Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:53, реферат
Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Введение
1. Определение способностей.
2. Виды способностей.
3. Структура способностей.
4. Уровни способностей.
5. Талант.
6. Задатки и способности.
7. Склонности.
8. Концепции способностей.
Заключение.
Сноски.
Библиография.
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Пермского края
ФГОУ СПО
«Пермский профессионально-
Тема:
Способности
человека.
Выполнил: Зорин С.С.
Студент группы №220з
Специальность:
050501 «профессиональное
Обучение»
Форма обучения: заочная
Руководитель:
Жукова О.В.
Пермь 2011
Введение
1. Определение способностей.
2. Виды способностей.
3. Структура способностей.
4. Уровни способностей.
5. Талант.
6. Задатки и способности.
7. Склонности.
8. Концепции способностей.
Заключение.
Сноски.
Библиография.
Введение:
Тема способностей, которую я выбрал, актуальна в наши дни. Проблема
способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.
Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или
переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы
способностей необходимо исходить из
принципа единства человека и условий
его жизни. Способного или неспособного
ребенка нужно рассматривать не как носителя
скрытых таинственных возможностей, противостоящих
среде, а как производное от единства индивида
и условий его жизни и деятельности, различного
влияния условий жизни на разных этапах
развития ребенка.
1.Определение способностей:
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные
требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству
(хорошее цветоразличение,
чувство пропорции,
Она всегда синтез свойств человеческой личности.
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств
человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней1.
Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более
способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и
развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний2.
В отличие от характера и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.
Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию
"способность":
Способности — это совокупность таких свойств личности, которые
определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в
ней3.
А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":
Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
По отношению к
навыкам, умениям и знаниям способности
понадобятся и закрепятся, и т. д.
Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том
или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.
Итак, способности — это индивидуально-психологические
особенности
личности, являющиеся условиями
успешного осуществления данной
деятельности и обнаруживающие
различия в динамике
овладения необходимыми для нее знаниями,
умениями и навыками. Если определенная
совокупность качеств личности отвечает
требованиям деятельности, которой овладевает
человек на протяжении времени, педагогически
обоснованно отведенною на её освоение,
то это даёт основание заключать о наличии
у него способностей к данной деятельности.
И если другой человек при прочих равных
условиях не справляется с требованиями,
которые предъявляет ему деятельность,
то это дает основание предполагать у
него отсутствие соответствующих психологических
качеств, другими словами, отсутствие
способностей4.
Виды способностей:
Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядом расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств.
Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более
сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями,
не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности5.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной
координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения,
распределения внимания,
более развитого словесно-
квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.
Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Все способности человека как психические явления могут быть разделены на
четыре группы.
Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).
Под общими способностями
понимается такая система индивидуально-
деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного
дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.