Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа
Начиная с древних времен людей всегда очень интересовал вопрос: что такое характер и можно ли его классифицировать? Несмотря на то, что до сих пор не дан исчерпывающий ответ, до настоящего времени юридическая психология сделала большой шаг по направлению выявления сути этой очень сложной и глубокой проблемы.
Введение 3
1. Психическая норма и психическая патология: понятие и сущность 5
2.1. Описание типологии акцентуаций в теории К. Леонграда 14
2.2. Описание типологий акцентуаций и психопатий в теории А.Е. Личко 20
2.3. Сравнительный анализ теорий о типологии акцентуаций и психопатий К. Леонграда и А.Е. Личко 24
3. Причины возникновения и особенности проявления психопатий и акцентуаций характера в обществе 25
Заключение 28
Список использованных правовых источников и литературы 30
Фрагмент работы
Введение
3
1. Психическая норма и
психическая патология:
5
2.1. Описание типологии
акцентуаций в теории К.
14
2.2. Описание типологий акцентуаций и психопатий в теории А.Е. Личко
20
2.3. Сравнительный анализ
теорий о типологии
24
3. Причины возникновения
и особенности проявления
25
Заключение
28
Список использованных правовых источников и литературы
30
Введение
Начиная с древних времен людей всегда очень интересовал вопрос: что такое характер и можно ли его классифицировать? Несмотря на то, что до сих пор не дан исчерпывающий ответ, до настоящего времени юридическая психология сделала большой шаг по направлению выявления сути этой очень сложной и глубокой проблемы.
В настоящее время считается доказанным тот факт, что черты характера во многом предопределяют психическое здоровье человека (как, впрочем, и психическое здоровье человека обуславливает проявление тех или иных черт характера) и, представляя собой динамическую сферу личности, могут видоизменяться и адаптироваться на социально-психологическом фоне окружающей среды.
Но всегда ли черты нашего
характера адекватно “
В связи с наличием необратимого процесса эволюции человека, подверженности человека к психическим изменениям, которые являются следствием социальной деятельности индивида и влиянии внешних факторов социума на характер личности, исследуемая в настоящей работе тема наиболее актуальна.
Цель настоящей работы
является комплексный анализ с теоретико-практической
точки зрения и выявление границы
между особенностями
По другой классификации (К. Леонград и А.Е. Личко) акцентуированных личностей и акцентуаций характера выделяются 11 типов акцентуаций характера, среди которых лабильный тип (с присущей ему крайней изменчивостью характера и склонностью к невротическим реакциям), эпилептоидный тип (с присущей ему вязкостью и инертностью мышления и склонностью к агрессии и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью, если есть на ком сорвать зло) и истероидный тип (с сильно выраженным эгоцентризмом, жаждой постоянного внимания к себе, восхищения, почитания и сочувствия) вряд ли украсят судейский корпус.
Введение
— это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
Типология характера Карла Леонгарда
|
Характер и его место в структуре личности
Характер — это
каркас личности, в который входят
только наиболее выраженные и тесно
взаимосвязанные свойства личности,
отчетливо проявляющиеся в
Какова связь темперамента с характером? Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Типология характеров
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах Приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незауряд-; ным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперакгивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый—повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий — “застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной; 8) педантичный — выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Формирование характеров
Некоторые черты характера являются более устойчивыми, другие – менее.
Сенситивные периоды — наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера.
От 2 – 3 лет до 9 – 10 лет закладываются основы характера. Доброта, общительность, отзывчивость – в наиболее ранний период. Трудолюбие, аккуратность, добросовестность – в более поздний период (дошкольный и школьный возраст).
В подростковый период – волевые и нравственные черты характера.
Характер проявляется в четырех областях:
отношение человека к самому себе
отношение человека к другим людям
отношение человека к миру вещей
отношение человека
к деятельности
Читать полностью:http://www.km.ru/
Попытки построения типологии характеров неоднокра
Все типологии человеческих характеров исходи
1. Характер человека формируется довольно
рано в онтогенезе и на протяжении остальной
его жизни проявляет себя как более или
менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые
входят в характер человека, не являются
случайными. Они образуют четко различимые
типы, позволяющие выявлять и строить
типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии
с этой типологией может быть разделена
на группы.
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее
часто встречающихся типа строения тела
или конституции человека: астенический,
атлетический и пикнический. Каждый из
них он связал с особым типом характера
(впоследствии оказалось, что должных
научных оснований для этого у автора
не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует
небольшая толщина тела в профиль при
среднем или выше среднего росте. Астеник
- это обычно худой и тонкий человек, из-за
своей худобы кажущийся несколько выше,
чем он есть на самом деле. У астеника тонкая
кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки,
удлиненная и плоская грудная клетка со
слаборазвитой мускулатурой и слабыми
жировыми накоплениями. Такова в основном
характеристика астеников-мужчин. Женщины
этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно
развитый скелет и мускулатура. Такой
человек обычно среднего или высокого
роста, с широкими плечами, мощной грудной
клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы, груди,
живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых
мышцах и опорно-двигательном аппарате.
Такой человек среднего роста с короткой
шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано еще
Кречмером и отчасти подтверждено новейшими
исследованиями в области психогенетики,
определенным образом коррелирует со
склонностью к психическим заболеваниям.
Например, маниакально-депрессивным психозом
чаще всего болеют люди с крайне выраженными
чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям
более склонны астеники и атлетики.
Заболевания, по мнению Кречмера, представляют
собой 'карикатуры определенных нормальных
типов личности''. Тот тип нормальных людей,
который по своим психологическим особенностям
напоминает шизофреников, Кречмер назвал
'шизо-тимным'; тех, кто напоминает больных
маниакально-депрессивным психозом, -
'циклотимиками'. 'Шизотимикам' свойственны
такие черты характера, как аристократичность
и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчужденность, холодность,
эгоистичность и властность, сухость и
отсутствие эмоций. 'Циклотимики' описываются
им как люди, обладающие веселостью, болтливостью,
беспечностью, задушевностью, энергичностью,
склонностью к юмору и легкому восприятию
жизни.
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным
путем, она содержала в себе ряд жизненно
правдивых наблюдений. Впоследствии действительно
обнаружилось, что люди с определенным
типом строения тела имеют склонность
к заболеваниям, которые сопровождаются
акцентуациями соответствующих черт характера.
Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях
этих акцентуаций. Одна из них принадлежит
известному отечественному психиатру
А.Е. Личко. Эта классификация построена
на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, - это
чрезмерное усиление отдельных черт характера,
при котором наблюдаются не выходящие
за пределы нормы отклонения в психологии
и поведении человека, граничащие с патологией.
Такие акцентуации как временные состояния
психики чаще всего наблюдаются в подростковом
и раннем юношеском возрасте. Объясняет
этот факт автор классификации так: 'При
действии психогенных факторов, адресующихся
к "месту наименьшего сопротивления",
могут наступать временные нарушения
адаптации, отклонения в поведении'. При
повзрослении ребенка особенности его
характера, проявившиеся в детстве, остаются
достаточно выраженными, теряют свою остроту,
но с возрастом вновь могут проявиться
отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил
А.ЕЛичко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа
отличаются подвижностью, общительностью,
склонностью к озорству. В происходящие
вокруг события они всегда вносят много
шума, любят неспокойные компании сверстников.
При хороших общих способностях они обнаруживают
неусидчивость, недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно. Настроение у них всегда
хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями
и педагогами - у них нередко возникают
конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения,
как правило, поверхностны и быстро проходят.
Подростки гипертимного типа зачастую
переоценивают свои способности, бывают
слишком самоуверенными, стремятся показать
себя, прихвастнуть, произвести на окружающих
впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к апатии.
Подростки данного типа предпочитают
находиться дома одни, вместо того чтобы
где-то бывать со сверстниками. Они тяжело
переживают даже незначительные неприятности,
на замечания реагируют крайне раздражительно.
Настроение у них периодически меняется
от приподнятого до подавленного (отсюда
название данного типа) с периодами примерно
в две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив
в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо.
Поводы для неожиданного изменения настроения
могут оказаться самыми ничтожными, например
кем-то случайно оброненное слово, чей-то
неприветливый взгляд. Все они 'способны
погрузиться в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач'. Поведение этих
подростка во многом зависит от сиюминутного
настроения. Настоящее будущее соответственно
настроению может расцвечиваться то радужными,
то мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении, крайне
нуждаются в помощи и поддержке со стороны
тех, кто может поправить их настроение,
способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение
к ним окружающих людей;
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется
повышенной мнительностью и капризностью,
утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется
при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что
радует, и к тому, что огорчает или пугает.
Эти подростки не любят больших компаний,
слишком азартных, подвижных озорных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних
людях и потому часто производят впечатление
замкнутости. Открыты и общительны они
бывают только с теми, кто им хорошо знаком,
общению со сверстниками предпочитают
общение с малышами и взрослыми. Они отличаются
послушанием и обнаруживают большую привязанность
к родителям. В юношеском возрасте у таких
подростков могут возникать трудности
адаптации к кругу сверстников, а также
'комплекс неполноценности'. Вместе с тем
у этих же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие
моральные требования к себе и к окружающим
людям. Недостатки в своих способностях
они часто компенсируют выбором сложных
видов деятельности и повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении
для себя друзей и приятелей, обнаруживают
большую привязанность в дружбе, обожают
друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Такие подростки
характеризуются ;
ускоренным и ранним интеллектуальным
развитием, склонностью к размышлениям
и рассуждениям, к самоанализу и оценкам
поведения других людей. Такие подростки,
однако, нередко бывают больше сильны
на словах, а не на деле. Самоуверенность
у них сочетается с нерешительностью,
а безапелляционность суждений - со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те
моменты, когда требуется осторожность
и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная
черта этого типа - замкнутость. Эти подростки
не очень тянутся к сверстникам, предпочитают
быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие
к окружающим людям, отсутствие интереса
к ним, плохо понимают состояния других
людей, их переживания, не умеют сочувствовать.
Их внутренний мир зачастую наполнен различными
фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Во внешних проявлениях своих чувств они
достаточно сдержанны, не всегда понятны
для окружающих, прежде всего для своих
сверстников, которые их, как правило,
не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто
плачут, изводят окружающих, особенно
в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е.Личко,
любят мучить животных, дразнить младших,
издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
Их типичные черты - жестокость, властность,
себялюбие. В группе детей, которыми они
управляют, такие подростки устанавливают
свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких
группах держится в основном на добровольной
покорности других детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного
режима они чувствуют себя нередко на
высоте, стараются угождать начальству,
добиваться определенных преимуществ
перед сверстниками, получить власть,
установить свой диктат над окружающими.
9. Истероидный тип. Главная черта этого
типа - эгоцентризм, жажда постоянного
внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность
к театральности, позерству, рисовке. Такие
дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища,
когда другим уделяют больше внимания,
чем им самим. Для них насущной потребностью
становится стремление привлекать к себе
внимание окружающих, выслушивать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков
характерны претензии на исключительное
положение среди сверстников, и, чтобы
оказать влияние на окружающих, привлечь
к себе их внимание, они часто выступают
в группах в роли зачинщиков и заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными стать
настоящими лидерами и организаторами
дела, завоевать себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно
характеризуют как слабовольный, плывущий
по течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям,
причем без разбора, а также к безделью
и праздности. У них отсутствуют какие-либо
серьезные, в том числе профессиональные,
интересы, они почти совсем не думают о
своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует
бездумное, а часто просто конъюнктурное
подчинение любым авторитетам, большинству
в группе. Такие подростки обычно склонны
к морализаторству и консерватизму, а
их главное жизненное кредо - 'быть как
все'. Это тип приспособленца, который
ради своих собственных интересов готов
предать товарища, покинуть его в трудную
минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда
найдет 'моральное' оправдание своему
поступку, причем нередко даже не одно.
К приведенной классификации характеров, предложенной А.Е.Личко, следует
относиться так же, как и к классификации
Э.Кречмера. Она также построена на основе
результатов наблюдений и их обобщения
и в этом смысле не является научно точной
(по современным представлениям). Возникает
вопрос, на который различные классификаторы
до сих пор не нашли удовлетворительного
ответа, что делать с теми людьми, которые
не вписываются в классификацию и не могут
быть отнесены однозначно ни к одному
из предложенных типов? Такая промежуточная
группа людей составляет довольно значительную
часть - до половины всех людей.
Близкой к классификациям А.Е.Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым
К.Леонгардом. Эта классификация основана
на оценке стиля общения человека с окружающими
людьми и представляет как самостоятельные
следующие типы характеров.
1. Гипертимный тип. Его характеризует
чрезвычайная контактность, словоохотливость,
выраженность жестов, мимики, пантомимики.
Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной
темы разговора. У такого человека возникают
эпизодические конфликты с окружающими
людьми из-за недостаточно серьезного
отношения к своим служебным и семейным
обязанностям. Люди подобного типа нередко
сами бывают инициаторами конфликтов,
но огорчаются, если окружающие делают
им замечания по этому поводу. Из положительных
черт, привлекательных для партнеров по
общению, людей данного типа характеризуют
энергичность, жажда деятельности, оптимизм,
инициативность. Вместе с тем они обладают
и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, склонностью к аморальным
поступкам, повышенной раздражительностью,
прожектерством, недостаточно серьезным
отношением к своим обязанностям. Они
трудно переносят условия жесткой дисциплины,
монотонную деятельность, вынужденное
одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Такие люди
являются обычно домоседами, тяготятся
шумным обществом, редко вступают в конфликты
с окружающими, ведут замкнутый образ
жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними
дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают
следующими чертами личности, привлекательными
для партнеров по общению: серьезностью,
добросовестностью, обостренным чувством
справедливости. Есть у них и отталкивающие
черты. Это - пассивность, замедленность
мышления, неповоротливость, индивидуализм.
Информация о работе Сравнение типологий характера К. Леонграда и А.Е. Личко