Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:08, контрольная работа
В этом контрольном задании рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований; определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.
Введение…………………………………………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
Раздел №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов…….......
Раздел
№2. Профессионально-
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная
подготовка является важной составляющей
в развитии личности любого специалиста.
Социально-экономические
В
этом контрольном задании
В этом контрольном задании я раскрою тему профессионального мастерства юриста и его психологических составляющих, для чего поэтапно раскрою следующие аспекты:
Поэтапно
раскрыв все необходимые моменты я смогу
дать комплексную оценку профессионального
мастерства юриста и его психологических
составляющих в качестве заключения настоящего
контрольного задания.
РАЗДЕЛ №1.
СТАНОВЛЕНИЕ
ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ЮРИСТОВ
В
статье рассмотрены состояние и
сферы востребованности развития профессионально-
Уже второе десятилетие наша страна переживает бум юридического образования. В итоге массовой подготовки юристов, причем как в признанных академических центрах, так и в интенсивно развивающейся системе некоммерческих образовательных учреждений, наметилась тенденция к перепроизводству кадров и создались условия для их конкурентности на рынке труда. При этом практика последних лет свидетельствует, что работодатели стали предъявлять высокие требования как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.
Как
свидетельствуют данные недавно
проведенного репрезентативного интернет-
Анализируя
современную практику психологической
подготовки юристов в высших образовательных
учреждениях и ее дидактического
обеспечения, можно констатировать
наличие ряда узких мест и нерешенных
проблем. Во-первых, за исключением образовательных
учреждений правоохранительных органов,
профессионально-
Преодоление
указанных недостатков видится
в переходе отечественных вузов
от традиционной знаниево-предметной
системы подготовки юристов к реализации
в высшей школе компетентностной модели.
Однако, учитывая зарубежный опыт (Равен
Дж., 2002), чтобы данная модель реально обеспечивала
активность обучающихся в профразвитии
личности, а также способствовала повышению
мобильности выпускников в динамично
изменяющихся условиях, необходимо в государственных
образовательных стандартах третьего
поколения, которые будут вводиться с
2011 г., прописать профессионально-
При внедрении компетентностной модели в практику подготовки юристов представляется важным учесть исследования психологов (Рыбников В.Ю., 2000; Шаранов Ю.А., 2000; Алексеева Л.В., 2010; Смирнов В.Н., Петухов Е.В., 2010), в которых выявлено, что профессиональная деятельность юристов не только содержательно-психологически весьма разнопланова, но и динамика условий ее реализации может создавать дополнительные субъективные затруднения, так как труду юристов одновременно присущи:
- и рутинность, и творческий характер;
-
педантичность, скрупулезность
-
самостоятельность в
-
властность, обязательность принимаемых
решений и опасность соблазнов
использования своего
-
нормативность
С
учетом отмеченных противоречивых особенностей
профессиональной деятельности юристов
реализация в рамках вузовской подготовки
компетентностной модели состоит не просто
в усилении практической профессионально-
Феномен "компетентность" как сложно организованный конструкт, характеризующий профессиогенез психики, имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Первая из них характеризует соответствие выпускников вуза социально-исторически обусловленным и прагматически сформулированным профсообществом требованиям, а вторая - акцентирует важность профессиональной самоактуализации личности, ее мотивации аффилиации, способности самостоятельно и творчески преодолевать возникающие в профдеятельности проблемы. Нами разделяется позиция современных психологов (Безносов С.П., 1997; Медведев В.С., 1999; Спиридонов В.Ф., 2002), что генезис профкомпетентности связан не только с качественными новообразованиями психики, но и может вести к возникновению "профессиональных деструкций" (например, к "профдеформации" - размыванию внешних границ феномена компетенции и переносу форм "компетентного" поведения, мышления и переживания на более широкий круг ситуаций; к использованию полученного психологического инструментария при недостаточной социально-нравственной зрелости личности преимущественно для манипулирования людьми и т.д.). Для профилактики указанных и иных профдеструкций уже на вузовском этапе подготовки юристов важно формировать у них психологическую компетентность одновременно в ракурсе следующих аспектов:
1)
когнитивного, обеспечивающего адекватное
усвоение и использование
2)
функционального, связанного с
развитием не только
3) деонтологического, базирующегося на выработке установок на соблюдение законности и отстаивание нравственно-этических и профессиональных ценностей при реализации профдеятельности;
4)
личностного, ориентирующего
Ориентация образовательных программ юридических факультетов вузов на вышеуказанные аспекты должна способствовать раскрытию у обучающихся индивидуального потенциала личности и формированию просоциальной направленности. Поэтому при переходе отечественной системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса на многоуровневую систему подготовки юристов все более востребуется личностно развивающий подход, целью которого уже на уровне бакалавра является формирование у обучающихся разноплановых компетенций, причем как инвариантных к области профессиональной деятельности, так и специальных.
Как
известно, в европейских образовательных
стандартах инвариантными для бакалавра
по гуманитарным специальностям являются
общенаучные, общепрофессиональные, экономические,
информационные и социально-личностные
компетенции, а специальные компетенции
определяются применительно к области
деятельности по конкретным направлениям
и специальностям. Компетенциями
более высокого уровня должен обладать
магистр, в том числе владея методикой
организации научных
Первая
составляющая профессионализма юристов,
во многом базирующаяся на профессионально-деятельностной
психологической компетентности, характеризует
процессуально-результативные особенности
их профессионального поведения, и, прежде
всего, в аспекте успешного преодоления
возникающих проблемных ситуаций. Ведь,
как выявлено в исследовании О.М. Куколевой
(2002), компетентные люди в условиях возникновения
проблемы сразу же включаются в поиск
и нахождение операциональных способов
ее решения, так как у них, в отличие от
некомпетентных людей, представление
проблемы организуется как задача, требующая
предметной дифференциации и дивергентного
подхода, в том числе на основе скомпенсированного
преодоления имеющихся личных затруднений.
И именно такой диагностико-коррекционный
подход с целью формирования конкретных
видов профессионально-
Информация о работе Становление психической устойчивости и профессионализма юристов