Становление психической устойчивости и профессионализма юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

В этом контрольном задании рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований; определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
Раздел №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Готовое но без титульника и проверить бы еще раз.docx

— 46.29 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………… 

Раздел  №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов…….......

  1. ………..……………………………………………………………………………………
  2. ………..……………………………………………………………………………………

Раздел  №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………

  1. ………..……………………………………………………………………………………
  2. ………..…………………………………………………………………………………….
 

Заключение………………………………………………………………………………………...

Список  используемой литературы………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Профессиональная  подготовка является важной составляющей в развитии личности любого специалиста. Социально-экономические преобразования современного общества требуют поиска новых подходов к подготовке юристов, чему посвящена юридическая акмеология.

    В этом контрольном задании рассмотрены  состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.

    В этом контрольном задании я раскрою  тему профессионального мастерства юриста и его психологических составляющих, для чего поэтапно раскрою следующие аспекты:

  1. Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
  2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов

    Поэтапно  раскрыв все необходимые моменты я смогу дать комплексную оценку профессионального мастерства юриста и его психологических составляющих в качестве заключения настоящего контрольного задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  №1.

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЮРИСТОВ 

    В статье рассмотрены состояние и  сферы востребованности развития профессионально-психологической  компетентности и психологической  культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а  также предложены меры по преодолению  узких мест и недостатков в  психологической подготовке юристов  в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.

    Уже второе десятилетие наша страна переживает бум юридического образования. В  итоге массовой подготовки юристов, причем как в признанных академических  центрах, так и в интенсивно развивающейся  системе некоммерческих образовательных  учреждений, наметилась тенденция к  перепроизводству кадров и создались условия для их конкурентности на рынке труда. При этом практика последних лет свидетельствует, что работодатели стали предъявлять высокие требования как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.

    Как свидетельствуют данные недавно  проведенного репрезентативного интернет-опроса на тему "Юристы и психология", сегодня повышение психологической компетентности необходимо юристам разных сфер юридического труда, так как на это указали все участники опроса, а 12,5% из них считают, что это "очень важно, больше, чем для других профессий". Одновременно со стороны двух третей респондентов (64,71%) обращено внимание на "актуальность создания специальных психологических тренингов для юристов". Отмечается, что участие в них востребовано всеми категориями юристов, но в особой мере теми, кто реализует новые формы профессиональной деятельности - участие в переговорах при заключении деловых сделок, сопровождение риелторской и коллекторской деятельности, осуществление медиации (посредничества) в рамках процедуры "восстановительного правосудия" и др. (Жданухин Д.Ю., 2010).

    Анализируя  современную практику психологической  подготовки юристов в высших образовательных  учреждениях и ее дидактического обеспечения, можно констатировать наличие ряда узких мест и нерешенных проблем. Во-первых, за исключением образовательных учреждений правоохранительных органов, профессионально-психологическая подготовка будущих юристов в гражданских вузах осуществляется на основе ограниченного объема аудиторных занятий и преимущественно на втором и третьем курсах, когда еще не пройдены многие отраслевые юридические дисциплины. Во-вторых, доминирование лекционно-семинарской формы занятий и одновременно отсутствие комплекса дидактически обоснованных заданий для самостоятельной работы (с отработкой первичных умений и навыков) негативно сказывается на практической облученности будущих юристов. В-третьих, опора на изданные в последние годы отечественные учебники и пособия по юридической психологии не позволяет обучающимся полноценно знакомиться с богатством теоретико-психологических подходов и исследований, а также новыми направлениями психотехнического обеспечения правовой сферы. В-четвертых, пока в недостаточной мере в образовательной практике используются психотехнологии и методические рекомендации из диссертационных исследований по проблеме совершенствования качества профессионально-психологической подготовки специалистов юридического профиля (Столяренко А.М., 1999; Артемова Г.А., 2005; Сивак А.Н., 2004; Енгалычев В.Ф., 2007; Савельева И.В., 2007; и др.).

    Преодоление указанных недостатков видится  в переходе отечественных вузов  от традиционной знаниево-предметной системы подготовки юристов к реализации в высшей школе компетентностной модели. Однако, учитывая зарубежный опыт (Равен Дж., 2002), чтобы данная модель реально обеспечивала активность обучающихся в профразвитии личности, а также способствовала повышению мобильности выпускников в динамично изменяющихся условиях, необходимо в государственных образовательных стандартах третьего поколения, которые будут вводиться с 2011 г., прописать профессионально-психологическую компетентность юристов в рамках "плавающих профграниц". Это позволит, с одной стороны, лучше учесть перспективу трансформации юридических специализаций в условиях глобализации и развития информационного общества, а с другой - создать условия для формирования у обучающихся в вузах диспозиции самоорганизации и ответственности как субъектов труда.

    При внедрении компетентностной модели в практику подготовки юристов представляется важным учесть исследования психологов (Рыбников В.Ю., 2000; Шаранов Ю.А., 2000; Алексеева Л.В., 2010; Смирнов В.Н., Петухов Е.В., 2010), в которых выявлено, что профессиональная деятельность юристов не только содержательно-психологически весьма разнопланова, но и динамика условий ее реализации может создавать дополнительные субъективные затруднения, так как труду юристов одновременно присущи:

    - и рутинность, и творческий характер;

    - педантичность, скрупулезность в  процессуально значимых профдействиях и гибкость в поведении (особенно при возникновении особых и экстремальных условий);

    - самостоятельность в профдействиях и необходимость их субординированной согласованности;

    - властность, обязательность принимаемых  решений и опасность соблазнов  использования своего статусного  положения;

    - нормативность профессионального  поведения и должная чувствительность  к проблемам людей.

    С учетом отмеченных противоречивых особенностей профессиональной деятельности юристов  реализация в рамках вузовской подготовки компетентностной модели состоит не просто в усилении практической профессионально-психологической подготовленности, но и в развитии у обучающихся психологической культуры личности. На важность последнего указывают проведенные под нашим руководством диссертационные исследования по проблеме профстановления специалистов юридического профиля и психопрофилактике развития у них профдеструкций (Мальцева Т.В., 2003; Реуцкая И.Е., 2004; Протасова Г.В., 2005; Соболев Н.Г., 2007; Беспалая С.Г., 2007; Стряпина Н.В., 2009; Кусакина Е.А., 2010). Полученные эмпирические данные позволяют лучше понять взаимосвязь и различия в феноменах "профессионально-психологическая компетентность" и "психологическая культура личности".

    Феномен "компетентность" как сложно организованный конструкт, характеризующий профессиогенез психики, имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Первая из них характеризует соответствие выпускников вуза социально-исторически обусловленным и прагматически сформулированным профсообществом требованиям, а вторая - акцентирует важность профессиональной самоактуализации личности, ее мотивации аффилиации, способности самостоятельно и творчески преодолевать возникающие в профдеятельности проблемы. Нами разделяется позиция современных психологов (Безносов С.П., 1997; Медведев В.С., 1999; Спиридонов В.Ф., 2002), что генезис профкомпетентности связан не только с качественными новообразованиями психики, но и может вести к возникновению "профессиональных деструкций" (например, к "профдеформации" - размыванию внешних границ феномена компетенции и переносу форм "компетентного" поведения, мышления и переживания на более широкий круг ситуаций; к использованию полученного психологического инструментария при недостаточной социально-нравственной зрелости личности преимущественно для манипулирования людьми и т.д.). Для профилактики указанных и иных профдеструкций уже на вузовском этапе подготовки юристов важно формировать у них психологическую компетентность одновременно в ракурсе следующих аспектов:

    1) когнитивного, обеспечивающего адекватное  усвоение и использование понятий  и теорий, а также отрефлексированных "скрытых знаний" из жизненного  опыта;

    2) функционального, связанного с  развитием не только профессиональных  умений в контексте возможной  специализации, но и способности  творчески подходить к разрешению  проблем в сфере профтруда;

    3) деонтологического, базирующегося на выработке установок на соблюдение законности и отстаивание нравственно-этических и профессиональных ценностей при реализации профдеятельности;

    4) личностного, ориентирующего на  акмеологическое развитие и эмпатийно-толерантное поведение в отношении своих различных клиентов.

    Ориентация  образовательных программ юридических  факультетов вузов на вышеуказанные  аспекты должна способствовать раскрытию  у обучающихся индивидуального  потенциала личности и формированию просоциальной направленности. Поэтому при переходе отечественной системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса на многоуровневую систему подготовки юристов все более востребуется личностно развивающий подход, целью которого уже на уровне бакалавра является формирование у обучающихся разноплановых компетенций, причем как инвариантных к области профессиональной деятельности, так и специальных.

    Как известно, в европейских образовательных  стандартах инвариантными для бакалавра  по гуманитарным специальностям являются общенаучные, общепрофессиональные, экономические, информационные и социально-личностные компетенции, а специальные компетенции  определяются применительно к области  деятельности по конкретным направлениям и специальностям. Компетенциями  более высокого уровня должен обладать магистр, в том числе владея методикой  организации научных исследований и осуществлении инновационных  проектов, современными подходами к  работе с персоналом и создания инновационных  коллективов. Учитывая, что среди обучающихся на юридических факультетах вузов России более 90% имеют намерение получать магистерский уровень юридического образования (Кириленко В.П., Пиджаков А.Ю., 2005), а профессия юристов относится к типу "человек - человек" (по классификации Е.А. Климова) и как следствие создает предпосылки для профвыгорания личности, представляется важным при профподготовке юристов обращать внимание на развитие двух сторон их профессионализма: профессионализма деятельности и профессионализма личности.

    Первая  составляющая профессионализма юристов, во многом базирующаяся на профессионально-деятельностной психологической компетентности, характеризует процессуально-результативные особенности их профессионального поведения, и, прежде всего, в аспекте успешного преодоления возникающих проблемных ситуаций. Ведь, как выявлено в исследовании О.М. Куколевой (2002), компетентные люди в условиях возникновения проблемы сразу же включаются в поиск и нахождение операциональных способов ее решения, так как у них, в отличие от некомпетентных людей, представление проблемы организуется как задача, требующая предметной дифференциации и дивергентного подхода, в том числе на основе скомпенсированного преодоления имеющихся личных затруднений. И именно такой диагностико-коррекционный подход с целью формирования конкретных видов профессионально-психологической компетентности юристов реализован прежде всего в диссертационных исследованиях юридических психологов, проведенных в последние годы, в том числе по развитию таких видов компетентности, как морально-психологическая (Соколова Е.Н., 1999; Знаменская А.А., 2004); коммуникативная (Аминов И.И., 2000; Кондаурова О.П., 2001; Кораблев С.Е., 2003; Возженникова О.С., 2004; Коновалова Т.Ю., 2004; Мишин К.А., 2007; Потлачук Н.В., 2009); профессионально-перцептивная (Свободный Ф.К., 2004; Гребенников А.Б., 2006; Кусакина Е.А., 2010); конфликтологическая (Трубочкин В.П.); регулятивная (Пестриков Д.В., 2007; Соловьева Г.В., 2007; Попов И.О., 2009); профессионально-ролевая (Гусева Н.В., 2007). Однако следует и критично отметить, что разработанные психологами разноплановые психотехнологии преимущественно реализуются в практике психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов, но не при профподготовке юристов в гражданских вузах.

Информация о работе Становление психической устойчивости и профессионализма юристов