Спілкування

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание

В данной работе я хочу рассмотреть, на мой взгляд, очень актуальную и интересную проблему для всего народонаселения Земли. Это – проблема общения. Да, именно общение. Ведь человек живёт в окружении других членов общества, с которыми он сталкивается ежедневно, а следовательно и общается с ними. У человека с рождения существует потребность в контакте с другими людьми, которую он удовлетворяет посредством общения.
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Содержание

Вступ…………………………………………………………………………3ст.
I Глава. Загальна характеристика спілкування......................................6ст.
Теорії спілкування...............................................................................12ст.
ІІ Глава. Закономірності спілкування і взаємодії.................................19ст.
Спілкування як обмін інформації(комунікативна сторона)...........24ст.
Спілкування як взаємодія(інтерактивна сторона)...........................31ст.
Спілкування як сприймання людьми один одного(перцептивна сторона)...............................................................................................37ст.
Висновок........................................................................................................44ст.
Список літератури.......................................................................................45ст.

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

общения:1) принцип кооперативности («твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление  разговора»); 2) принцип достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется для дела в данный момент»); 3) принцип качества информации («не ври»); 4) принцип целесообразности («не отклоняйся от темы, стремись найти решение»); 5) принцип четкости («выражай мысль ясно и понятно для собеседника»); 6) принцип внимательности («умей услышать и понять чужую мысль»); 7) принцип чуткости («умей учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела»).

5. Душевное межличностное общение – искреннее дружеское общение. Можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет Вас по выражению лица, интонации, движениям. Каждый участник общения знает другого как личность, знает интересы, убеждения, особенности характера и принимает собеседника таким, какой он есть – без прикрас. Каждый участник общения при этом имеет сложившийся образ собеседника и может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с

использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман и т.п.).

7. Светское общение. Суть этого общения в его беспредметности. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Затрагивают

поверхностные темы. Похоже на контакт масок. Кодекс светского  общения: будь вежлив, одобряй и соглашайся, проявляй симпатию и доброжелательность.

Общение полифункциональное, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. 

 

 

Например, по цели общения:

контактная – цель: установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и к поддержанию постоянной взаимосвязи.

  1. побудительная – цель: стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.
  2. информационная – цель: обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.
  3. координационная – цель: взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
  4. функция понимания – цель: адекватное восприятие и понимание смысла сообщения,  а также намерений, переживаний, состояний и пр.
  5. амотивная – цель: возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а т. ж. изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
  6. функция установления отношений – цель: осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей.
  7. функция оказания влияния – цель: изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе и его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теории общения

 

Общение - это  не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач экспериментальных исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.

Наиболее известная  попытка такого рода принадлежит  Р. Бейлзу. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему (схема 1).

 

Схема 1.

 

Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может  быть описано с помощью четырех  областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие (см. табл. ниже).

 

Основные области  взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)

 

Области взаимодействия

Основные поведенческие  проявления

Позитивные эмоции

Выражение солидарности.

Снятие напряжения.

Выражение согласия

Решение проблем

Предложения, указания.

Выражение мнений.

Выдача ориентаций

Постановка проблем

Просьбы об информации.

Просьбы высказать мнение.

Просьбы об указаниях

Негативные эмоции

Выражение несогласия.

Создание напряжённости.

Демонстрация антагонизма


 

Р. Бейлз называет деловую  сторону областью решения задач, так как эта сторона часто  связана с выдвижением предположений, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Область эмоций характеризуется наличием таких речевых и поведенческих реакций, которые направлены не на дело, решение общей задачи, а на установление межличностных отношений в ходе взаимодействия. Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Конечно, это деление искусственно и обычно участники не разделяют дело и чувства.

Важным показателем  оценки деловой или эмоциональной  стороны является время взаимодействия, которое также может рассматриваться  с различных позиций.

Время совместной деятельности является не только условием проверки симпатий и прочности отношений. Длительность взаимодействия также является фактором формирования личностных особенностей взаимодействующих людей.

Помимо рассмотренной  выше теории Р. Бейлза существуют и  другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют  друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Согласно этой теории каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:

  1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаше он будет повторяться;
  2. если вознаграждение за определенные типы поведения 
    зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
  3. если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
  4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Хомансу, с  помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействии типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т. п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в  общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул => реакция; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т. п.

Популярностью пользуется и психоаналитический подход. З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их притягательность для человека заключаются в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

Также одной из важных теорий общения является теория  Бюджентала. Большинство теорий общения описывают коммуникативную реальность, если можно так выразиться, одномерно, "по горизонтали" – как рядоположенные компоненты, структуры, этапы и т.п. Бюджентал, развивая идеи К.Юнга, утверждает, что мир личности и межличностных взаимоотношений никак не умещается в одной плоскости. Этот мир имеет глубину, внутреннюю вертикаль, в нем есть несколько слоев, уровней.

Поэтому в процессе общения  все время осуществляется сложное движение не только "по горизонтали", но и "по вертикали", происходит изменение уровня "погружения" взаимодействия на разные "этажи" субъективности. В каждый конкретный момент собеседники в разной мере позволяют своей субъективности включиться в общение, то приоткрывая ее осторожно, строго дозируя и ограничиваясь лишь внешним "фасадом" и привычными действиями или даже вовсе отчуждаясь от себя подлинного, то разрешая себе быть искренним, позволяя открыто и непосредственно проявляться самым глубинным процессам своей внутренней жизни... Естественно, здесь названы лишь крайности, полюса огромного континуума, движение между которыми зависит от множества факторов.

Иными словами, речь идет, выражаясь словами Бюджентала, о качестве бытия человека в ситуации или отношениях – о степени его присутствия в данной межличностной ситуации, об уровне аутентичности самовыражения, чувствительности к собственной внутренней реальности и актуализации подлинной заботы о себе.

Именно эта сложная  и трудноуловимая глубинная динамика общения лежит в основе выделения уровней межличностного взаимодействия. В концепции Бюджентала описываются семь основных уровней глубины общения:

  1. формальные отношения;
  2. поддержание контакта;
  3. стандартная беседа;
  4. критические ситуации;
  5. интимность;
  6. личное бессознательное;
  7. коллективное бессознательное.
  8. Формальные отношения. Это общение, ориентированное прежде всего на соблюдение требований "объективного статуса". Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. Говоря о себе, человек как бы становится в позицию стороннего ("объективного") наблюдателя, осторожного цензора.
  9. Поддержание контакта. Общение на этом уровне, хотя и характеризуется уже несколько большей непосредственностью собеседников, но по-прежнему отличается их значительной закрытостью, сдержанностью. Отсутствует проявление подлинной субъективности, высказывания почти полностью ограничены "фактической информацией". Собеседники пытаются одновременно и поддержать беседу, и не привнести в нее "ничего личного". Такой разговор обычно краткий, внешне непринужденный, "сосредоточен на непосредственном деле и на простых приветствиях"
  10. Стандартная беседа. Общением такого типа заполнено большинство повседневных разговоров. Здесь собеседники уже более искренни и имеется определенное "равновесие между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний", а также готовность свободно "перемежать личные и рабочие разговоры".
  11. Критические ситуации. Общение на этом уровне отличается прежде всего тем, что собеседники полноценно присутствуют в нем, почти не обращают внимания на имидж и сосредоточены на собственной субъективности, на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жизненных проблем.
  12. Интимность. Переход на уровень интимности означает дальнейшее углубление и субъективизацию взаимодействия, еще большую степень непосредственности и искренности собеседников. Их присутствие в процессе общения приближается к предельно возможному. Здесь уже не обращается никакого внимания ни на проблему имиджа, ни на этикетные и ролевые требования, ни на собственные страхи и защиты – уходят на второй план все обычные барьеры и ограничения межличностного взаимодействия. Собеседники погружаются в очень эмоционально насыщенную, напряженную общую реальность осмысления ключевых экзистенциальных проблем своего бытия и их проживания "здесь и теперь". В эти моменты они настолько психологически сближаются, настолько сильна их общность, что собеседники достигают высочайшего уровня взаимопонимания.
  13. (и 7) Личное бессознательное и коллективное бессознательное играют в жизни человека огромную роль – это "основа всего нашего жизненного опыта". Однако эти уровни субъективного лежат за пределами рационального познания, и потому они не могут быть теоретически описаны, о происходящих в них процессах мы, как правило, можем лишь догадываться – и Бюджентал деликатно оставляет их без характеристики...

Информация о работе Спілкування