Психология общения».  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  20. Немов Р.С. «Общие основы психологии». Москва, 1994 .
  21. Майерс Д. «Социальная психология». С-Пб.: Питер, 1998

Информация о работе Спілкування