Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомические. История изучения эмоциональной экспр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание

Не знаю, замечали ли вы, но нам обычно нравятся или не нравятся в других людях не они сами, а эмоции, которые они транслируют в момент общения с нами, то есть человек может быть совсем другим (и сильно разным по жизни), но в нашем восприятии он остается выражением тех эмоций (исполненных в его личном своеобразии, конечно), которыми он жил в нашем общении с ним. Это восприятие мы и помним (как будто бы это сам человек), и в него мы влюбляемся (особенно когда с первого взгляда) или начинаем, ненавидеть (когда это отражение нашей собственной «тени»).

Содержание

Введение ……………………………………………..…………….……….…..3
Понятие эмоций …………………………………………….......……......…....4
Психологическая структура эмоций……………………………………..…..5
Импессивный компонент эмоционального реагирования…............6
Физиологический компонент эмоционального реагирования …….6
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования ……….6
Мимические средства эмоциональной экспрессии ……………......7
Речевые средства эмоциональной экспрессии ………………..…...9
Звуковые средства эмоциональной экспрессии ……………….....10
Жестикуляционные средства эмоциональной экспрессии..….......12
Пантомические средства эмоциональной экспрессии …….……..12
История изучения эмоциональной экспрессии человека и животных…...13
Заключение …………………………………………………………….…………20
Список использованной литературы ………………………………….…...…..22

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ средства эмоцильнальной экспрессии.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Тема: «Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомические. История изучения эмоциональной экспрессии человека и животных (И.Лафатер, Ч.Дарвин, Р.Вудвортс, Г.Шлосберг, П.Экман, К.Изард).»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение ……………………………………………..…………….……….…..3
  2. Понятие эмоций …………………………………………….......……......…....4
  3. Психологическая структура эмоций……………………………………..…..5
    1. Импессивный компонент эмоционального реагирования…............6
    2. Физиологический компонент эмоционального реагирования …….6
    3. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования ……….6

Мимические  средства эмоциональной экспрессии ……………......7

Речевые средства эмоциональной экспрессии ………………..…...9

Звуковые средства эмоциональной экспрессии ……………….....10

Жестикуляционные  средства эмоциональной экспрессии..….......12

Пантомические средства эмоциональной экспрессии …….……..12

  1. История изучения эмоциональной экспрессии человека и животных…...13

Заключение …………………………………………………………….…………20

Список использованной литературы ………………………………….…...…..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Не знаю, замечали ли вы, но нам обычно нравятся или  не нравятся в других людях не они  сами, а эмоции, которые они транслируют  в момент общения с нами, то есть человек может быть совсем другим (и сильно разным по жизни), но в нашем восприятии он остается выражением тех эмоций (исполненных в его личном своеобразии, конечно), которыми он жил в нашем общении с ним. Это восприятие мы и помним (как будто бы это сам человек), и в него мы влюбляемся (особенно когда с первого взгляда) или начинаем, ненавидеть (когда это отражение нашей собственной «тени»).

Своими эмоциями мы и в других актуализируем соответствующие  эмоции. А из всех людей выбираем себе в круг общения тех, чьи эмоции нам ближе – так как любое  общение, это всегда ещё и эмоциональный обмен, и наше бессознательное не даст нам постоянно меняться своими родными эмоциями на какие-нибудь чужие и ненужные...

К эмоциям относятся настроение (мрачность, жизнерадостность), чувства (радость – грусть, любовь – ненависть, удовольствие – страдание, страх – смелость, благодарность – неблагодарность), аффекты (гнев, страх, радость), страсть, стресс. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые переживания (положительные или отрицательные) можно определить по проявленным эмоциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие эмоций.

Так что же такое эмоции? Термин «эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.1

Эмоции – такие психологические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, отношение к собственному поведению, самому себе и окружающим.2

Из определения  следует, что эмоции возникают лишь при наличии переживаний и  потребностей. Действительно, все то, что для индивида безразлично, в  чем он не нуждается, не затронет его  эмоциональную сферу.

Эмоции, как  утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. А посему можно сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. А также, благодаря тому, что любая положительная или отрицательная эмоция, человек может судить о достижении поставленной цели. Положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная наоборот дает сигнал о неудачи при достижении цели. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может говорить о его эмоциональном состоянии. Получается, что эмоцию можно рассматривать как целостную эмоциональную реакцию, включающую в себя не только психический компонент – переживание, но и физиологические изменения в организме, которые сопутствуют этому переживанию. Эмоциональные состояние, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц и лицевых мышц.

  1. Психологическая структура эмоций.

Эмоции  отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

Впервые идея сложности психологической  структуры эмоций была сформулирована выдающим немецким психологом XIX в. В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения:

  1. удовольствие-неудовольствие;
  2. возбуждение-успокоение;
  3. напряжение-разрешение.

Впоследствии  эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

  • импрессивпый (внутреннее переживание);
  • физиологический (вегетативные изменения);
  • экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность).

Каждый  из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

    1. Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям свойственно внутреннее переживание, которое является «главной эмоциональной единицей». Понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и его сущность. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.
    2. Физиологический компонент эмоционального реагирования. Эмоциональную реакцию человека можно определить не только по самоотчету или по внешнему поведению, но и по характеру изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и т. д.). Чаще всего такие изменения в организме называют эмоциональным возбуждением. Однако по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных характеристиках эмоционального процесса (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность).

Многие ученые исследовали физиологический компонент эмоционального реагирования и пришли к одному выводу, что одна и та же эмоция может сопровождаться у разных людей противоположными изменениями со стороны вегетативной системы, а, с другой стороны, разные эмоции могут сопровождаться одинаковыми вегетативными сдвигами.

    1. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

Все эмоции, помимо внутренних переживаний и изменений вегетативных показателей, также можно определить по внешнему поведению человека: по его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции – экспрессивному компоненту эмоционального реагирования. По этому компоненту человек лучше осознает и контролирует свои эмоции, но все, он не может полностью управлять ими.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на:

  • мимические (выразительные движения лица),
  • речевые (интонация голоса и др.),
  • звуковые (смех, плач и др.),
  • жестикуляционные (выразительные движения рук),
  • пантомимические (выразительные движения всего тела).3

Мимические средства эмоциональной  экспрессии. Легче всего определить переживания человека по лицу. С помощью мимических движений можно выразить разнообразные эмоции. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л. Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.).

Рейковский отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

  • врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Мимические средства экспрессии изучались многими психологами.

П. Экман и  К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица:

  • область лба и бровей,
  • область глаз (глаза, веки, основание носа)
  • нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).

Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица (рис. 1.), а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций.

Рис. 1. Схемы-эталоны выражения удивления:

а) мимические изменения  во всех зонах лица (I тип);

б) мимические изменения  в области лба — бровей (II тип);

в) мимические изменения в нижней части лица (III тип);

г) мимические изменения  в области глаз (IV тип).4

 

В. А. Барабанщиков и Т. Н. Малкова показали, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба - бровей. Характерно, что ведущие признаки не локализуются в области глаз. Это, на первый взгляд, странное обстоятельство хотя бы потому, что в художественной литературе большое внимание уделяется выражению глаз. Да и ряд ученых считает, что область глаз среди других черт лица особенно важна для общения. Барабанщиков и Малкова объясняют это тем, что глаза представляют собой своеобразный смысловой центр лица, в котором как бы аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней частей. Как показал Лерш, глаза, видимые через прорези в маске, закрывающей все лицо, ничего не выражают. В табл. 1. приведены характерные мимические изменения для различных эмоций.

Таблица 1

Характерные мимические изменения при различных  эмоциях (соответственно трем зонам).

Эмоция

Верхняя часть лица

Глаза

Нижняя  часть лица

1

2

3

4

Страх

Брови подняты и сдвинуты.

Морщины только в центре лба

Верхние веки подняты так, что видна склера,

Нижние – приподняты и напряжены

Губы  растянуты и напряжены

1

2

3

4

Удивление

Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб

Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера

Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет

Радость

Брови и лоб спокойные

Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, по не напряжены; под нижними веками морщинки.

У наружного края уголков глаз морщинки – «гусиные лапки»

Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

От  носа к внешнему краю губ тянутся морщинки – носогубные складки

Гнев

Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки

Верхние веки напряжены,

Нижние – напряжены и приподняты

Рот закрыт,

губы сжаты

Отвращение

Брови слегка опущены

Верхние веки опущены,

нижние  веки приподняты, но не напряжены;

под нижними веками морщинки

Нос наморщен.

Рот закрыт.

Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе

Горе

Внутренние  утолки бровей подняты вверх

Внутренние  уголки верхних век приподняты

Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет

Презрение

Одна  бровь дугообразно приподнята,

на  лбу поперечная складка

Веки  полуопущены,

глаза смотрят вниз

Нижняя  губа опущена

Информация о работе Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомические. История изучения эмоциональной экспр