Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа
Начиная с древних времен людей всегда очень интересовал вопрос: что такое характер и можно ли его классифицировать? Несмотря на то, что до сих пор не дан исчерпывающий ответ, до настоящего времени юридическая психология сделала большой шаг по направлению выявления сути этой очень сложной и глубокой проблемы.
Введение 3
1. Психическая норма и психическая патология: понятие и сущность 5
2.1. Описание типологии акцентуаций в теории К. Леонграда 14
2.2. Описание типологий акцентуаций и психопатий в теории А.Е. Личко 20
2.3. Сравнительный анализ теорий о типологии акцентуаций и психопатий К. Леонграда и А.Е. Личко 24
3. Причины возникновения и особенности проявления психопатий и акцентуаций характера в обществе 25
Заключение 28
Список использованных правовых источников и литературы 30
| ||||
|
|
| ||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
| ||||
|
|
|
а) Рецептивные типы убеждены в том,
что источник всего хорошего в
жизни находится вне их самих.
Они открыто зависимы и пассивны, не
способны делать что- либо без посторонней
помощи и думают, что их основная задача
в жизни – скорее быть любимыми, чем любить;
в сфере интеллекта также ориентированы
на восприятие идей, а не на их создание.
Их первая мысль – найти кого – нибудь,
кто даст им нужную информацию, вместо
того чтобы самим сделать хоть малейшее
усилие.
б) Эксплуатирующие типы берут все, что
им нужно или о чем мечтают, силой или изобретательностью.
Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому
добиваются любви, идей и эмоции, заимствуя
всё это у других. Негативными чертами
эксплуатирующего характера являются
агрессивность, надменность, самонадеянность,
эгоцентризм и склонность к соблазнению.
К положительным качествам относятся
уверенность в себе, чувство собственного
достоинства и импульсивность.
в) Стяжательские типы не верят, что могут
получить из внешнего мира что-то новое,
поэтому надо беречь и экономить то, что
есть. Они как бы окружают себя защитной
стеной, и их главная цель – как можно
больше приносить в своё укрытие и как
можно меньше из него отдавать. В сфере
любви они стремятся полностью «завладеть»
любимым, рассматривают его как свою принадлежность.
В материальной сфере они проявляют стяжательство,
жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность.
г) Рыночный тип исходит из убеждения,
что личность оценивается как товар, который
можно продать или выгодно обменять. Эти
люди заинтересованы в сохранении приятной
внешности, знакомствах с нужными людьми
и готовы продемонстрировать любую личностную
черту, которая повысила бы их шансы на
успех в деле продажи себя потенциальным
заказчикам. Мышление человека с рыночной
ориентацией берёт на себя функции быстро
ориентироваться в ситуациях, чтобы иметь
возможность успешно ими манипулировать,
а для манипуляции достаточно знать лишь
поверхностные свойства вещей и не требуется
проникать в суть, искать истину. У человека
рыночного типа нет устойчивых взглядов,
ему присуща изменчивость установок, когда
развиваются только те качества, которые
можно пустить на продажу.
д) Плодотворный тип означает фундаментальную
установку, способ отношений во всех сферах
человеческого опыта, когда плодотворность
проявляется как человеческая способность
использовать свои силы и реализовать
заложенные в человеке возможности. Этот
тип – независимый, честный, спокойный,
любящий, творческий и совершающий социально
– полезные поступки.
Теория Фромма пытается показать, как
обширные социокультурные влияния взаимодействуют
с уникальными человеческими потребностями
в процессе формирования личности. Его
принципиальный тезис заключался в том,
что структура характера связана с определёнными
социальными структурами. Придерживаясь
гуманистических традиций, он утверждал,
что в результате радикальных социальных
и экономических изменений можно создать
общество, в условиях которого удовлетворялись
бы и индивидуальные, и общественные потребности
2.5 Типология характеров Э.Шостром
Э. Шостром в своей книге «Анти – Карнеги
или человек – манипулятор» описал тип
социального характера, называемого «манипулятор».
Манипулятору надо во что бы то ни стало
владеть ситуацией: он способен навязать
свою волю во всем, пытается манипулировать
любой фразой, любой ситуацией.
Человек не рождается Манипулятором. Он
развивает способность манипулировать
другими людьми, с тем чтобы избегать неприятностей
и добиваться желаемого, причем развивает
он эту способность бессознательно.
Современный Манипулятор развился из
ориентации на рынок, когда человек –
это вещь, о которой нужно много знать
и которой нужно уметь управлять. Наряду
с потребностью управлять Манипулятор
испытывает потребность в руководстве
свыше.
Манипуляция не является необходимым
отношением к жизни и не приносит никакой
действительной пользы. Часто Манипулятор
использует психологические концепции
в качестве рациональных объяснений для
своего неблагополучного поведения, оправдывая
свои текущие несчастья ссылками на прошлый
опыт и прошлые неудачи.
Имеется несколько основных типов Манипулятора,
их мы рассмотрим в таблице 2.2
Таблица 2.2
Основные типы манипулятора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 2.2
Основные типы манипулятора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Манипуляторе гипертрофирован какой
– то один из этих типов либо их комбинации.
Если же мы являем собой один из типов
в наиболее выраженной степени, мы проецируем
его противоположность на окружающих
нас людей и делаем их своими целями. Например,
жена – Тряпка нередко выбирает мужа –
Диктатора, а затем управляет им с помощью
всякого рода подрывных методов. Всё своё
существование Тряпка обратит в незаметную
кампанию сделать своего мужа ответственным
за все её жизненные невзгоды.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
3.1 Формирование характера человека от
2 лет и до …
Рассказывая о типологии и структуре характера
нельзя не упомянуть о формировании его.
Некоторые черты характера можно обнаружить
уже у детей дошкольного возраста и они
будут устойчивы в течении всей жизни.
Основную роль в формировании и развитии
характера ребёнка играет его общение
с окружающими людьми. В характерных для
него поступках и формы поведения ребёнка
прежде всего подражает его близким взрослым
людям. Основным периодом жизни для становления
характера можно считать возраст от 2-3
до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются
как с окружающими взрослыми людьми, так
и со сверстниками, с готовностью их принимают,
подражая всем и во всем.
Стиль общения взрослых друг с другом
на глазах у ребенка, способ обращения
с ним самим весьма важны для становления
характера. Особенно это относится к обращению
родителей с ребёнком, в первую очередь
матери. То, как действуют мать и отец в
отношении ребёнка , спустя много лет становится
способом обращения его со своими детьми,
когда ребёнок становится взрослым и обзаводится
собственной семьёй.
Раньше других в характере человека закладываются
такие черты, как доброта, общительность,
отзывчивость, а также противоположные
им качества: эгоистичность, черствость,
безразличие к людям. Те свойства характера,
которые наиболее ярко проявляют «я» в
труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность,
ответственность, настойчивость, другие
«деловые» качества, - складываются несколько
позже, в раннем и дошкольном детстве.
Они формируются и закрепляются в играх
детей и доступных им видах домашнего
труда.
В начальных классах школы оформляются
черты характера, проявляющиеся в отношениях
с людьми. Этому способствует расширение
сферы общения ребёнка с окружающими за
счет множества новых школьных друзей,
взрослых - учителей. Если то, что ребёнок
как личность приобрёл в домашних условиях,
получает в школе поддержку, то соответствующие
черты характера у него закрепляются и
чаще всего сохраняются в течении всей
дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый
опыт общения со сверстниками, учителями,
другими взрослыми не подтверждает как
правильные те характерные формы поведения,
которые ребёнок приобрел дома, то начинается
постепенная ломка характера, которая
обычно сопровождается выраженными внутренними
и внешними конфликтами. Происходящая
при этом перестройка характера не всегда
приводит к положительному результату.
В подростковом возрасте активно развиваются
и закрепляются волевые черты характера,
а ранняя юность закладывает базовые нравственные,
мировоззренческие, основы его.
К окончанию школы характер человека можно
считать в основном сложившимся, и то,
что происходит с ним в дальнейшем, почти
никогда не делает характер человека неузнаваемым
для тех, кто с ним общался в школьные годы.
3.2 Факторы влияющие на формирования характера
Рассмотрим как некоторые обстоятельства
способны изменить характер человека.
Например, смелый человек поступает смело,
а благородный человек ведет себя благородно.
Благородные или смелые дела могут совершаться
первый раз не требуя особой смелости
или благородства, смелость дел или благородство
поступков переходит смелость или благородство
человека, закрепляясь в его характере,
а закрепившись в нём, обусловливает смелость
или благородство поведения. Мотивы поведения,
переходя в действие и закрепляясь в нем,
фиксируются в характере. Каждый действенный
мотив поведения, который приобретает
устойчивость, - это в потенции будущая
черта характера в её генезисе.
Как правило, характер определяется не
каждым единичным, более или менее случайным
поступком, а всем образом жизни человека.
Образ жизни включает определённый образ
действий в единстве и взаимопроникновении
с объективными условиями, в которых он
осуществляется. Образ действий человека
включает образ мыслей, чувств, побуждений
действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении
с объективным течением и результатами
его действий. По мере того как формируется
определенный образ жизни человека, формируется
и сам человек; по мере того как в ходе
действий человека выделяется и закрепляется
характерный для него устойчивый образ
действий, в нем самом выделяется и закрепляется
устойчивый строй его свойств.
Характер теснейшим образом связан и с
мировоззрением. Характерное для человека
поведение, в котором характер и формируется
и проявляется, будучи его практическим
отношением к другим людям, неизбежно
заключает в себе идеологическое содержание,
хотя и не всегда адекватно осознанное
и не обязательно теоретически оформленное.
Поскольку мировоззрение, переходя в убеждения
человека, в его моральные представления
и идеалы, регулирует его поведение, оно
отражаясь в его сознании и реализуясь
в его поведении, существенно участвует
в формировании его характера. Систематически
побуждая человека поступать определённым
образом, мировоззрение, мораль как бы
оседают и закрепляются в его характере
в виде привычек – привычных способов
нравственного поведения. Превращаясь
в привычки, они становятся «второй натурой»
человека. Соотношение между идейными,
мировоззренческими установками и действенными
установками человека в конкретных жизненных
ситуациях существенно определяет общий
облик человека, его характер.
Потребности, интересы, склонности, вкусы,
всевозможные тенденции и установки, а
также личные взгляды и убеждения человека
– это психологические формы выражения
направленности, в которой проявляется
характер; содержанием же её является
практическое отношение человека к другим
людям и через них к самому себе, к своему
труду и к вещам предметного мира.
Взаимоотношения человека с другими людьми
определяют и его отношение к своей деятельности
– способность к подвигу, к напряженному
героическому труду, творческое беспокойство
или, напротив, успокоенность, и его отношение
к самому себе – уверенность в своих силах,
скромность или преувеличенное самомнение,
самолюбие, неуверенность в своих силах
и т.д.
В многообразных, тонких, богатых всевозможными
оттенками людских отношениях, составляющих
основную ткань человеческой жизни, складывается
и проявляется многообразие характерологических
черт. Таковы заботливость о человеке,
чуткость, справедливость, благородство,
доброта, мягкость, нежность, доверчивость
и множество других свойств. При этом единство
характера не исключает того, что в различных
ситуациях у одного и того же человека
проявляются различные и даже противоположные
черты. Человек может быть одновременно
очень нежным и очень требовательным,
мягким вплоть до нежности и одновременно
твёрдым до непреклонности.
По отношению человека к другим людям
различают характеры замкнутые и общительные.
Замкнутость в себе, ограниченность контакта
с другими людьми может основываться в
одном случае на безразличии к людям, на
равнодушии холодной и опустошенной натуры,
которой другие люди не нужны. А в другом
– на большой и сосредоточенной внутренней
жизни, которая в иных условиях не находит
себе путей для приобщения к ней других
людей и для своего приобщения к ним. Точно
так же и общительность может быть различной:
у одних – широкая и поверхностная, с легко
завязывающимися связями, у других – более
узкая и более избирательная. Наличие
общего дела, общих интересов, общей идеологии
создает базу для общительности, одновременно
и очень широкой, и сугубо избирательной.
Тип общительности, имеющий широкую общественную
основу, мы называем товарищеским. Это
товарищеское отношение к другим людям
не исключает других, более узкоизбирательных,
личностных и вместе с тем идейных отношений,
к более тесному кругу лиц или отдельному
человеку.
При длительном общении взаимное воздействие
людей друг на друга накладывает часто
значительный отпечаток на их характеры.
Например, в результате длительной совместной
люди иногда приобретают общие черты,
становясь в некоторых отношениях похожими
друг на друга. В других случаях эта взаимообусловленность
характеров выражается в выработке или
усилении у людей, живущих в длительном
повседневном общении, характерологических
черт, которые соответствуют друг другу
в силу своей противоположности. Например,
отец – деспот с властным и нетерпимым
характером, подавляя волю своих близких,
порождает дряблость, податливость, иногда
прибитость и обезличенность у членов
своей семьи.
Существенной для становления характера
формой общения является воспитание. В
своей сознательной организованности
и целенаправленности воспитание располагает
рядом важнейших средств воздействия:
соответствующей организацией поведения,
сообщением знаний, формирующих мировоззрение,
личным примером.
Через отношение к другим людям устанавливается
у человека и отношение его к самому себе.
С отношением к самому себе связана такая
группа характерологических свойств личности
как, самообладание, чувство собственного
достоинства, скромность, самооценка,
уверенность в себе, мнительность, самолюбие,
самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие
и т.д.
Характер связан со всеми сторонами психики;
особенно тесна связь с волей, являющейся
как бы хребтом характера. Особенности
волевой сферы, переходя в свойства личности,
образуют существеннейшие черты характера.
Воля связана с силой характера, его твердостью,
решительностью, настойчивостью. Характер
включает те свойства и действенные установки
личности, которые определяют, как в различных
условиях будет функционировать воля.
Идейное содержание и направленность
волевых поступков, особенно очень значимых
для личности ситуациях, переходя в характер
человека, в его действенные установки,
закрепляясь в нём в качестве относительно
устойчивых его свойств. Эти свойства
в свою очередь обусловливают поведение
человека, его волевые поступки; решительные,
смелые действия и поступки человека обусловлены
волевыми качествами личности.
В характер могут включатся не только
волевые и эмоциональные, но и интеллектуальные
особенности, поскольку они становятся
свойствами личности, выражающимися в
качественном своеобразии её отношения
к окружающему. Та, легкомыслие, благоразумие,
рассудительность, будучи интеллектуальными
качествами, являются или могут быть характерологическими
чертами. При этом, превращаясь в свойства
характера, интеллектуальные качества
начинают определять не один лишь интеллект
как таковой, а личность в целом.
Характер формируется в процессе развития
личности как субъекта, активно включающегося
в многообразную совокупность общественных
отношений. Проявляясь в поведении, в поступках
человека, характер в них же и формируется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ
Теперь мы знаем что характер – это сплав
врожденных свойств высшей нервной деятельности
с приобретёнными в течении жизни индивидуальными
чертами. Правдивыми, добрыми тактичными
или наоборот, лживыми, злыми, грубыми
бывают люди с любым видом темперамента.
Отдельные свойства характера зависят
друг от друга, связаны друг с другом и
образуют целостную организацию – структуру
характера. Мы рассмотрели разные типы
характеров, составленные различными
психиатрами и ознакомились с их точкой
зрения.
Рассмотрели и то как формируется характер.
Человек сам участвует в выработке своего
характера, поскольку характер складывается
в зависимости от мировоззрения, от убеждений
и привычек нравственного поведения, которые
он у себя вырабатывает, от дел и поступков,
которые он совершает.
Исследование характера и его формирования
продолжаются до сих пор. Продолжается
изучение проблемы перехода ситуационно,
стечением обстоятельств порожденных
мотивов в устойчивые личностные побуждения.
В педагогическом плане определяется
и основная линия воспитательной работы
по формированию характера. Исходное здесь
– отбор и прививка надлежащих мотивов
путём их генерализации и стереотипизации,
перехода в привычки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное
пособие. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2007.
2. Рубиншейн С.П. Основы общей психологии:
учебное пособие. – СПб.:Питер. – 1999.
3. Немов Р.С. Психология: пособие для учащихся.
– М.: Просвещение. – 1995.
4. Немов Р.С. Общая психология: учебник
для вузов. Кн 1. – М.: ВЛАДОС. – 1997.
5. Чникеев М.И. Общая и социальная психология:
Учебное пособие. – М.: НОРМА – ИНФРАМ.
– 2000.
6. Казаков В.Г., Кандратьева Л.П. Психология:
Учебное пособие. – М.: Высшая школа. –
1989.
7. Популярная психология. Хрестоматия.
составитель Мироненко В.В. – М.: Просвещение.
– 1990.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.
Учебник для вузов. – М.: Высшая школа.
– 1995.
9. Абрамова Г.С. Возрастная психология.
Учебник для вузов. – М.: Просвещение. –
1997.
10. Колесников В.Н. Лекции по психологии
индивидуальности. – М.: Питер. – 1996.
Типологическая модель А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте.
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП Аффективные разряды могут быть следствием дисфории – подростки в этих состояниях нередко сами ищут повода для скандала. Но аффекты могут быть и плодом тех конфликтов, которые легко возникают у эпилептоидных подростков вследствие их властности, неуступчивости, жестокости и себялюбия. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу. Эпилептоидный подросток в ярости способен наотмашь по лицу ударить престарелую бабку, столкнуть с лестницы показавшего ему язык малыша, броситься с кулаками на заведомо более сильного обидчика. В драке обнаруживается стремление бить противника по гениталиям. Вегетативный аккомпанемент аффекта также ярко выражен – в гневе лицо наливается кровью, выступает пот и т. д. Инстинктивная жизнь в подростковом возрасте оказывается особенно напряженной. Сексуальное влечение пробуждается с силой. Однако свойственная эпилептоидам повышенная забота о своем здоровье, "страх заразы" до поры до времени сдерживают случайные связи, заставляют отдать предпочтение более или менее постоянным партнерам. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство...
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП |
Содержание Введение Глава 1 Проблема изучения особенностей
характера в современной 1.1 Определение и сущность характера 1.2 Теории акцентуаций характера 1.2.1 Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда 1.2.2 Модель А.Е. Личко 1.3 Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности 1.4 Методы выявления акцентуаций Заключение Список литературы
Введение Актуальность темы исследования
состоит в том, что особенности
поведения человека находится под
прямым влиянием характера. Характер человека
связан с его интересами, потребностями
и более всего проявляется
в том, что для человека значимо.
В настоящее время многие области
трудовой деятельности человека связаны
с нервно-психическим В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Проблема исследования заключается в точной диагностики акцентуаций характера и патологических отклонениях психики, так как грань между ними очень тонкая. Важно понимать что акцентуация характера это крайняя степень нормы, а не болезнь. Википедия дает нам следующее определение понятия акцентуации характера: «Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.» Объектом исследования в моей курсовой работе является характер человека в его крайних проявлениях. Соответственно предметом в таком случае является проявление акцентуированных черт характера личности. Гипотеза: акцентуации характера в силу своей яркости на фоне других черт характера могут мешать нормальной социализации человека, особенно в детском и подростковом возрасте, когда этот процесс особенно важен в дальнейшем формировании личности человека. Цель моей курсовой работы научиться дифференцировать акцентуации характера и патологические изменения поведения личности, изучив типы акцентуаций и их роль в социализации личности. Задачи: 1. Изучить разработки данной проблемы в развитии психологии. 2. Рассмотреть методы исследования данной проблемы. 3. Предложить методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологические изменения в поведении личности. Методы исследования: в работе исследовались теоретические методы исследования в соответствии с гипотезой, целью и задачами.
Глава 1. Проблема изучения особенностей
характера в современной 1.1 Определение и сущность характера Как и полагается, следует
начать с определения характера.
Однако этого нельзя сделать без
некоторых предварительных В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формальнодинамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти, свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле). Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность». Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же. Интересно в связи с этим одно высказывание П.Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность. Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Характер – слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки. Характер – это каркас
личности, в который входят только
наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные
свойства личности, отчетливо проявляющиеся
в различных видах Характер – индивидуальное сочетание устойчивых, свойств личности, определяющих отношение субъекта к окружающей действительности. Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений: отношение к другим людям (например, доверчивость – недоверчивость, сочувствие – безразличие, щедрость – скупость и т.п.); отношение к самому себе (самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др.); отношение к деятельности (трудолюбие – лень, ответственность - безответственность и др.); отношение к коллективу, к обществу в целом (общительность – замкнутость, принципиальность – беспринципность, целенаправленность, убеждённость и др.). В отличие от темперамента
как динамической стороны поведения
характер позволяет оценить Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением в поведении индивида различных проявлений психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых. Поэтому в связи с генезисом характера различают три группы черт: интеллектуальные черты (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.); эмоциональные черты (чуткость, тщеславие, честность и др.); волевые черты (целеустремлённость, принципиальность, настойчивость и др.). По отношению к уровню нормы характер может быть: · нормальным, сбалансированным, т.е. отвечать адекватными реакциями на различные стимулы; · акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность, гипертимность, неуправляемость и др.); · психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. Практически все авторы типологий
подчеркивали, что характер может
быть более и менее выражен. Различение
между патологическими и Известны три критерия психопатий Ганнушкина — Кербикова. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. "Этот первый признак, по мнению А.Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку». Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий. Остановлюсь для примера на двух типах психопатий, описанных Ганнушкиным. Первый тип принадлежит к астенической группе. Эта группа включает две разновидности (частные типы): неврастеников и психастеников. Их общие свойства — повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно в психическом смысле. В случае неврастении сюда
добавляются еще некоторые Теперь о трудностях в социальной жизни. Слабость и истощаемость астеников приводит к тому, что их деятельность, как правило, оказывается малоэффективной. Они плохо преуспевают в деле, не занимают высоких постов. Из-за частых неудач у них развивается низкая самооценка и болезненное самолюбие. Их притязания обычно выше, чем их возможности. Они тщеславны, самолюбивы и в то же время не могут достичь всего того, к чему стремятся. В результате у них образуются и усиливаются такие черты характер, как робость, неуверенность, мнительность. У психастеников нет соматических расстройств, зато добавляется другое качество — боязливость, нерешительность, сомнения во всем. Они сомневаются относительно настоящего, будущего и прошлого. Часто их одолевают ложные опасения за свою жизнь и за жизнь близких. Им очень трудно начать какое-то дело: они принимают решение, потом отступают, снова собираются с силами и т. д. Им трудно принимать решения потому, что они сомневаются в успехе любого задуманного дела. С другой стороны, если уж психастеник
что-то решил, то должен осуществить
это сразу; иными словами, он проявляет
крайнюю нетерпеливость. Постоянные
сомнения, нерешительность и Таким образом, астеники в основном сами страдают от своего характера. Но у них есть некоторые особенности, которые заставляют страдать окружающих близких. Дело в том, что мелкие обиды, унижения и уколы самолюбия, которых много в жизни астеника, накапливаются и требуют выхода. И тогда они прорываются в виде гневных вспышек, приступов раздражения. Но это случается, как правило, не среди чужих людей — там астеник предпочитает сдерживаться, а дома, в кругу близких. В результате робкий астеник может стать настоящим тираном семьи. Впрочем, эмоциональные взрывы быстро сходят на нет и кончаются слезами и раскаянием. Рассмотрим еще один тип психопатий — эпилептоидный. Характерные признаки лиц этого типа, по Ганнушкину, — крайняя раздражительность, доходящая до приступов ярости и гнева; периодические расстройства настроения с примесью тоски, страха, гнева и, наконец, определенные моральные дефекты. Эта формула раскрывается П. Б. Ганнушкиным в следующих содержательных характеристиках. Эпилептоиды — люди, которые крайне эгоистичны, напряженно деятельны, настойчивы и очень аффективны. Это страстные любители острых ощущений. Они склонны к образованию сверхценных идей. Одновременно у них может наблюдаться скрупулезная мелочность, педантизм, скопидомство. Им свойственны также лицемерие и ханжество. Во всех проявлениях эпилептоидов содержатся элементы раздражительности, озлобленности, гнева. Этот постоянный аккомпанемент их жизни делает их чрезвычайно тяжелыми для окружающих и близких. Они агрессивны, мелкообидчивы, придирчивы, готовы все критиковать и исправлять, крайне злопамятны и мстительны. Они также склонны к насильственным действиям, в результате чего оказываются иногда на скамье подсудимых. Физиологическую основу эпилептоидного характера, по предположению Ганнушкина, составляют сила примитивных влечений, с одной стороны, и вязкость нервных процессов — с другой. Теперь перейдем к акцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры. В чем же отличие акцентуаций характера от психопатий? Это важный вопрос, в котором следует разобраться, так как он связан с различием патологии и нормы. В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия. (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера. Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу — важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п. 1.2 Теории акцентуаций характера Теперь перейдем к акцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры. Понятие «акцентуация» впервые
ввел немецкий психиатр и психолог,
профессор неврологии неврологической
клиники Берлинского В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.
1.2.1 Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье. Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выражена в большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных, «заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная. Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом». Таким образом, в акцентуированных
личностях потенциально заложены как
возможности социально Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности», опубликованной в 1989 году. Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания. По мнению К. Леонгарда, у 20 – 50% взрослых людей некоторые черты характера некоторые черты характера заострены (акцентуированы). Выраженность акцентуаций может быть различной – от легкой до крайнего ее выражения – психопатии. Хотя вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, можно все же с уверенностью говорить о более ярком проявлении акцентуированных черт в подростковом возрасте. В дальнейшем, вероятно, происходит сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций вплоть до социальной опасности. Согласно концепции К. Леонгарда об акцентуированных личностях, черты каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности. Основные типы акцентуаций по К. Леонгарду: · демонстративный; · педантичный; · застревающий, ригидный; · неуравновешенный, возбудимый; · гипертимный; · дистимичный; · тревожный, боязливый; · циклотимный; · экзальтированный; · эмотивный, лабильный. Подробное описание типов акцентуаций Гипертимный тип. С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если им позволяют делать все, что они хотят. Когда родители начинают чрезмерно
опекать, контролировать или подавлять,
навязывая неинтересный им круг общения
или дел, то подростки расценивают
такие действия как покушение
на их свободу и самостоятельность
и реагируют однотипно – Как правило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными – там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнение домашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом и семью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могут совершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будет жить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у него нет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкие асоциальные действия совершаются им не потому, что сознательно желает нарушить закон, а потому что не думает об этом. Обычно подростки – гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействие со стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками может возникнуть изза того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения, они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, по началу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе они тоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, как правило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт. Сверстников может тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением. После окончания школы и изменения статуса в связи с поступлением в вуз, началом трудовой деятельности ломается их жизненный стереотип, но основные черты личности, как правило, остаются неизменными. Во взрослом периоде жизни гипертимы по-режнему легко адаптируются в обществе, легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны, свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу, вынашивать планы мести. Эмоции их просты и естественны, они понятны окружающим. С людьми гипертимной акцентуации легко и просто общаться, если не противодействовать их стремлениям. Гипертимы в новом коллективе вызывают симпатию из-за их хорошего настроения, остроумия. Они вносят новую струю оживленности и веселья в коллектив. Но, будучи взрослым, они выбирают такой круг общения, который им импонирует, где они могут проявлять свою активность. В условиях постоянной студенческой группы или трудового коллектива их безграничная общительность порой не может быть реализована. Они могут сбегать с занятий, пренебрегать своими обязанностями, способны привлечь при этом к своей затее нескольких приятелей. В трудовой деятельности вначале гипертимов воспринимают как очень способных, в начале деятельности они могут высказывать оригинальные идеи, но терпения на детальное продумывание они не имеют и в итоге могут дело до конца не довести. Закономерно, что это может привести к потере интереса в работе. Гипертима тяготит ограничение рабочего пространства, он пытается расширить его за счет посещения во время рабочего дня своих многочисленных приятелей, работающих в других помещениях. Продуктивность работы гипертима невелика, поэтому по отношению к нему часты замечания со стороны руководителя, вплоть до серьезных конфликтов и необходимости смены работы. В новом коллективе ситуация чаще всего повторяется. Изза конфликтов трудовая жизнь гипертима нестабильна, он часто меняет работу. Ему противопоказаны должности, требующие упорства и сосредоточенности. Гипертимные личности с удовольствием занимаются общественной работой, организацией разных мероприятий. Если работа по специальности не получается, гипертим легко может от нее отказаться. В силу того, что он обладает гибкостью мысли, новая профессия осваивается легко. У большинства гипертимов много друзей и приятелей, они заражают своим весельем и оптимизмом, но при более длительном и близком знакомстве они могут утомлять своей поверхностностью, бесцеремонностью, самоуверенностью. Некоторые гипертимы отчаянные спорщики, не терпят никаких возражений и контраргументов. У большинства отсутствует критическое отношение к своим недостаткам В чистом виде гипертимы встречаются редко, обычно это сочетание гипертимности с другими акцентуациями характера. Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых человек лишен возможности широких контактов и проявления инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль, отсутствие аванса доверия, чрезмерная опека Протестные реакции. Взрываются гневом, их агрессивность направлена во вне, на окружающих людей или вещи, в более серьезных случаях их протест всегда действенный, они как то поступают, а не просто говорят. Побеги, противоправное поведение в группе, алкоголизация, особенно в компании, где предпочитают быть лидером. Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Застревающий, ригидный тип. Застревающие личности в юности отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов. Застревающий тип Самые распространенные идеи, темы для застревания: ревность, преследование, месть, несправедливость, непризнанные инициативы или изобретения. Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых на авторитет и власть покушается более сильный лидер, когда кто то пытается обидеть его. Протестные реакции. Обвиняет всех и вся, кроме себя, в раздраженном состоянии легко впадает в гнев, при сильном раздражении жестокий и не помнит, что делает, успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь, мстят. Сильные стороны. Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность, выносливость, внимание к мелочам, деталям, стремление все делать досконально, а не поверхностно. Эмотивный, лабильный тип. Эмотивность – это склонность глубоко и долго переживать жизненные впечатления, события, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания. В детстве эмотивность часто сопровождается боязливостью. Эта боязливость связана с общей повышенной чувствительностью. В кругу хорошо знакомых людей такие дети бывают общительными, уверенными и спокойными. Во взрослом периоде жизни эмотивные люди характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких чувств. Для них характерна отзывчивость, гуманное отношение к миру, обычно их называют мягкосердечными, иногда задушевными. Их легко распознать в беседе: их глубоко захватывают чувства, что отчетливо выражается в мимике. Они быстрее, чем кто-либо испытывают особую радость от общения с природой. Эмотивные личности любое жизненное событие воспринимают серьезнее, чем другие люди, легко поддаются чувству жалости и сострадания. У них легко появляются слезы радости, растроганности. Как правило, их глубоко захватывают чувства при рассказе о фильме, захватившей их книге, причем, такой способ реагирования характерен как мужчинам, так и женщинам. На эмотивную личность воздействие оказывает только само событие, вызывая адекватную эмоциональную реакцию, она не может «заразиться» весельем или печальным настроением без причины. Душевное потрясение может оказать глубокое воздействие и вызвать глубокую депрессию, при этом тяжесть депрессии, соответствует тяжести события. Радостные события эмотивный человек переживает также глубоко. Жизненные ориентиры эмотивных людей – теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны начальства. Они редко меняют место работы, так как, адаптировавшись один раз в определенном коллективе, они предпочитают не изменять ему. Точки наименьшего сопротивления. Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей. Протестные реакции. Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя, « и это после того, что я для тебя сделала!», «бесчувственные!» и т.п. Сильные стороны. Мягкость и способность к сопереживанию, развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства. Педантичный тип. Поведение педантичной личности не выходит за пределы разумного, чаще всего именно это является преимуществом в деловых вопросах. Основательность, четкость, законченность, добросовестность – вот черты, помогающие в работе педантичному человеку. Очень ответственное задание может оказать на педантичного человека угнетающее действие, если он не получит четких инструкций и перечня требований. Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к делу, которое им поручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в течение длительного времени или на протяжении всей трудовой жизни. Педантическая скрупулезность может выражаться не только в высоких деловых качествах, но в усиленной заботе о своем здоровье. При умеренном проявлении это положительное качество. Сверхаккуратный человек осторожен, не употребляет или мало употребляет алкоголь, не курит. Негативными чертами такого
характера могут быть нерешительность,
боязнь несчастного случая или ошибки,
что побуждает постоянно Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, требующие принятия решения, оперативные действия выбора, повышенные нагрузки, ответственность, возлагаемая на него. Протестные реакции. Протест принимает словесную форму – «бурчат», ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя. Сильные стороны. Заботливость,
способность брать на себя ответственность
за здоровье и благополучие других,
чувство эмоциональной Тревожный тип. Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями. Тревожные люди проявляют повышенную боязливость с детства – боятся засыпать в темноте или в одиночестве, испытывают стрех перед собаками, грозой, сторонятся других детей, потому что они могут их дразнить, от нападений они предпочитают не защищаться, тем самым они могут провоцировать издевательства. Так они могут стать мишенями для шуток или «козлами отпущения», потому что постоянно «вызывают огонь на себя». Как правило, сверстники быстро обнаруживают слабое место в характере этой личности. Такие дети могут испытывать страх перед учителями и воспитателями, а те в свою очередь, не замечая этой робости, могут усугублять состояние ребенка своей строгостью. Иногда при определенной шалости дети специально сваливают вину на тревожного ребенка, который действительно становится «козлом отпущения». Во взрослой жизни страх поглощает такого человека меньше, чем ребенка. Окружающие люди не представляются им столь угрожающими, поэтому их тревожность не столь бросается в глаза. Но остается неспособность отстаивать свою позицию в спорах, особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. Поэтому у таких людей мы можем наблюдать проявления робости, иногда покорности и униженности. Временами к робости может присоединяться пугливость, проявляться внезапный страх. Источником робости могут служить либо внешние раздражители, либо собственное поведение, которое все время в центре внимания. Таким людям может быть свойственна сверхкомпенсация в виде самоуверенного и даже дерзкого поведения. Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: экзамены, соревнования. Болезни или смерть близких, разговоры о смерти. Протестные реакции. Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде болезненных симптомов: аллергий, повышенной температуры. Сильные стороны. Повышенная чувствительность, способность рассчитать свои силы. Циклотимный тип. В детстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишь иногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-то предпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым. С наступлением половой зрелости возникают периодические фазы смены настроения от грустного и печального к радостному и веселому, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более. В период понижения настроения подросткам становится трудно учиться, они раздражительны и быстро устают. То, что легко и просто давалось раньше, требует в этот период большого напряжения. В это время подросток предпочитает сидеть дома и ни с кем не встречаться. Если начать расспрашивать его, то может возникнуть бурная реакция со слезами, грубостью, резкими ответами на расспросы родителей. После спада начинается подъем,
в этот период подросток может
быстро наверстать все упущенное
в учебе, восстановить связи с
друзьями. Искренность и отзывчивость,
добродушие и приветливость Увлечения циклотимного подростка обычно не устойчивые. В фазе подъема интерес к разным занятиям может проявляться очень ярко, подросток ищет новое увлечение, от которого отказывается в период спада. Такое чередование периодов подъема и спада, может сохраниться на всю жизнь. В обычном настроении циклотимные личности общительны и приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. Они не склонны противопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам других. К работе и своим обязанностям такие личности относятся добросовестно, но при повышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В период повышенного настроения они проявляются как оптимисты, их не пугает будущее. Им не свойственны самокопание, сомнения и самоанализ. У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть. Период пониженного настроения они ожидают с неприятным чувством. Взрослые циклоиды уже хорошо знают свою способность впадать в хандру, жаловаться на усталость. Они становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук. Работа, которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить. В период спада они не звонят друзьям, отказываются от приглашений на вечеринки, избегают всяких контактов, стараются проводить время дома и в одиночестве. Они с трудом засыпают, аппетит может быть снижен или отсутствовать. Настроение бывает хуже с утра. Они встают невыспавшимися, вялыми, ощущают упадок сил. Весь мир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимистов они превращаются в пессимистов, мрачно переживают мелкие неудачи. Но они знают, что период спада все равно закончится, и у них впереди возвращение к увлечениям и привязанностям – жизнь напоминает зебру – черные полосы чередуются с белыми. Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, когда от находящегося в депрессивной фазе человека требуют или ожидают характерного для него «нормального поведения». И сама ситуация резкой и глубокой смены состояний. Протестные реакции. В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в плохой фазе агрессия может быть направлена на себя. Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Демонстративный тип. Первые признаки демонстративной акцентуации появляются у детей в возрасте двух-трех лет. Это может быть обидчивость, капризность, склонность к паясничанью, они могут передразнивать взрослых или подражать им. Очень часто такой ребенок является кумиром семьи, его способностями и талантами восхищаются, различные умения ребенка демонстрируют гостям. И он с удовольствие рассказывает стихи или поет песенки, при этом никаких особых вокальных и артистических данных может и не быть. Получая обилие внимания, дети быстро привыкают к нему, и в дальнейшем требуют его любой ценой. У таких детей всегда завышенная самооценка, особенно при поддержке ее родителями. Возможностей для привлечения
внимания в их реальной жизни может
оказаться недостаточно, тогда они
прибегают к вымышленным Часто для повышения своего авторитета человек с такими чертами характера может выдавать чужие стихи и рассказы за свои. При условии недостатка внимания к ним со стороны лиц противоположного пола, они способны выдумать себе легенду. Если у людей с таким типом характера проявляются способности среднего уровня развития, то они способны преподнести их так, что многие будут считать их исключительно способными личностями. В том, что эти способности мнимые догадаться сразу нелегко, их могут хвалить, ставить в пример другим. В школе демонстративная личность живет бурной жизнью, выдвигая множество инициатив, предложений и идей, которые естественно выполнять не собирается. О таких людях существует мнение, что они способные лентяи, которые учатся не в полную силу. С наступлением взрослой жизни в поведении человека с демонстративным типом характера мало что меняется, по-прежнему ему необходимо внимание всех окружающих, которое он стремится получить любой ценой. При выборе учебного заведения они руководствуются соображениями престижа и даже если в школе их успехи были скромны, обладая хорошей памятью, они могут подготовиться к вступительным экзаменам и произвести впечатление на экзаменатора. Их трудовая жизнь может
быть связана с профессиями Эмоции демонстративных личностей бурные, яркие, но недолговечные. Поверхностность эмоций проявляется у них даже в отношении к собственным детям. Поначалу им могут приписываться необыкновенные способности и достижения, при этом может подчеркиваться, что такие необыкновенные дети могут быть рождены только неординарными родителями. Демонстративная личность может проявляться как завистливая и ревнивая к чужим успехам, особенно это характерно для представителей творческих профессий. Имея склонность все относить к собственной личности, чужой успех они расценивают как собственную неудачу. При этом они могут начать винить окружающих, которые недооценили их. 1.2.2 Модель А.Е. Личко Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко. Личко разделяет позицию Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других». Исходя из клинических целей, А.Е. Личко предложил иную модель, чем Леонгард, в которую входят не только типы акцентуаций характера (крайние варианты нормы), но и типы психопатий (патологических проявлений характера). Опросник, разработанный А.Е. Личко на основе этой модели, предназначен для лиц подросткового и юношеского возраста (14 – 18 лет) и используется для диагностики органических нарушений, которые в сочетании с определенными психологическими особенностями приводят к патологическому развитию характера. А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, а также концепцию психологии отношений, которую развивали А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера: · гипертимный; · циклоидный; · лабильный; · астеноневротический; · сензитивный; · психоастенический; · шизоидный; · эпилептоидный; · истероидный; · неустойчивый; · конформный. характер акцентуация поведение личность 1.3 Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые – особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента. Характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций. Темперамент – на темп и глубину эмоциональных реакций. Поскольку четкой границы между темпераментом и характером не существует, вне зависимости от природы акцентуированной черты К. Леонгард употребляет термин «акцентуированная личность», но раскрывает содержание этой черты, уделяя больше внимания, либо темпераменту, либо характеру. Так, о характере он чаще упоминает при описании демонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых личностей. О темпераменте – при описании личностей гипертимных, дистимных, циклотимных, экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстравертированных и интровертированных. Такое условное разделения акцентуированных личностей на две группы позволило К. Леонгарду обратить внимание на сочетания черт, которые особенно ярко проявляются в характере человека. В качестве примера такого яркого сочетания он приводит одновременное присутствие демонстративной и застревающей акцентуаций, которое может либо способствовать адаптации личности (в случае, если «слабость истерика компенсируется стойкостью и упорством реакций паранойяльной личности»), либо приводить к деформации психики (симуляции истерического невроза в сочетании с упорной борьбой за признание этого диагноза). Кроме того, К. Леонгарду удалось выделить сочетания черт, которые невозможно встретить у акцентуированных личностей, поскольку их проявления противопоставлены друг другу в одной и той же сфере реакций. Например, в состоянии аффекта демонстративная личность реагирует внезапными действиями по типу короткого замыкания, педантическая, наоборот, проявляет исключительную медлительность и нерешительность. Демонстративная личность вытесняет из сознания сильные эмоции, связанные с вопросами, которые трудно поддаются психологическому решению, педантическая личность - оказывается не в состоянии вытеснить эти эмоции при всем желании. Как пишет Леонгард, если бы в психике человека имелись и те, и другие черты, то неизменно возникало бы нечто среднее, не попадающее под разряд акцентуации. 1.4 Методы выявления акцентуаций Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям. Например, ничего не выражающее лицо может свидетельствовать о равнодушии обследуемого, вопреки его утверждению о том, что он полон печали. Или наоборот, человек может заявлять, что «все давно забыто», но при этом проговаривать это слишком быстро или с большими паузами и сопровождать свою речь едва заметными вздохами, выдающими то, что он пытается скрыть за словами – печаль, огорчение, досаду и т.п. Для прояснения истинной картины поведения Леонгард старался выяснить факты, которые действительно имели место в жизни и могли бы подтвердить либо опровергнуть наличие тех черт, о которых говорит человек. Так, обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность и серьезность. По мнению Леонгарда, заявления человека могут служить лишь ориентиром для того, кто пытается описать его личность. Объективным же критерием описания являются особенности поведения в конкретных ситуациях, подтвержденные яркими примерами, демонстрирующими наличие существенных отличий поведения обследуемого от поведения других людей. Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях. При анализе акцентуаций необходимо учитывать ряд важных моментов, связанных со спецификой подходов авторов, которые работали в этом направлении. 1. Типология акцентуаций
характера представляет собой
обобщение опыта работы с 2. Поскольку наличие акцентуаций
еще не является признаком
патологии, а свидетельствует
об определенном потенциале 3. Личностный опросник Г. Шмишека был составлен на основе вопросов, которые К. Леонгард задавал своим пациентам в процессе клинической беседы, и не противоречит общему подходу автора концепции акцентуированных личностей. Тем не менее, тест имеет свои ограничения, поэтому результаты, полученные после подсчета данных, нуждаются в уточнении, которые лучше всего делать в процессе беседы и наблюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях. 4. Личностный опросник А.Е. Личко (ПДО) только частично опирается на концепцию К. Леонгарда и предназначен для диагностики типов психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Чаще всего, этот опросник применяется в клинических целях, и для его использования необходимы специальные знания в области патопсихологии и психологии развития. 5. С позиции индивидуального
подхода, подразумевающего
Заключение В ходе нашего теоретического
исследования гипотеза частично подтвердилась:
акцентуации характера Цель достигнута, мы изучили литературу типологии акцентуаций характера, изучили признаки психопатий и их различия. Для современной психологической науки изучение акцентуаций весьма необходимо. Задачи, стоящие перед психологами в этой области весьма актуальны. Леонгард, Мюллер, Эвертон лично отличают необходимость исследования акцентуаций, как в теоретическом, так и в практическом приложении. Во-первых, в современной психотерапии, прикладной психологии, невропатологии существуют ряд сложностей в различии, тонком и точном выявлении акцентуации, акцентуированных черт с одной стороны и патологических проявлений в психике индивида с другой. Во многом акцентуированные черты могут быть приняты за проявление психопатологии и в этом случае можно допустить непоправимую ошибку. Во-вторых – акцентуации
характеров – весьма частое явление,
и задача психологов подробно изучить
подобный феномен с целью коррекции
негативных акцентуаций. Коррекция
и своевременная В-третьих подробное изучение и анализ акцентуаций может выявить и помочь стимулировать позитивные акцентуации с целью их активизирования и использования в профессиональной и общественной ориентации индивида. Четвертая задача является одной
из наиболее важных и перспективных
– исследование черт характера, акцентуаций
и их проявлений может помочь выработать
ряд педагогических методик рекомендательного
или чисто практического Перспективы, стоящие в этой области касаются не только психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и прикладной психологии, но и в областях педагогики, образования, развития и реализации творческого понимания людей.
Список литературы 1. Акцентуации характера и использование опросника Г. Смишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составила В. Г. Сахарова. - Владивосток, 1998 2. Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982 3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 1999. 4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – 1983. 5. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174. 6. Основы психологии. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. 7. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005. 8. Диагностика психических состояний в норме и патологии. под редакцией Случевского Ф. И. - Л.,1980 9. Н.И. Козлов «истинная правда или учебник для психолога по жизни» - «АСТ-ПРЕСС» 1998г. 10. А.С. Штерн «Введение в психологию» - ФЛИНТА 2006. 11. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: изд. ВЛАДОС, 1998. 12. Левитов Н.Д. “Психология характера”. – М.: изд. ВЛАДОС, 1997. 13. Немов Р.С. Психология.- М.: изд. ВЛАДОС, 1997. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Комментарии:
|
Работы, похожие на Курсовая работа:
Типология акцентуаций характера
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Информация о работе Сравнение типологий характера К. Леонграда и А.Е. Личко