Сравнение типологий характера К. Леонграда и А.Е. Личко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Начиная с древних времен людей всегда очень интересовал вопрос: что такое характер и можно ли его классифицировать? Несмотря на то, что до сих пор не дан исчерпывающий ответ, до настоящего времени юридическая психология сделала большой шаг по направлению выявления сути этой очень сложной и глубокой проблемы.

Содержание

Введение 3
1. Психическая норма и психическая патология: понятие и сущность 5
2.1. Описание типологии акцентуаций в теории К. Леонграда 14
2.2. Описание типологий акцентуаций и психопатий в теории А.Е. Личко 20
2.3. Сравнительный анализ теорий о типологии акцентуаций и психопатий К. Леонграда и А.Е. Личко 24
3. Причины возникновения и особенности проявления психопатий и акцентуаций характера в обществе 25
Заключение 28
Список использованных правовых источников и литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Сравнение типологий характера К.docx

— 294.54 Кб (Скачать документ)

Типология характеров

3. Циклоидный тип. Ему  свойственны довольно частые  периодические смены настроения, в результате чего так же  часто меняется их манера общения  с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной. 
 
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. 
 
5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. 
 
6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 
 
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат 'козлами отпущения', мишенями для шуток. 
 
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают 'с полуслова'. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не 'выплескивают' наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. 
 
9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения) . Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. 
 
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. 
 
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов. 
 
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что. 
 
Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологиюхарактеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу). 
 
Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э.Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. 'Социальный характер, - пишет автор, - содержит ... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы'2. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям. 
 
Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э.Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы: 
 
1. 'Мазохист-садист'. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, 'переделкой' людей 'в лучшую сторону'. Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из 'благих намерений'. 
 
Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Э.Фромм писал: 'Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности'. 
 
Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем. 
 
Интересно наблюдение Э.Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц. 
 
2. 'Разрушитель'. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. 'Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия'1. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру. 
 
3. 'Конформист-автомат'. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает 'быть самим собой'. Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное 'Я', свою индивидуальность и 'настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто 'чужое'2. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, 
 
быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это - тип сознательного или бессознательного приспособленца. 
 
Выведенная Э.Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА 
 
В какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни. 
 
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых. 
 
Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения. 
 
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей. 
 
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону). 
 
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие 'деловые' качества, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления). 
 
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа. 
 
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К. окончанию школы  характер человека можно считать  в основном сложившимся, и то, что  происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто  с ним общался в школьные годы.

В типологии характеров взрослых людей К. Леонгарда характеры различаются по критериям стиля общения и отношения к людям. Многочисленные черты характера, взаимодействуя между собой, образуют своеобразные «фракции» и носят название акцентуаций. Акцентуации характера отражают чрезмерное развитие отдельных черт личности или их совокупности на фоне остальных.

Акцентуации придают  личности индивидуальный психологический  колорит, раскрашивают егоповедение всеми красками психологических нюансов. Акцентуации «излучают» во внешний мир сведения о личности.

Акцентуированность личности может проявляться внешне от едва заметной «странности» в поведении индивида до пограничных психических состояний включительно (возможно и допсихопатий). Чем более она выражена у человека, тем труднее ему адаптироваться к среде себе подобных из-за трудностей, вырастающих на почве плохого взаимопонимания. По мнению автора, среди подростков акцентуированные личности встречаются часто (в 50-80 %), но с возрастом акцентуации характера ослабевают под влиянием накопленного социального опыта и умения им распорядиться.

Акцентуации проявляются  не постоянно, а лишь в некоторых  ситуациях. Они могут сглаживаться во времени, появляться в «местах  наименьшего сопротивления» человека, обусловленных его темпераментом. В этом их отличие от психопатических  явлений.

Выделено 12 типов  акцентуированных характеров: гипертимиый, дистимный, циклотимный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, интровертированный и экстравертированный.

Гипертимный тип. Его можно узнать по склонности к чрезмерно повышенному настроению, самоподдерживающемуся оптимизму. Своего рода «патологический счастливчик». Живой собеседник, но «перескакивает» с темы на тему. Жесты, мимика и позы выразительны. Обладает чувством юмора. Импульсивен. Вспыльчивость проявляется при острой необходимости в «обороне». Характерны необдуманные высказывания, легкомысленное отношение к любым проблемам, включая деловые и семейные. Несется по жизни на максимальных скоростях. Склонен к позерству. Предпочитает поверхностные контакты без их продолжения.

Непостоянен в профессиональных интересах. Часто меняет место работы, следуя за своими влечениями. Авантюрист по натуре. Предприимчив, но решения принимает без глубокой отработки. Растрачивает свой богатый от природы потенциал неэффективно. Власть и опеку над собой переносит нелегко. Ему свойственно стремление к лидерству. Энергичен и инициативен.

Дистимный тип. Полная противоположность гипертиму. Тихий на вид человек, с безрадостным выражением лица и вялым взглядом. Стремится уйти от контактов: шумные и многочисленные компании не для него. Индивидуалист. Апатичен. Всегда серьезен. Лелеет негативные переживания. Инертен. Работу на скорость не любит, но относится добросовестно. Предпочитает структурированные задания и указания сверху. Плохо адаптируется к обстановке, к новым людям. Свои неудачи связывает с внешними обстоятельствами. К лидерству не стремится, но уважает тех, кто прислушивается к его советам. Ценит дружбу. Борец за справедливость.

Циклотимный тип. Характерна неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций. К нему можно в полной мере отнести строчки Гете: То возносящийся, ликуя до небес, То опечаленный смертельно.

Хорошее настроение вселяет в него гипертима, плохое - дистима. Эти крайние состояния чреваты депрессией. «Неудобство» его личности состоит в том, что эти фазы меняются непредсказуемо Колебания работоспособности, энергии и настроения приводят к работе рывками. Поэтому продолжительные ответственные задания ему поручать нецелесообразно. С ним сложно в коллективе, где конечный результат определяется совместным эффектом.

Демонстративный тип. Выделяется яркостью проявления чувств, раскованностью, эмоциональностью, актерскими данными, тягой быть в центре внимания. Здесь годится все: положительное, негативное и даже асоциальное. Его девиз: «Не быть, а казаться!». К самоанализу не расположен. Свойственно бахвальство, стремление к яркому, экстравагантному. В работе склонен уходить от решения неотложных вопросов, симулировать недомогание, оговаривать себя, строить интриги. Сиюминутная потребность может захватить его целиком, отодвигая в сторону важные дела. В силу своих психологических особенностей (артистичность, неординарность мышления и умение влиять на людей) устремлен к руководящим должностям и престижным профессиям.

Педантичный тип. Настроение ровное. Твердо придерживается усвоенных  правил, традиций, взглядов. В периоды  плохого настроения тосклив и  неподступен, порой агрессивен. В работе сверхточен, аккуратен и обязателен. Смысл его жизни - порядок. Сам он - «человек-инструкция». Испытывает чрезмерную любовь к различного рода наставлениям, ' расписаниям, указаниям «по исполнению» Формалист высшей пробы. Не доверяет самому себе. В неопределенных ситуациях теряется. Цепляется за детали больше, чем того требуют обстоятельства. Трудно переключается с одного занятия на другое.

Застревающий тип. Поведение неустойчивое в том  смысле, что оно определяется то одним, то другим «застреванием» на тех или иных идеях, позициях, взглядах. Часто предан одной навязчивой идее, ради которой способен на самопожертвование. Честолюбив. Личный успех может стать причиной заносчивости, категоричности. Долго помнит обиду, склонен к мести. Совместная работа с ним - не радость. Упрям и напорист, любит поучать. Может злоупотреблять властью и терроризировать сотрудников. В работе любит, когда ему подражают, признают и подчеркивают заслуги.

Тревожный тип. Это человек крайне выраженного меланхолического или холерического склада с заниженной самооценкой. Поводы для беспокойства он, что называется, «высасывает из пальца». Перед всем новым теряется. В работе предпочитает привычные условия, неизменные права и обязанности. Инициативу не проявляет. Осторожен. Дать отпор, постоять за себя и за свое дело не способен. Работает по указке, тщательно отрабатывая задание. К лидерству не склонен. С людьми дружелюбен. Болезненно пе-. реносит насмешки.

Возбудимый тип. Самоуправление эмоциональным состоянием крайне ослаблено. Раздражителен, склонен к приступам гнева, импульсивен. В состоянии эмоционального возбуждения может нагрубить, применить «рукоприкладство». Поведение его предсказать трудно. В гневе примирения не ищет, скорее наоборот. Часто - любитель крепких напитков и обильной еды. В нормальном состоянии энергичен, деловит, добросовестно исполняет свои обязанности по работе. Хороший семьянин.

Эмотивный тип. Этот тип, как говорят, на поводу эмоций. Любое событие переживает долго. Ему свойственны желание помочь другим, сострадание, сочувствие, тактичность. Беззащитен перед хамством. Его работоспособность зависит от настроения. В работе нередко упускает главное, запутывается в мелких деталях, вызывающих эмоциональное переживание. Контроль над его работой, как правило, приводит к обиде. Исполнителен, обладает чувством долга.

Экзальтированный  тип. Психологически полярный человек  без «среднего состояния»: или  счастлив, или скорбит... Оценки тоже полярны: «или -или». В результате окружающие не верят в искренность его переживаний и чувств. Трудно дается работа с элементами монотонии, стереотипности, повторяемости. Инструкции, нормативные документы вносят дискомфорт в его деятельность. Предназначен для работы с «пищей для чувств», даже если она носит характер «на износ». Ему свойственны несдержанность чувств, эгоизм, слезливость.

Экстравертированный тип. Словоохотливый человек, легко идущий на контакт. Имеет много друзей, знакомых и «нужных» людей. Конформен, находится под сильным влиянием окружающих, которые часто формируют его мнение. Собственно, он растворяется в этом внешнем мире. Любит развлечения, внешние эффекты. Вольно или невольно распространяет слухи и сплетни. Умеет слушать других и быть внимательным к ним. Готов оказать помощь. Исполнителен.

Интровертированный тип. Погруженный в свой внутренний мир человек, отгороженный от других своими мыслями и переживаниями. Чрезвычайно раним и обидчив. Внешне холоден даже с близкими людьми. Зачастую его рассуждения не соответствуют реальности. Упрямый идеалист, рьяно отстаивающий * свою позицию независимо от того, верна она или нет. Не допускает в свою личную жизнь никого. Принципиален.

Информация о работе Сравнение типологий характера К. Леонграда и А.Е. Личко