Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомические. История изучения эмоциональной экспр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание

Не знаю, замечали ли вы, но нам обычно нравятся или не нравятся в других людях не они сами, а эмоции, которые они транслируют в момент общения с нами, то есть человек может быть совсем другим (и сильно разным по жизни), но в нашем восприятии он остается выражением тех эмоций (исполненных в его личном своеобразии, конечно), которыми он жил в нашем общении с ним. Это восприятие мы и помним (как будто бы это сам человек), и в него мы влюбляемся (особенно когда с первого взгляда) или начинаем, ненавидеть (когда это отражение нашей собственной «тени»).

Содержание

Введение ……………………………………………..…………….……….…..3
Понятие эмоций …………………………………………….......……......…....4
Психологическая структура эмоций……………………………………..…..5
Импессивный компонент эмоционального реагирования…............6
Физиологический компонент эмоционального реагирования …….6
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования ……….6
Мимические средства эмоциональной экспрессии ……………......7
Речевые средства эмоциональной экспрессии ………………..…...9
Звуковые средства эмоциональной экспрессии ……………….....10
Жестикуляционные средства эмоциональной экспрессии..….......12
Пантомические средства эмоциональной экспрессии …….……..12
История изучения эмоциональной экспрессии человека и животных…...13
Заключение …………………………………………………………….…………20
Список использованной литературы ………………………………….…...…..22

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ средства эмоцильнальной экспрессии.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

 

Речевые средства эмоциональной экспрессии. Важным каналом для опознания эмоционального состояния человека является его речь. Изучению изменения различных характеристик речи при возникновении эмоциональных состояний посвящено довольно много исследований (Бажин, Манеров; Носенко, Попов, Таубкин и др.).

К характеристикам  речевой экспрессии относят:

  • интонация речи,
  • четкость дикции,
  • логическое ударение,
  • чистота звучания голоса,
  • лексическое богатство,
  • свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Речь  в состоянии эмоционального напряжения имеет следующие отличительные особенности:

  • в плане моторной реализации: существенное повышение/понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа речи, более отчетливое произношение, повышение на 50% количества пауз хетизации (сомнения), незавершение фраз;
  • грамматически: увеличение количества существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями, повторы и двусмысленности, нарушения в синтаксическом строении фраз («телеграфный стиль»);
  • лексически: упрощение речи (выбор более коротких слов с наиболее высокой частотностью в языке), увеличение количества слов-паразитов, неологизмов, парафазии (ошибочных употреблений слов);
  • семантически: появление слов со значением семантической безысключительности (вечно, всегда, никогда, никто); речь характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой - нерешительностью.

Звуковые средства эмоциональной экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

По смеху  выражают несколько эмоций, так как  по его интонации можно определить различные оттенки и смысл. Смех взаимосвязан с юмором, но отношения между ними далеко не равноправны. Если юмор почти не может обходиться без смеха, то смех порой прекрасно обходится без юмора. Вспомним о «беспричинном» смехе детей, который психологи склонны объяснять чистым возбуждением. Смех может возникать и у взрослых в ситуациях, не имеющих никакого отношения к юмору. Смех, кажущийся нам беспричинным, мы иногда называем «социальным», «истерическим», «физиологическим» или еще как-нибудь. Однако если такой смех не вызван заболеванием или прямой стимуляцией мозга, было бы совершенно неправильно отрицать его связь с нормальным («юмористическим») смехом. Поступать так – значило бы делать проблему заведомо неразрешимой, ибо без понимания того, что нам сегодня кажется аномалией, мы не сможем разгадать и то, что считаем нормой.

Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют  короткие спазматические сокращения грудной  клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота (в связи, с чем говорят: «животик надорвал от смеха»). При хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.

Согласно распространенному  мнению, плакать полезно, потому что  слезы увлажняют и очищают  поверхность глаз, а содержащийся в них лизоцим защищает глаза  от бактерий. Подобно смеху, плач имеет  черты неадекватной реакции – смещенной активности. Плач прерывает речь и действие, по крайней мере, когда превращается в рыдание.

Плач рассматривают с двух позиций — как непроизвольное экспрессивное выражение горя, которое проявляется в нечленораздельных голосовых звуках и сопровождается слезами, и как заранее подготовленное выражение неудовольствия, горя. Именно последние случаи и имеются в виду, и тогда плач рассматривается как одна из форм эмоционально обусловленного поведения, выполняющего адаптивную функцию. Е. Хесс расценивает адаптивную функцию плача с трех позиций.

  • Эволюционная функция плача — это выживание новорожденного при его двигательной беспомощности: невозможность бежать к матери делает доминирующей реакцией именно плач, как сигнал для нее. По мнению Хесса, плач — это врожденная модель поведения. У малышей это так и есть.
  • «Историческая» причина плача, по терминологии Хесса, заключается в том, что в прошлом после плача ребенка вознаграждали вниманием и заботой. Эта причина свойственна более старшим детям, у которых приобретен опыт общения.
  • Ситуационная причина плача заключается в том, что ребенку больно, и он хочет, чтобы его пожалели.

Во многих странах  плачем показывают, насколько велика потеря и глубина скорби. Также известны северорусские плачи как старинные обрядовые жалобные песни, исполняемые не только на похоронах и поминках, но и на свадьбах.

Жестикуляционные средства эмоциональной экспрессии. Экспрессивными жестами можно выразить чувства в общении людей, усиливая значение сказанного. Жесты — это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные и негативные.

Позитивные  жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. (Открытые руки, ношение документов под мышкой).

Негативные  жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и модальные жесты — неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятый вверх подбородок обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки — жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесенное оскорбление, но не может этого сделать.

Пантомимические средства эмоциональной экспрессии. Помимо жестикуляции эмоции наблюдаются в позе всего тела (рис. 2).

Помимо вышеназванных  эмоций, к ним относятся подпрыгивания  при радости и сильном переживании  за кого-то (например, при соревновании бегунов на короткие дистанции), кувырки и другие ритуальные действия футболистов после забитого в ворота соперника мяча, обнимание, ласкание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде.

Показано, что  для адекватного восприятия эмоционального состояния по выразительным движениям  нужно учитывать не отдельные  движения, а весь их комплекс в целом).

Рис. 2. Позы, выражающие различные эмоции

 а) — недоумения;

 б) — независимого пренебрежения;

 в) — смущения;

 г) — независимости, гордости.5

  1. История изучения эмоциональной экспрессии

человека  и животных.

Исследование  мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

В 1783 году в Париже была издана книга Иоганна Лафатера «Эссе о физиогномике», в которой  автор строит свою классификацию лицевой экспрессии (рис. 3), используя фрагменты картин и рисунков художников (прежде всего Лебрена). В своей книге Лафатер при классификации «страстей» (кстати, горячо обсуждавшейся во Французской Академии) не ограничился человеческими лицами и фигурами. Значительная часть его огромного труда посвящена систематизации движений и мимике животных, особенно лошадей и собак. Он доказывал, что «лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в тон, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас». Лафатер зарисовал тысячи лиц, создав фонд из шестисот таблиц - «библию физиогномики». Ученый поражал своих современников способностью правильно расшифровывать мимику субъекта, однако сам он считал, что «физиогномическое чутье - это дар Божий» и научиться этому весьма сложно.

Рис. 3. Таблица мимики по И. Лафатеру6[6, с. 26].

В 1872 году была опубликована Ч. Дарвином книга «Выражение эмоций у человека и животных». На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих он создал биологическую концепцию эмоций. В этой работе он доказывал, что эволюционный принцип применяется не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. По его мнению, между поведением человека и животного много общего. Он обосновывал это исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Дарвин считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

 Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой, лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Данная теория получила название эволюционной.

Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными  механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны  с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным  распознавание эмоций по мимическому выражению. Оказалось, что теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек, и в какой мере, правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

В рассмотренных  экспериментах оценки испытуемыми  выражения лица имели качественный характер и классифицировались дихотомически (как правильные или неправильные). При таком подходе не учитывается, однако, то, что выражение некоторых эмоций является весьма сходным.

Так, в эксперименте с рисунками Пидерита многие испытуемые определяли выражение лица, которое  должно было передавать состояние неожиданности  как "изумление"; это не является большой ошибкой, так как оба  выражения лица имеют между собой много общего. Это наводит на мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Первая попытка построить такую шкалу принадлежит Вудвортсу. Позднее эта шкала была усовершенствована Шлосбергом

Шкала Шлосберга  является круговой. Она включает шесть  основных категорий:

  1. любовь, радость, счастье;
  2. удивление;
  3. страдание, страх;
  4. решимость, гнев;
  5. отвращение;
  6. презрение.

Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения; но поскольку шкала имеет круговую форму, за пунктом 6 следует пункт 1, это означает, что эти выражения являются родственными. Согласно Шлосбергу, мимические выражения на этой круговой плоскости можно описать при помощи двух координат, характеризующих два основных измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие (от пункта 1 до пункта 4), принятие - непринятие (от пункта 2,5 до пункта 5,5).

Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимического выражения; в центре находится нулевая точка - нейтральное выражение. Дальнейшее перемещение по этой же оси в направлении края будет означать усиление противоположного выражения.

Пользуясь такой  шкалой, Шлосберг провел ряд исследований, в которых испытуемые должны были раскладывать фотографии согласно принципу предложенной им шкалы. Было установлено, что ошибки оценок колебались в довольно узких пределах. Правильность оценок зависела от степени выраженности эмоций в мимике, то есть от удаленности оцениваемого изображения от центра системы координат; чем ближе оно к краю (то есть чем сильнее экспрессия), тем правильнее были оценки.

Рис. 4. Шкала мимического выражения Шлосберга. На осях "принятие- непринятие" и "удовольствие- неудовольствие" отмечено 9 ступеней, характеризующих силу проявления реакций. Цифры с краю (1,00, 2,00 и т. д.) обозначают качественно различные пункты шкалы; цифры внутри круга означают номера расположенных на шкале изображений Фруа-Витманна 7

Информация о работе Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомические. История изучения эмоциональной экспр