Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:53, реферат

Описание

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

Содержание

Введение
1. Определение способностей.
2. Виды способностей.
3. Структура способностей.
4. Уровни способностей.
5. Талант.
6. Задатки и способности.
7. Склонности.
8. Концепции способностей.
Заключение.
Сноски.
Библиография.

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 312.97 Кб (Скачать документ)

Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных и  талантливых,   которые   не   обладали   сколько- нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т. е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.

Талант настолько  сложное сочетание психических  качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти.

Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже

важной способности, как об этом свидетельствуют психологические  исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

Структура таланта  определяется в конечном счете характером требований,

которые предъявляет  личности данная деятельность    (политическая,

научная,     художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.).

Поэтому составляющие талант способности  будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось  выявить некоторые

существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая может быть выделена  таким  образом, — это  внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало.   Вторая   особенность   личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться.    Третья    группа   особенностей    связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и

обобщения,    высокая    продуктивность    умственной деятельности.

Указанные способности, которые в целом образуют структуру  умственной

одарённости,  по свидетельству многочисленных психологических   наблюдений над одаренными   детьми,   проявляются   у   подавляющею большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются главным образом в направленности и интересов. Один ребенок после какою-либо периода исканий останавливается на математике, другой — на биологии, третий увлекается художественно- литературным творчеством, четвёртый — историей и археологией и т. п.

Способности   ощущения,   механической   памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных задатков.

Задатки — это  обусловленные   наследственными  генами  возможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихся некоторых психических свойств, действительное развитие которых зависит от их взаимодействия со средой.

Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности и в способности часовщика или прибориста10.

Задатки и способности:

Многие буржуазные ученые считают, что способности  врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются  немногие  семьи одаренных людей,  где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их

право руководить народными  массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет и быть не может.

Но существует и  резко противоположная точка  зрения на способности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

Наши ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов

чувств, а они бывают различными у людей уже при  рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной

деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная  предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

Природные   анатомо-физиологические   задатки   и составляют   физиологическую основу   способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

Но  эти  природные  задатки  еще  не  являются исчерпывающими условиями

успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это  может произойти только к процессе деятельности.

Кроме того, задатки  многозначны, т. е. в зависимости  от деятельности на

основе задатков, при соответствующих условиях могут  развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой —хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д.

Задатки — только как бы "дремлющие" силы, потенциальные  возможности человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких   занятий необходимы   социальные   условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В.Г.

Белинский писал, что  создает человека природа, но развивает  и образует его

общество.

У некоторых людей  при благоприятных условиях очень  рано развиваются

способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность  к музыке и живописи.

Так, М. И. Глинка еще  в возрасте 3—4 лет очень любил  такую игру: он ударял

палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать.

Впоследствии  этот  мальчик  стал  великим  русским  композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.

Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности  людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области.

Но бывает и так, что в детстве люди проявляли  исключительные способности,

однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки 

Склонности:

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному    виду

деятельности    (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности —  это первый и наиболее ранний признак  зарождающейся способности.

Склонность проявляется  в стремлении,   тяготении   ребенка  (или  взрослого)

к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередки  эти

стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью  происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных   природных   предпосылок   к   развитию способностей.

Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию,  конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.  При ложной,  или  мнимой,  склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с

достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития12.

Концепции способностей:

В психологии сложились  три концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности — биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются    не    только    некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических  словарях известным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий.

Следует сказать, что  применявшаяся ими методика исследования не выдерживает научной критики, а выводы являются  классово  тенденциозными.  В   свое время В.Г. Белинский справедливо писал, что природа действует слепо и не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен из народа, то только потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду, обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и поруганный.

В  новейшее  время  приверженцы   концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых близнецов.

Жизнь   опровергает   взгляды   о   наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся   дарований   не   проявляли.

Исключение составляют несколько семей музыкантов и  ученых.

В противоположность  первой концепции способностей вторая находит, что

способности всецело  определяются средой и воспитанием. Гак, в XVIII веке

Гельвеций провозгласил,   что   посредством   воспитания   можно

сформировать гениальность.

В новейшее время  видный американский ученый У. Эшби утверждает,  что

способности  и  даже  гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей

жизни. У одного программа  позволяет решать творческие задачи, а у другого — только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает

работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.

Буржуазные идеологи и из этой концепции делают реакционные  выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности  зависят  от  среды,  то  дети

рабочих, развивающиеся  в тяжелой социальной среде с  низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности.

На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу

Информация о работе Способности человека