Способы разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:36, реферат

Описание

Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, 'а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы. Но жизнь подбрасывает нам самые разнообразные конфликтные ситуации, перерастающие иногда в конфликт.

Работа состоит из  1 файл

Способы разрешения конфликтов.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Приведем такой  пример. Представьте себя в роли начальника цеха. Рабочий вашего цеха опоздал. И опоздал не в первый раз. На ваше справедливое замечание  еще и выругался в ваш адрес. Что делать? Самое простое - это "замять" конфликт, не делать из возникшей ситуации проблему. Но из данной конфликтной ситуации можно извлечь и пользу, если: а) искусственно раздуть конфликт; б) придать ему огласку; в) потребовать от опоздавшего публичного извинения за оскорбление; г) дать понять всем, что опоздания в вашем цехе не будут не замеченными!

Разрешение конфликта - это большое искусство. Но очень  важно, чтобы в процессе овладения  этим искусством вы совершили как  можно меньше ошибок. Особенно начинающие руководители допускают много непоправимых грубых ошибок и действий. Предлагаем ряд правил предупреждения и разрешения конфликта. Одно из них следует охарактеризовать как универсальное правило высоконравственного взаимоотношения людей, которое формулируется так: Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило известно в этике как золотое правило высоконравственного поведения и общения. Оно в полной мере применимо и к конфликтной ситуации, когда высоконравственные взаимодействия людей, такие личностные качества, как совесть, долг, порядочность, честность играют не меньшую, а даже еще большую роль. Суть этого правила, вероятно, не требует особых разъяснений. Важно всегда и особенно в конфликтной ситуации, в ситуации поиска выхода из конфликта уметь сохранить в себе человека и видеть в конфликтующем с вами такого же человека.

Следующее правило, применение которого предупреждает конфликты; а также способствует эффективному их разрешению, заключается в простой  формуле: Дайте людям ощутить  свою значимость. Действительно, если внимательно присмотреться, то людям свойственно ощущать свою значимость и непогрешимость. Поэтому не заостряйте внимание на недостатках сотрудников, а найдите в них те качества, те поступки, которые бы хоть в какой-то степени характеризовали их с положительной стороны. Тем самым вы перекинете мостик от конфронтации к примирению. Признавая достоинства своих оппонентов, вы уже этим самым делаете шаг навстречу к примирению и разрешению конфликта. Это не значит, что следует закрыть глаза на недостатки, упущения в работе, а следует лишь иметь в виду, что если акцентировать внимание на промахах, ошибках своих подчиненных, то это значит загнать в тупик прежде всего самого себя. Если в вас хватит силы воли в своем противнике найти и публично признать хоть что-то хорошее и достойное внимания, то вы можете рассчитывать на то, что вы выйдите из конфликтной ситуации, и можете надеяться, что противоположная сторона также выбросит белый флаг примирения.

Следующее правило: Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Проблема целей в разрешении конфликта - это, прежде всего, проблема их ясности. Поэтому разрешая тот или иной конфликт, стремитесь к конкретизации целей, которые вы для себя ставите в той или иной конфликтной ситуации. Бывает, что вы ставите не реальные цели, но еще хуже, если вы выдвигаете и преследуете ложные цели. Это становится понятным, если вы проведете их элементарный анализ. Например, вы поставили своей целью добиться во что бы то ни стало повышения заработной платы и на этой основе вступили в конфликт со своим непосредственным руководителем. Цель может быть не достигнута не из-за того, что вас не повышают в должностном окладе из субъективных причин, как это считаете вы, а вследствие более глубоких и связанных с объективными причинами изменений: спада производства и отсутствия возможности повышения должностного оклада не только вам, но и вашим коллегам.

Другое правило, которое  является настолько же простым, насколько  и эффективным, заключается в  следующем: Кто делает первый шаг  к примирению, тот и выигрывает. При этом используйте прием доброго слова, которое придает нам силы, а иногда и разрешает конфликтную ситуацию.

Этих фраз и слов может быть бессчетное количество. Приведем наиболее характерные:

"В последнее  время я все чаще ловлю себя на мысли, что я не прав".

"Вчера я разговаривал  по телефону с вашим сыном,  он у вас просто дипломат".

"Людям творческим  и неординарным понять друг  друга не так-то просто!"

Кроме вышеперечисленных, могут быть рекомендованы и еще  несколько правил разрешения конфликта:

1. Если возникает  конфликт, то не поддавайтесь  эмоциям и не спешите его  формировать (конфликтуйте не  спеша).

2. Анализируя конфликтную  ситуацию, ищите причину и не "зацикливайтесь" на самом факте конфликта.

3. Мысленно проиграйте  все "позитивные" и "негативные" стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.

4. Конфликт не стремитесь "замять", а доведите его  до логического конца; если  убеждены, что вы правы, что  вас поймут и поддержат в  коллективе, если не все, то  наиболее прогрессивная часть коллектива.

5. Не конфликтуйте  по пустякам!

Возникает правомерный  вопрос: возможно ли избежать конфликтных  ситуаций в коллективе? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся его переформулировать  и разбить на следующие вопросы:

Возможно ли, чтобы  в коллективе работали люди с одинаковыми ценностными ориентациями? Возможно ли, чтобы интересы и мотивы, стиль и способы управления руководителя полностью удовлетворяли всех членов коллектива, в том числе и самого руководителя? В реальной практике мы чаще всего находим на все эти вопросы отрицательные ответы. В таком случае, для чего же рекомендации по разрешению конфликтов в коллективе, если исключить их не удается?

Несмотря на то, что  предсказать и полностью исключить  конфликтные ситуации не удается, задача любого руководителя - обладать искусством их эффективного разрешения. Более того, конструктивный подход к разрешению того или иного конфликта может часто являться источником развития коллектива и повышения эффективности и качества его работы.

Однако руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести руководителю с "конфликтной личностью"? Существует единственное средство - "подобрать ключик". Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если же не смогли "подобрать к нему ключ", то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного действия.

Таким образом, в конфликтной  ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Преодоление стрессовых последствий  конфликта

Стресс (от англ. stress) - напряжение, напряженность. Стресс - термин для обозначения обширного круга  состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Однако простой перевод не раскрывает нюансов этого понятия. Принято считать, что понятие "стресс" введено в научный оборот канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году. Вначале стресс рассматривался только как негативное явление, но вскоре выяснилось, что в условиях стресса разные люди ведут себя по разному. У одних он порождает реакцию негативную, раздражительную, которую Г.Селье назвал дистрессом, а других мобилизует, возбуждает, что было названо аустрессом.

Нас интересует проблема стресса с точки зрения взаимосвязи  этого состояния с конфликтом. В условиях конфликта, приводящего  к стрессовой ситуации, у одних, как  известно, появляется бурная реакция  соперничества и борьбы, а другим свойственна пассивность и подавленное состояние. После перенапряжения интеллектуальных, эмоциональных и просто физических сил и способностей наступает спад, возникает чувство усталости, а еще хуже вы начинаете чувствовать себя в случае неудач.

Естественно, возникает вопрос: а нельзя ли избежать стрессовых ситуаций? Нам представляется, что нет. Жизнь современного человека настолько сложна, полна напряжений, переживаний, неожиданностей, риска, успеха и неудач, что все это с неизбежностью приводит к нервно-психическим и физическим перегрузкам и стрессу. В связи с этим необходимо проанализировать вашу подверженность стрессу и уяснить, что делать, если вы чувствуете на себе стрессовое влияние конфликтной ситуации.

Нужно научиться выходить из стрессовой ситуации с меньшими потерями, а еще лучше знать и предвидеть все то, что способствует и приводит к стрессовой ситуации. Перечислим наиболее характерные действия, состояния и ситуации, которые приводят к нервно-психологическому и физическому перенапряжению и стрессу:

Все виды конфликтов.

Критика, особенно, необоснованная, высказанная в оскорбительной, грубой форме.

Различного роды ошибки, просчеты, нарушения.

Возникновение неожиданных  трудностей для творческой самореализации личности.

Непреодолимые барьеры  для профессионального роста.

Клевета, ложь, нравственный дискомфорт, ссоры.

Необоснованное понижение  в должности, в заработной плате, необоснованное лишение премий, поощрений, наград.

Нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение.

Личные неблаговидные  поступки, которые становятся достоянием широкой гласности.

Длительные дискуссии, переходящие в споры, которые  к тому же заканчиваются не в вашу пользу.

Разочарование, особенно в близких людях, которые вам  изменили, предали.

Разочарование в ранее  принятой точке зрения, позиции, ранее принятых подходах и установках.

Длительные ожидания, связанные с какими-то чрезвычайно  важными событиями, которые, однако, не принесли ожидаемого результата. Например, ожидание экзаменов и затем провал при поступлении в вуз и  т.д.

Мы, естественно, перечислили  далеко не все действия, ситуации, которые  могут привести и часто приводят к нервно-психическому перенапряжению и стрессу. Чаще всего факторов возникновения  стрессовых ситуаций бывает одновременно несколько. Как говорят в народе, беда не приходит одна. К тому же следует иметь в виду, что стрессоустойчивость человека резко понижается, если он только что перенес какую-либо травму, болезнь.

Однако существует много приемов и способов преодоления  и снятия нервно-психических напряжений и тем самым преодоления стрессовых ситуаций. Назовем и кратко раскроем наиболее эффективные из них.

Аутогенная  тренировка

В литературе по самоуправлению личности с целью преодоления  нервно-психических и физических перенапряжений и выхода из стрессовых ситуаций аутогенная тренировка рекомендуется и используется чаще всего. Овладеть методикой аутогенной тренировки полезно каждому. Заметим попутно, что аутогенную тренировку часто и не без основания называют методикой целенаправленного самовнушения. Некоторые авторы придерживаются понятия психологической саморегуляции. Не вдаваясь в детали и сущность используемых понятий, отметим, что все три понятия - аутогенная тренировка, целенаправленное самовнушение и психологическая саморегуляция - имеют, на наш взгляд, право на существование. Там где речь идет об аутогенной тренировке, там, как правило, применяется система специально разработанных упражнений, ориентированных на целенаправленную саморегуляцию психических состояний человека.

Аутогенную тренировку, как метод лечения некоторых нервных расстройств, активно применял в 30-ые годы австрийский психиатр Иоганн Генрих Шульц. Разработанные им приемы самовнушения, которые лежат в основе аутогенной тренировки, затем многократно усовершенствовались и стали применяться не только для лечения неврозов, но и для преодоления стрессовых состояний спортсменов и людей других специальностей, в работе которых нервно-психические нагрузки часто достигают критических. Аутогенная тренировка состоит из ряда упражнений, которые осуществляются путем целенаправленного самовнушения и приводят к расслаблению мышц, нормализуют дыхание и, на этой основе, снимают нервно-психическое напряжение.

Систематическая аутогенная тренировка позволяет снять напряжение, страх, нервозность и тем самым  восстановить нормальное рабочее состояние. Аутогенную тренировку следует использовать как до возможных конфликтных ситуаций, действий, которые могут привести к стрессу, так и сразу же после них.

Информация о работе Способы разрешения конфликтов