Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:08, контрольная работа
В этом контрольном задании рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований; определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.
Введение…………………………………………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
Раздел №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………………………………….
Вторая составляющая профессионализма юристов - психологическая культура личности - предопределяется прежде всего ценностно-смысловой направленностью личности и аутопсихологической компетентностью, что в итоге характеризует оптимальность реализации специалистом профессионального поведения, в том числе и в аспекте психологического здоровья. И хотя о важности развития психологической культуры личности юриста речь ведется уже несколько десятилетий (Ратинов А.Р., 1987; Столяренко А.М., 1989; Поздняков В.М., 1992; Васильев В.Л., 1998 и др.), в отношении операционализации данного феномена как теоретического конструкта существует еще много нерешенных проблем.
Нами разделяется позиция В. Библера (1989), что "культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, т.е. свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности". В этой связи в качестве структурных компонентов психологической культуры личности представляется возможным, вслед за Я.Л. Коломинским (2000), выделять две взаимосвязанные составляющие - концептуально-теоретическую и практическую.
Концептуально-
-
Какова высшая цель данной
профессии, во имя каких
-
Какой спектр научных и
-
Какие сущности входят в рамки
объекта профессионального
-
Каковы основные критерии
-
Какие нормы профессионального
взаимодействия должны
И хотя, по мнению А. Кашера (Kasher A., 2005, p. 78 - 83), "в чем состоит отличие призвания носителя именно моей профессии в отличие от другой, как проблемный вопрос может пересматриваться на каждом новом витке профессиогенеза специалиста", но обеспечить будущим юристам условия первичного рефлексивного поиска ответов на вышеуказанные вопросы, на наш взгляд, необходимо уже на этапе вузовской подготовки. Здесь значительная роль принадлежит личностно развивающему психологическому образованию будущих юристов. Оно призвано обеспечить осознанный выбор и принятие юристами личностно значимой "модели гуманистического человека", которая крайне необходима им как для профессионального саморазвития личности, так и для построения конструктивного поведения как субъектами познания, общения и труда. При этом технология формирования у обучающихся "профессионального гештальта" уже стала предметом специального исследования (С.С. Харин, 2009).
Развитию
ценностно-смысловой
РАЗДЕЛ №2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
В настоящее время при решении практических задач, связанных с профессиональным развитием, преобладает профессиографический (профессиологический) подход - выявление профессиональной пригодности субъекта к определенному виду профессиональной деятельности (В.Л. Васильев, Д.П. Котов, Г.Г. Шиханцов и др.). Это является начальным этапом в решении проблем становления профессионализма и ориентирует на выполнение среднего уровня эффективности трудовой деятельности. Акмеологический подход ориентирован на высокий уровень развития профессионально важных качеств (ПВК) и психической устойчивости, направлен на совершенствование личности специалиста, повышение эффективности деятельности.
Профессиональное
становление традиционно
В прикладной юридической психологии широко изучаются ПВК юристов, особенности юридической деятельности и профессионального подбора кадров, различные их аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический. К настоящему времени юридическая психология располагает методическими материалами по тестированию ПВК и деятельности юристов, эмпирическими результатами исследований. Кроме того, в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе многие авторы обращаются к анализу негативных изменений личности юристов: посттравматического стрессового расстройства, деформации личности, девиантного поведения, падения престижа деятельности силовых министерств. Определенная часть публикаций посвящена вопросам подготовки к экстремальным видам деятельности и профилактики патопсихологических последствий. Как видим, проблема профессиональной адаптации к специфическим условиям юридической деятельности остается вне внимания юридических психологов.
В отличие от юридической психологии, в психологии труда имеются исследования проблемы адаптации человека к профессиональной деятельности. Ряд исследователей выделяет следующие особенности адаптации: гендерные различия, возрастные кризисы профессионального развития, потенциал индивидуальной адаптивности
Адаптированность как динамическое равновесие в системе "человек - профессиональная среда" проявляется в эффективности деятельности, чувстве удовлетворенности трудом, оптимальном уровне работоспособности, гибкой смене стратегий и способов трудовых действий, эргономичности стратегий преодоления трудностей на пути становления профессионального мастерства. Факторы, влияющие на успешность профессионализации, обычно подразделяются на две группы: субъективные и средовые. К субъективным относят психофизиологические, психологические, социально-психологические характеристики личности профессионала. В контексте данного исследования к ним относятся стаж работы и возрастные нормативные кризисы в процессе становления профессионализма.
В
настоящее время новое
В рамках данного исследования проведено изучение профессионального становления и психической устойчивости молодых специалистов при организационной поддержке отдела психологического обеспечения ГУВД Пермского края. В эксперименте приняли участие юристы - сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, имеющие стаж работы от 1 года до 10 лет. Молодые специалисты (адаптанты, группа 1) - стаж до 5 лет, 210 человек. Специалисты (стадия профессионализации, интерналы, группа 2) - стаж до 10 лет, 120 человек. Цель исследования - изучение психологических механизмов профессиональной адаптации и психической устойчивости (как психологических составляющих профессионального мастерства) юристов ОВД. Для изучения применялись методики тестирования психического напряжения, психических состояний, стилей саморегуляции, стратегий поведения, личностных особенностей адаптации.
Критериальный анализ полученных данных по профессиональной адаптации и психической устойчивости свидетельствует о том, что по большинству показателей значимых различий между группой 1 и группой 2 не имеется. Исключение составляют проявления субъективного значения деятельности и стремления к совершенству, они значимо выражены в группе сотрудников со стажем работы более шести лет. Это характеризует респондентов-интерналов как профессионально активных с выраженным субъективным значением избранной профессии, стремлением к совершенству при выполнении профессиональных задач (работа над собой).
В
целом по обеим группам можно
констатировать: большинство респондентов-
психическое напряжение оптимальное;
психическое состояние оптимальное (соответствует низкой тревожности и отсутствию фрустрированности), агрессия и ригидность - средние (величины незначимые, соответствуют таким же проявлениям, как в общей массе населения);
саморегуляция высокозначимая и выраженная (т.е. гибкое, адекватное поведение);
переживания,
связанные с работой, - величины средние,
что характеризует среднюю
социально-адаптационные качества свидетельствуют об отсутствии дезадаптации, уровень социализации средний, коммуникативные качества средние, поведенческая регуляция средней выраженности;
адаптационный потенциал высокий, соответствует первой группе профессиональной пригодности.
Вывод по этой части критериального анализа (профессиографический подход) несколько противоречит сложившимся психологическим представлениям о положении дел в части собственно психологического аспекта адаптации. В публикациях по психологии зачастую представлен негативный вывод: деформация личности, дезадаптация вследствие чрезмерного психического напряжения юридической деятельности.
Однако с позиции акмеологического подхода (высоких требований к ПВК и высоких стандартов профессиональной деятельности) выводы следуют иные. Молодые специалисты (адаптанты) и специалисты со стажем работы (интерналы) не испытывают психического перенапряжения в повседневной служебной деятельности, психическое состояние оптимальное, саморегуляция поведения хорошо выражена:
Информация о работе Становление психической устойчивости и профессионализма юристов