Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа
Анализ научной литературы и эмпирические наблюдения позволили сформулировать ряд идей о возможных связях человеческих чувств и развитии межличностных конфликтов. Взаимозависимость этих явлений представляется несомненной, если исходить из житейского опыта, но не является научно обоснованной. Формулируя проблему исследования, мы исходили из следующих представлений:
- природа конфликта всегда эмоциональна, негативные эмоции сопровождают любую личность в конфликте;
- с исчезновением конфликтных взаимоотношений негативные эмоции значительно ослабевают;
- напряженность конфликта и сила эмоциональных переживаний, связанных с ним находятся в прямой зависимости;
- одна и та же личность в конфликтах различного происхождения и характера склонна вести себя примерно одинаковым образом;
- личность характеризуется устойчивыми эмоциональными особенностями;
Введение ……………………………………………………………………………..4
1 К вопросу постановки проблемы конфликта как психического явления……...8
1.1 Происхождение конфликтов………………………………………………..….8
1.2 Причины конфликтов…………………………………………………………...9
1.3 Поведение в конфликтах………………………………………………………12
1.4 Эмоциональные процессы и переживания личности в конфликтных ситуациях……………………………………………………………………………26
1.5 Выводы………………………………………………………………………….32
2 Сравнительный анализ эмоций и поведения в конфликтных ситуациях менеджеров и руководящего состава……………...……………………………...34
2.1 Методики исследования………………………………………………………..34
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….38
2.3 Анализ и интерпретация сравнительного анализа…………………………...39
2.4 Выводы……………………………………………………………………….…42
Заключение…………..………………………………………………………..…….43
Список использованных источников и литературы…………………………
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури [15] выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
По мнению авторов, эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури [15] выделяют основные дисфункциональные последствия конфликтов:
В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого направления авторами были разработаны структурные методы управления конфликтами [3].
Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Н. В. Гришина [7] описывает конфликтные ситуации следующим образом:
По мнению Н. В. Гришиной [7] развитие конфликта обычно он проходит несколько этапов:
а) возникновение разногласий;
б) возрастание напряженности в отношениях;
в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;
г) собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;
д) исход (разрешение) конфликта.
При рациональном поведении участников конфликт, с точки зрения А. В. Морозова [14], проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.
Говоря о конфликтах и конфликтности как таковой, нельзя не остановиться на очень важном и принципиальном моменте. Все конфликты, по мнению ряда авторов [8;9;14;15], четко можно разграничить на две основные группы по следующему критерию: одна часть конфликтов происходит от непонимания ситуации, неумения себя вести (промолчать, сдержаться и т. д.), то есть неосознанно; другая же часть - возникает сознательно по воле, по меньшей мере, одной из конфликтующих сторон, с целью "выплеснуть" на собеседника свою агрессивность, снять напряжение.
Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Вместе с тем, не "выпускать пар" агрессивности небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, колиты, инсульты, ишемия, инфаркты - вот далеко не полный перечень болезней сдержанных эмоций (психосоматические заболевания).
Итак, накопившаяся отрицательная энергия требует выхода и подобная разрядка просто жизненно необходима человеку. Но... разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка.
О. Н. Громова [9] выделяет три основных способа снятия агрессивности - пассивный, активный и логический.
Из спортивных занятий
быстрее всего снимают
Не менее полезны
так называемые циклические упражнения,
связанные с повторением
Для некоторых людей с этой целью неплохо подходят увлечения типа "кто кого" (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов и др.
3. Логический способ приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются. А это уже само по себе чрезвычайно важно - суметь переключить отрицательные эмоции на положительные (или, по меньшей мере, на нейтральные).
По мнению В. Н. Шейнова [20] основными же правилами бесконфликтного общения являются следующие: