Сравнительный анализ эмоций и типов поведения в конфликтных ситуациях менеджеров и руководящего состава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание

Анализ научной литературы и эмпирические наблюдения позволили сформулировать ряд идей о возможных связях человеческих чувств и развитии межличностных конфликтов. Взаимозависимость этих явлений представляется несомненной, если исходить из житейского опыта, но не является научно обоснованной. Формулируя проблему исследования, мы исходили из следующих представлений:
- природа конфликта всегда эмоциональна, негативные эмоции сопровождают любую личность в конфликте;
- с исчезновением конфликтных взаимоотношений негативные эмоции значительно ослабевают;
- напряженность конфликта и сила эмоциональных переживаний, связанных с ним находятся в прямой зависимости;
- одна и та же личность в конфликтах различного происхождения и характера склонна вести себя примерно одинаковым образом;
- личность характеризуется устойчивыми эмоциональными особенностями;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..4
1 К вопросу постановки проблемы конфликта как психического явления……...8
1.1 Происхождение конфликтов………………………………………………..….8
1.2 Причины конфликтов…………………………………………………………...9
1.3 Поведение в конфликтах………………………………………………………12
1.4 Эмоциональные процессы и переживания личности в конфликтных ситуациях……………………………………………………………………………26
1.5 Выводы………………………………………………………………………….32
2 Сравнительный анализ эмоций и поведения в конфликтных ситуациях менеджеров и руководящего состава……………...……………………………...34
2.1 Методики исследования………………………………………………………..34
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….38
2.3 Анализ и интерпретация сравнительного анализа…………………………...39
2.4 Выводы……………………………………………………………………….…42
Заключение…………..………………………………………………………..…….43
Список использованных источников и литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

теоретическая часть.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут  играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури [15] выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

По мнению авторов, эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

  1. Улучшаются отношения между людьми.
  2. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.

М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури [15] выделяют основные дисфункциональные последствия конфликтов:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.
  4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого направления авторами были разработаны структурные методы управления конфликтами [3].

  1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.
  2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к "третейскому судье" - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.
  3. Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.
  4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников.
  5. Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.

Управление конфликтами  включает и межличностные способы  разрешения конфликтных ситуаций. Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Н. В. Гришина [7] описывает конфликтные ситуации следующим образом:

  1. Путь "борьбы", направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.
  2. Уход от конфликта.
  3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

По мнению Н. В. Гришиной [7] развитие  конфликта обычно он проходит несколько этапов:

а) возникновение разногласий;

б) возрастание напряженности  в отношениях;

в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним  из ее участников;

г) собственно конфликтное  взаимодействие, использование различных  межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

д) исход (разрешение) конфликта.

При рациональном поведении  участников конфликт, с точки зрения А. В. Морозова [14], проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.

  1. Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.
  2. Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
  3. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция – это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы - это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них – ключ к решению проблемы.
  4. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента (оппонентов). Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
  5. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
  6. Придерживайтесь правила "эмоциональной выдержки". Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.

Говоря о конфликтах и конфликтности как таковой, нельзя не остановиться на очень важном и принципиальном моменте. Все конфликты, по мнению ряда авторов [8;9;14;15], четко можно разграничить на две основные группы по следующему критерию: одна часть конфликтов происходит от непонимания ситуации, неумения себя вести (промолчать, сдержаться и т. д.), то есть неосознанно; другая же часть - возникает сознательно по воле, по меньшей мере, одной из конфликтующих сторон, с целью "выплеснуть" на собеседника свою агрессивность, снять напряжение.

Агрессивность требует  выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Вместе с тем, не "выпускать пар" агрессивности небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, колиты, инсульты, ишемия, инфаркты - вот далеко не полный перечень болезней сдержанных эмоций (психосоматические заболевания).

Итак, накопившаяся отрицательная  энергия требует выхода и подобная разрядка просто жизненно необходима человеку. Но... разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка.

О. Н. Громова [9] выделяет три основных способа снятия агрессивности - пассивный, активный и логический.

  1. Пассивный способ заключается в том, чтобы "поплакаться" кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними из организма выводятся вредные ферменты - спутники стресса (например, адреналин). Дать облегчение - это одна из важнейших функций слез.
  2. Активные способы строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин – спутник напряженности – "сгорает" во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: вскапывание земли, работа топором и пилой, косьба.

Из спортивных занятий  быстрее всего снимают агрессивность  те виды, которые включают удары: бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, бадминтон, гольф. Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Страстные болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами на ринге (корте, спортивной площадке). Эти эмоции и физическая нагрузка "сжигают" излишки адреналина.

Не менее полезны  так называемые циклические упражнения, связанные с повторением большого количества раз самых элементарных движений: бег трусцой, быстрая ходьба, плавание, велосипед, аэробика, просто танцы.

Для некоторых людей  с этой целью неплохо подходят увлечения типа "кто кого" (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов и др.

3. Логический способ приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются. А это уже само по себе чрезвычайно важно - суметь переключить отрицательные эмоции на положительные (или, по меньшей мере, на нейтральные).

По мнению В. Н. Шейнова [20] основными же правилами бесконфликтного общения являются следующие:

  1. не употребляйте кон<sp

Информация о работе Сравнительный анализ эмоций и типов поведения в конфликтных ситуациях менеджеров и руководящего состава