Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 15:23, реферат
Целью работы является изучение истории становления и развития гештальтпсихологии.
Введение…………………………………………………………………3
1. Возникновение гештальтпсихологии.
1.1. Макс Вертгеймер, Волфганг Келер, Курт Коффка
и Курт Левин – ведущие представители гештальтпсихологии……….4
1.2. Продуктивное мышление…………………………………...............6
2. Общая характеристика гештальтпсихологии.
2.1. Достижения гештальпсихологов……………………………………8
2.2. Гештальт как целостная структура…………………………………10
3. Развитие гештальпсихологии.
3.1. Психическое развитие ребёнка с точки зрения гештальтпсихологии………………………………………………………12
3.2. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………15
3.3. Гештальтпсихология как либеральная революция в психологии….18
4. Программа исследований гештальта…………………………………. 19
5. Принятие и влияние гештальтпсихологии…………………………….22
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
История возникновения и становления гештальтпсихологии
Выполнил:
магистрант 1 курса заочной магистратуры Кузнецова Е. И.
Проверил:
асс. Пархоменко А.Н.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.2. Продуктивное мышление………………………………….........
2.1. Достижения гештальпсихологов…………………………………
2.2. Гештальт как целостная структура…………………………………10
3. Развитие гештальпсихологии.
3.1. Психическое развитие ребёнка с точки зрения гештальтпсихологии………………………………
3.2. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………15
3.3. Гештальтпсихология как либеральная революция в психологии….18
4. Программа исследований гештальта…………………………………. 19
5. Принятие и влияние гештальтпсихологии…………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Гештальтпсихология возникла в начале ХХ века в Германии. В качестве названия для нового психологического подхода было использовано немецкое слово «гештальт», в переводе означающее «форма», «конфигурация»[1].
В истории психологии гештальт-теория занимает особое место – гештальтпсихология возникла именно в тот момент развития мировой науки, когда остро чувствовалась необходимость ее обновления. Психология прошла долгий путь своего исторического развития – начиная с эпохи античности, появляются самые ранние научно-обоснованные представления и теории о психическом феномене в жизни человека. Но только к середине XIX столетия психология, по мнению известно отечественного историка психологии Михаила Григорьевича Ярошевского, становится вполне самостоятельной научной дисциплиной [2].
В движении научного познания имеются как эволюционные периоды, так и периоды крутой ломки общепринятых представлений. Поэтому продуктом коренных сдвигов в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их одновременное появление — показатель того, что они возникли как различные варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные стереотипы и протестом против них.
Возникновение гештальтпсихологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже XIX-XX вв. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX века.
В поле зрения гештальпсихологов (Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Кофка, Курт Левин и др.) попал весьма интересный феномен. Они обратили внимание на то, что одно и тоже явление вызывает у разных людей разное, порой диаметральное его восприятие.
Актуальность. Теоретические идеи, выдвинутые гештальтпсихологией и сделанные на их основе прикладные выводы, способствовали углубленному изучению феномена психической жизни людей. Гештальтпсихологии внесли существенный вклад в познание особенностей функционирования психики, тем самым обогатив психологическую науку ХХ века и придав ей новый вектор поиска ответов на злободневные вопросы науки, занимающейся «расколдовыванием» феномена субъективного мира человека.
Целью работы является изучение истории становления и развития гештальтпсихологии.
История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы Макска Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.
Итак в Германии группа молодых исследователей стала центром новой научной школы, выступившей под названием гештальт-психология (от нем. Gestalt — форма, структура).
Основателями являлись Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.
Вертхаймер был основателем и духовным лидером этого направления, и получил степень доктора философии у О. Кюльпе в Вюрцбурге. Вольфганг Кёлер сменил К.Стумпа на должности главы престижного Берлинского психологического института, он был основным теоретиком и исследователем-
В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-
Ставя опыты, касающиеся частного вопроса, будущие гештальтисты ощущали необходимость преобразования психологии. Они занялись этой наукой, воодушевленные ее экспериментальными достижениями. Они и сами прошли хорошую экспериментальную выучку. И вместе с тем они испытывали неудовлетворенность ситуацией в психологии. Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сенсорными элементами и принципом ассоциаций.
Хотя Вертгеймер получил в 1904 году докторскую степень в Вюрцбурге, где изучал именно эти высшие процессы, тем не менее, пути к новой психологии как "науке о реальных человеческих существах" не нашел. Значит, верны подозрения, что стерильность психологических исследований коренится в ложности их исходных посылок. Тогда нет нужды идти экспериментальной психологии "вверх" — к актам мышления и воли. Следует пересмотреть ее основания, начиная от трактовки простейших чувственных феноменов. Одним из них и оказался открытый Вертгеймером целостный фи-феномен. Результаты его изучения были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого движения" (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтизма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы
В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.
1.2. Продуктивное мышление.
В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое.
Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.
В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесса:
1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеи решения - инсайт.
5. Исполнительская стадия.
В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.
Информация о работе Становление и развитие гештальтпсихологии