Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:08, контрольная работа
В этом контрольном задании рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований; определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.
Введение…………………………………………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
Раздел №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………………………………….
юристы обеих групп могут гибко и адекватно реагировать на изменения условий и задач юридического труда, легко овладевать новыми видами активности, проявлять уверенность в незнакомых ситуациях;
успехи в деятельности стабильны и во многом связаны с мотивационными факторами личности.
Это личностная основа высоких ресурсов профессиональной адаптации, которые не реализуются в эффективной юридической деятельности.
Особенности поведения, связанные с профессиональной деятельностью (субъективное значение деятельности, профессиональные притязания, энергетические затраты), следующие:
не выражено субъективное значение избранной профессии, не сформированы профессиональные притязания, т.е. у юристов профессиональные планы не связаны с работой в ОВД;
незначительные энергетические затраты при выполнении заданий, сохранение дистанции к работе, т.е. нежелание прилагать усилия при решении служебных задач.
Настораживают
показатели отсутствия положительной
оценки профессионального труда
и удовлетворенности жизнью, недостаточная
социальная поддержка. Эти проявления
характеризуют неуверенность
Социально-адаптационные проявления респондентов характеризуют недостаточную социализацию, недостаточно выраженные коммуникативные качества, нестабильную поведенческую регуляцию. Поэтому юристы не стремятся соблюдать требования коллектива, испытывают трудности в общении с окружающими, демонстрируют склонность к конфликтности и неосознаваемую тенденциозность в оценке действительности.
Адаптационный
потенциал (это важно отметить) в
обеих группах, участвовавших в
эксперименте, высокий. Лица с таким
высоким потенциалом могли бы
легко адаптироваться в различных
условиях деятельности, быстро включаться
в коллектив, адекватно ориентироваться
в ситуации, обладать высокой психической
устойчивостью и
Выявленное
несоответствие имеет психологическое
объяснение: при наличии адаптационных
ресурсов, оптимального психического
состояния и активационного психического
напряжения мотивационные устремления
у большинства юристов остаются
вне пределов профессиональной среды
ОВД. Такое сочетание противоречий
не создает предпосылок роста
профессионального мастерства юристов
даже на фоне признаков профессиональной
адаптации и психической
Вывод с позиции акмеологического подхода (психологический аспект) не только не противоречит, но даже подтверждает социологические данные (социально-психологический аспект) о социальном торможении профессионального мастерства <14>. К социальным причинам относятся: неудовлетворенность условиями и уровнем организации работы; отсутствие предоставления жилья; недостаточное денежное содержание; недостаточный уровень знаний и навыков, полученных в вузе; выполнение поручений, не связанных с прямыми обязанностями; низкая удовлетворенность морально-психологическим климатом в коллективе; трудности в организации досуга, отдыха и быта; психологический нигилизм; снижение престижа профессии юриста силовых министерств; недостаточная разработанность системы индивидуальной оценки трудового участия; неопределенные перспективы служебного и профессионального роста и др.
Преобладающий
тип личности при существующем социальном
положении в профессиональной деятельности
на основании результатов
энергосберегающий, со сниженной степенью трудового участия;
со средним уровнем мотивации и низким значением профессиональной деятельности юристов ОВД;
с неустойчивым характером служебной перспективы, вероятностью социальной неудовлетворенности на фоне успешности людей иных специальностей в обществе.
Работа
по психологическому отбору и первичной
профессиональной подготовке оправдывает
себя, большинство юристов психически
устойчивы, с высоким адаптационным потенциалом.
Однако ПВК не выражены в полной мере и
не соответствуют высоким стандартам
профессионализма и стандартам высокопроизводительного
юридического труда, проводится недостаточно
мероприятий по психологическому сопровождению
профессионального становления личности
юристов. Юридическая акмеология, таким
образом, позволяет совершенствовать
профессиональную подготовку юристов,
разрабатывать программы личностно-профессионального
развития с целью повышения эффективности
юридической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт успешного развития аутопсихологической компетентности - сложноинтегрированного личностного новообразования, включающего уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации (Степнова Л.А., 2003) к настоящему времени уже накоплен значительный. Установлено, что благодаря развитию у обучающихся аутопсихологической компетентности появляется возможность в коррекции сложившейся профессиональной Я-концепции, основанной на знании о себе и о предстоящей деятельности по избранной правовой специализации, в том числе в ракурсе карьерных перспектив и личной способности к социально-профессиональным изменениям. Кроме того, развитая аутопсихологическая компетентность, выступая как способность к самосовершенствованию и психологически оптимальному использованию собственных психических ресурсов, становится внутренним механизмом обеспечения благоприятных для личности ситуаций профдеятельности, причем как на основе конструктивного диалогического взаимодействия с окружающими людьми, так и изменения своего психического состояния за счет рефлексии субъективного опыта и саморегуляции в изменяющихся условиях труда, психологической мобилизации и проявления волевой активности для достижения значимых результатов.
В
заключение настоящей публикации, учитывая
статус данной международной конференции
и присутствие на ней представителей
Европейской ассоциации права и
психологии, хотелось внести предложение
об объединении усилий юридических
психологов в разработке международных
стандартов качества юридического образования,
чтобы в итоге мониторинг уровня
профессионально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Артемова Г.А. Общественно-
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1997.
3. Библер В. Культура // Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 234.
4.
Васильев В.Л. Психологическая
культура прокурорско-
5. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2007.
6.
Жданухин Д.Ю. Юристы и психология: стереотипы
и возможности. URL: http://www.clj.ru/discussion/
7. Кириленко В.П., Пиджаков А.Ю. Перспективы развития юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. 2005. N 3.
8.
Коломинский Я.Л. Психологическая культура
или психологическая цивилизация. URL: http://charko.na.ru/tekst/
9.
Куколева О.М. Представление о
проблемной ситуации как
10.
Медведев В.С. Психология
11.
Савельева И.В. Развитие
12.
Спиридонов В.Ф.
13.
Поздняков В.М. К вопросу о
повышении социально-
14. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
Информация о работе Становление психической устойчивости и профессионализма юристов