Становление психической устойчивости и профессионализма юристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание

В этом контрольном задании рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований; определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
Раздел №1.Становление психической устойчивости и профессионализма юристов
Раздел №2. Профессионально-психологическая компетентность и психологической культура личности юристов………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Готовое но без титульника и проверить бы еще раз.docx

— 46.29 Кб (Скачать документ)

    юристы  обеих групп могут гибко и  адекватно реагировать на изменения  условий и задач юридического труда, легко овладевать новыми видами активности, проявлять уверенность  в незнакомых ситуациях;

    успехи  в деятельности стабильны и во многом связаны с мотивационными факторами личности.

    Это личностная основа высоких ресурсов профессиональной адаптации, которые  не реализуются в эффективной  юридической деятельности.

    Особенности поведения, связанные с профессиональной деятельностью (субъективное значение деятельности, профессиональные притязания, энергетические затраты), следующие:

    не  выражено субъективное значение избранной  профессии, не сформированы профессиональные притязания, т.е. у юристов профессиональные планы не связаны с работой  в ОВД;

    незначительные  энергетические затраты при выполнении заданий, сохранение дистанции к  работе, т.е. нежелание прилагать  усилия при решении служебных  задач.

    Настораживают показатели отсутствия положительной  оценки профессионального труда  и удовлетворенности жизнью, недостаточная  социальная поддержка. Эти проявления характеризуют неуверенность юристов  в собственной пригодности и  социальной полезности своего труда, недостаточную  удовлетворенность самим коллективом  и своим местом и ролью в  обществе.

    Социально-адаптационные  проявления респондентов характеризуют  недостаточную социализацию, недостаточно выраженные коммуникативные качества, нестабильную поведенческую регуляцию. Поэтому юристы не стремятся соблюдать  требования коллектива, испытывают трудности  в общении с окружающими, демонстрируют  склонность к конфликтности и  неосознаваемую тенденциозность в  оценке действительности.

    Адаптационный потенциал (это важно отметить) в  обеих группах, участвовавших в  эксперименте, высокий. Лица с таким  высоким потенциалом могли бы легко адаптироваться в различных  условиях деятельности, быстро включаться в коллектив, адекватно ориентироваться  в ситуации, обладать высокой психической  устойчивостью и работоспособностью, но не реализуют своего потенциала в высокой продуктивности юридического труда.

    Выявленное  несоответствие имеет психологическое  объяснение: при наличии адаптационных  ресурсов, оптимального психического состояния и активационного психического напряжения мотивационные устремления  у большинства юристов остаются вне пределов профессиональной среды  ОВД. Такое сочетание противоречий не создает предпосылок роста  профессионального мастерства юристов  даже на фоне признаков профессиональной адаптации и психической устойчивости. Однако социальное неблагополучие не у всех сотрудников сопровождается неполной отдачей в труде, часть  юристов все же сохраняет стремление к совершенствованию деятельности (особенно интерналы - специалисты со стажем работы) даже на фоне недостаточной социальной поддержки (с гедонистическими личностными особенностями). К сожалению, эта часть юристов не составляет большинства выборки.

    Вывод с позиции акмеологического подхода (психологический аспект) не только не противоречит, но даже подтверждает социологические данные (социально-психологический аспект) о социальном торможении профессионального мастерства <14>. К социальным причинам относятся: неудовлетворенность условиями и уровнем организации работы; отсутствие предоставления жилья; недостаточное денежное содержание; недостаточный уровень знаний и навыков, полученных в вузе; выполнение поручений, не связанных с прямыми обязанностями; низкая удовлетворенность морально-психологическим климатом в коллективе; трудности в организации досуга, отдыха и быта; психологический нигилизм; снижение престижа профессии юриста силовых министерств; недостаточная разработанность системы индивидуальной оценки трудового участия; неопределенные перспективы служебного и профессионального роста и др.

    Преобладающий тип личности при существующем социальном положении в профессиональной деятельности на основании результатов исследования можно определить как "экономный":

    энергосберегающий, со сниженной степенью трудового участия;

    со  средним уровнем мотивации и  низким значением профессиональной деятельности юристов ОВД;

    с неустойчивым характером служебной  перспективы, вероятностью социальной неудовлетворенности на фоне успешности людей иных специальностей в обществе.

    Работа  по психологическому отбору и первичной  профессиональной подготовке оправдывает  себя, большинство юристов психически устойчивы, с высоким адаптационным потенциалом. Однако ПВК не выражены в полной мере и не соответствуют высоким стандартам профессионализма и стандартам высокопроизводительного юридического труда, проводится недостаточно мероприятий по психологическому сопровождению профессионального становления личности юристов. Юридическая акмеология, таким образом, позволяет совершенствовать профессиональную подготовку юристов, разрабатывать программы личностно-профессионального развития с целью повышения эффективности юридической деятельности. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Опыт  успешного развития аутопсихологической компетентности - сложноинтегрированного личностного новообразования, включающего уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации (Степнова Л.А., 2003) к настоящему времени уже накоплен значительный. Установлено, что благодаря развитию у обучающихся аутопсихологической компетентности появляется возможность в коррекции сложившейся профессиональной Я-концепции, основанной на знании о себе и о предстоящей деятельности по избранной правовой специализации, в том числе в ракурсе карьерных перспектив и личной способности к социально-профессиональным изменениям. Кроме того, развитая аутопсихологическая компетентность, выступая как способность к самосовершенствованию и психологически оптимальному использованию собственных психических ресурсов, становится внутренним механизмом обеспечения благоприятных для личности ситуаций профдеятельности, причем как на основе конструктивного диалогического взаимодействия с окружающими людьми, так и изменения своего психического состояния за счет рефлексии субъективного опыта и саморегуляции в изменяющихся условиях труда, психологической мобилизации и проявления волевой активности для достижения значимых результатов.

    В заключение настоящей публикации, учитывая статус данной международной конференции  и присутствие на ней представителей Европейской ассоциации права и  психологии, хотелось внести предложение  об объединении усилий юридических  психологов в разработке международных  стандартов качества юридического образования, чтобы в итоге мониторинг уровня профессионально-психологической компетентности и психологической культуры стал важным элементом в признании  квалификации выпускников юридических  факультетов вузов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Артемова Г.А. Общественно-производственная  практика в профессиональном  становлении студентов юридического  факультета (вуза): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

    2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1997.

    3. Библер В. Культура // Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 234.

    4. Васильев В.Л. Психологическая  культура прокурорско-следственной  деятельности // Закон. Журнал для  прокуроров и следователей. СПб., 1998.

    5. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2007.

    6. Жданухин Д.Ю. Юристы и психология: стереотипы и возможности. URL: http://www.clj.ru/discussion/career/040801.

    7. Кириленко В.П., Пиджаков А.Ю. Перспективы развития юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. 2005. N 3.

    8. Коломинский Я.Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация. URL: http://charko.na.ru/tekst/alm4/kol.htm.

    9. Куколева О.М. Представление о  проблемной ситуации как маркер  компетентности решателя // Исследования  обучения и развития в контексте  культурно-исторического подхода:  Материалы вторых чтений, посвященных  памяти Л.С. Выготского. М., 2002. С. 231.

    10. Медведев В.С. Психология профессиональной  деформации сотрудников органов  внутренних дел: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Киев, 1999.

    11. Савельева И.В. Развитие психологической  культуры юристов в процессе  обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2007.

    12. Спиридонов В.Ф. Психологический  анализ феномена компетентности // Исследования обучения и развития  в контексте культурно-исторического  подхода: материалы вторых чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского. М., 2002.

    13. Поздняков В.М. К вопросу о  повышении социально-психологической  культуры специалистов ИТУ // Социальные  и правовые проблемы перестройки  ИТУ: Сб. науч. тр. РВШ МВД СССР. Рязань, 1992.

    14. Равен Джон. Компетентность в  современном обществе. Выявление,  развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).

Информация о работе Становление психической устойчивости и профессионализма юристов