Становление психической устойчивости и профессионализма юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

В этом контрольном задании рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований; определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
Раздел №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Готовое но без титульника и проверить бы еще раз.docx

— 46.29 Кб (Скачать документ)

    Вторая  составляющая профессионализма юристов - психологическая культура личности - предопределяется прежде всего ценностно-смысловой направленностью личности и аутопсихологической компетентностью, что в итоге характеризует оптимальность реализации специалистом профессионального поведения, в том числе и в аспекте психологического здоровья. И хотя о важности развития психологической культуры личности юриста речь ведется уже несколько десятилетий (Ратинов А.Р., 1987; Столяренко А.М., 1989; Поздняков В.М., 1992; Васильев В.Л., 1998 и др.), в отношении операционализации данного феномена как теоретического конструкта существует еще много нерешенных проблем.

    Нами  разделяется позиция В. Библера (1989), что "культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, т.е. свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности". В этой связи в качестве структурных компонентов психологической культуры личности представляется возможным, вслед за Я.Л. Коломинским (2000), выделять две взаимосвязанные составляющие - концептуально-теоретическую и практическую.

    Концептуально-теоретическая  составляющая психологической культуры личности юриста базируется на сформированности "концепции профессии" - представлений о ее сущности (духе), ее миссии, вытекающего из нее идеала профессионального поведения (Kasher A., 2005, p. 70 - 75). При этом для появления системного "индивидуального видения профессии", по мнению данного ученого, недостаточно быть компетентным только в своей сфере, так как запросы и ценности общества (и клиентов) необходимо перевести на язык ориентиров для профессионально-личностного развития и деятельности, которая ради этого общества (и клиентов) осуществляется, т.е. получить, прежде всего, ответы на следующие вопросы:

    - Какова высшая цель данной  профессии, во имя каких человеческих  потребностей она осуществляется?

    - Какой спектр научных и ненаучных  знаний необходим носителю данной  профессии для реализации ее  миссии?

    - Какие сущности входят в рамки  объекта профессионального воздействия  и преобразования (с кем или  с чем носитель данной профессии  имеет право работать)?

    - Каковы основные критерии эффективности  и нравственной направленности  результатов (продуктов) его преобразующей  деятельности?

    - Какие нормы профессионального  взаимодействия должны использоваться  при достижении цели преобразующей  деятельности, так как "цель  не всегда оправдывает средства"?

    И хотя, по мнению А. Кашера (Kasher A., 2005, p. 78 - 83), "в чем состоит отличие призвания носителя именно моей профессии в отличие от другой, как проблемный вопрос может пересматриваться на каждом новом витке профессиогенеза специалиста", но обеспечить будущим юристам условия первичного рефлексивного поиска ответов на вышеуказанные вопросы, на наш взгляд, необходимо уже на этапе вузовской подготовки. Здесь значительная роль принадлежит личностно развивающему психологическому образованию будущих юристов. Оно призвано обеспечить осознанный выбор и принятие юристами личностно значимой "модели гуманистического человека", которая крайне необходима им как для профессионального саморазвития личности, так и для построения конструктивного поведения как субъектами познания, общения и труда. При этом технология формирования у обучающихся "профессионального гештальта" уже стала предметом специального исследования (С.С. Харин, 2009).

    Развитию  ценностно-смысловой направленности и активизации потенциала личности будущих юристов (прежде всего в аспекте способностей и умений, структурирующих их профессиогенез: ценностно-поисковых, рефлексивных, творческих, умений саморегуляции и самосовершенствования) должна способствовать интеграция учебных дисциплин. Однако следует критично отметить, что, начиная профподготовку будущих юристов с междисциплинарной дисциплины "Введение в профессию", после прохождения обучающимися значительного числа общепрофессиональных дисциплин и предметов специализации на завершающем этапе вузовской подготовки нет их "междисциплинарной доводки" в аспекте реализации комплексного подхода в профдеятельности. В связи с этим представляется важным разработать и включить в программу выпускного курса спецпрактикум "Профессиональное мастерство юриста". Вклад в него преподавателей психологии может состоять в разработке и реализации раздела "Аутопсихологическая компетентность юристов", который построен на основе системы профессионально значимых дидактических единиц "личность в ситуации" и обеспечивает развитие практической составляющей психологической культуры личности. 
 

РАЗДЕЛ  №2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ЮРИСТОВ 

    В настоящее время при решении  практических задач, связанных с  профессиональным развитием, преобладает профессиографический (профессиологический) подход - выявление профессиональной пригодности субъекта к определенному виду профессиональной деятельности (В.Л. Васильев, Д.П. Котов, Г.Г. Шиханцов и др.). Это является начальным этапом в решении проблем становления профессионализма и ориентирует на выполнение среднего уровня эффективности трудовой деятельности. Акмеологический подход ориентирован на высокий уровень развития профессионально важных качеств (ПВК) и психической устойчивости, направлен на совершенствование личности специалиста, повышение эффективности деятельности.

    Профессиональное  становление традиционно трактуется как адаптивный процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, как активное приспособление индивидуальности к условиям жизни и деятельности. Адаптация охватывает процессы становления личности профессионала и сохранения эргономического равновесия в системе "субъект труда - профессиональная среда", поддержания динамической сбалансированности в континууме "человек - среда". Таким образом, профессиональное становление как профессиональная адаптация представляет собой единство взаимодействия индивида с физическими условиями профессиональной деятельности (психофизиологический аспект), соответствия личностных качеств требованиям профессиональных задач (психологический аспект), взаимовлияния личности и социальных компонентов профессиональной среды (социально-психологический аспект).

    В прикладной юридической психологии широко изучаются ПВК юристов, особенности  юридической деятельности и профессионального  подбора кадров, различные их аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический. К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по тестированию ПВК и деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований. Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе многие авторы обращаются к анализу негативных изменений личности юристов: посттравматического стрессового расстройства, деформации личности, девиантного поведения, падения престижа деятельности силовых министерств. Определенная часть публикаций посвящена вопросам подготовки к экстремальным видам деятельности и профилактики патопсихологических последствий. Как видим, проблема профессиональной адаптации к специфическим условиям юридической деятельности остается вне внимания юридических психологов.

    В отличие от юридической психологии, в психологии труда имеются исследования проблемы адаптации человека к профессиональной деятельности. Ряд исследователей выделяет следующие особенности адаптации: гендерные различия, возрастные кризисы профессионального развития, потенциал индивидуальной адаптивности

    Адаптированность как динамическое равновесие в системе "человек - профессиональная среда" проявляется в эффективности деятельности, чувстве удовлетворенности трудом, оптимальном уровне работоспособности, гибкой смене стратегий и способов трудовых действий, эргономичности стратегий преодоления трудностей на пути становления профессионального мастерства. Факторы, влияющие на успешность профессионализации, обычно подразделяются на две группы: субъективные и средовые. К субъективным относят психофизиологические, психологические, социально-психологические характеристики личности профессионала. В контексте данного исследования к ним относятся стаж работы и возрастные нормативные кризисы в процессе становления профессионализма.

    В настоящее время новое направление  в изучении профессионализма сформировалось в самостоятельную научную дисциплину - акмеологию. На современном этапе становления акмеология изучает механизмы развития человека на ступени его зрелости при достижении высокого уровня профессионального мастерства. В акмеологии определились следующие направления в изучении развития личности: личностно-профессиональное, профессионально-квалификационное, профессионально-должностное, нравственное. Для достижения наивысших показателей юридического труда необходимо ведение психологической работы с применением не только количественных, но и качественных методов оценки. Юридическая акмеология является отраслью акмеологии, объектом которой является профессионализм деятельности юристов.

    В рамках данного исследования проведено  изучение профессионального становления  и психической устойчивости молодых  специалистов при организационной  поддержке отдела психологического обеспечения ГУВД Пермского края. В эксперименте приняли участие  юристы - сотрудники криминальной милиции  и милиции общественной безопасности, имеющие стаж работы от 1 года до 10 лет. Молодые специалисты (адаптанты, группа 1) - стаж до 5 лет, 210 человек. Специалисты (стадия профессионализации, интерналы, группа 2) - стаж до 10 лет, 120 человек. Цель исследования - изучение психологических механизмов профессиональной адаптации и психической устойчивости (как психологических составляющих профессионального мастерства) юристов ОВД. Для изучения применялись методики тестирования психического напряжения, психических состояний, стилей саморегуляции, стратегий поведения, личностных особенностей адаптации.

    Критериальный анализ полученных данных по профессиональной адаптации и психической устойчивости свидетельствует о том, что по большинству показателей значимых различий между группой 1 и группой 2 не имеется. Исключение составляют проявления субъективного значения деятельности и стремления к совершенству, они значимо выражены в группе сотрудников со стажем работы более шести лет. Это характеризует респондентов-интерналов как профессионально активных с выраженным субъективным значением избранной профессии, стремлением к совершенству при выполнении профессиональных задач (работа над собой).

    В целом по обеим группам можно  констатировать: большинство респондентов-юристов  профессионально адаптированы и  психически устойчивы (с точки зрения профессиографического подхода):

    психическое напряжение оптимальное;

    психическое состояние оптимальное (соответствует  низкой тревожности и отсутствию фрустрированности), агрессия и ригидность - средние (величины незначимые, соответствуют таким же проявлениям, как в общей массе населения);

    саморегуляция высокозначимая и выраженная (т.е. гибкое, адекватное поведение);

    переживания, связанные с работой, - величины средние, что характеризует среднюю профессиональную активность, среднюю психическую  устойчивость, среднее отношение  к работе - так как отсутствуют  низкие значения этих показателей, следовательно, отсутствуют синдромы "сгорания" и "деформаций личности";

    социально-адаптационные  качества свидетельствуют об отсутствии дезадаптации, уровень социализации средний, коммуникативные качества средние, поведенческая регуляция средней выраженности;

    адаптационный потенциал высокий, соответствует  первой группе профессиональной пригодности.

    Вывод по этой части критериального анализа (профессиографический подход) несколько противоречит сложившимся психологическим представлениям о положении дел в части собственно психологического аспекта адаптации. В публикациях по психологии зачастую представлен негативный вывод: деформация личности, дезадаптация вследствие чрезмерного психического напряжения юридической деятельности.

    Однако  с позиции акмеологического подхода (высоких требований к ПВК и высоких стандартов профессиональной деятельности) выводы следуют иные. Молодые специалисты (адаптанты) и специалисты со стажем работы (интерналы) не испытывают психического перенапряжения в повседневной служебной деятельности, психическое состояние оптимальное, саморегуляция поведения хорошо выражена:

Информация о работе Становление психической устойчивости и профессионализма юристов