Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 01:49, курсовая работа
Цель нашей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.
Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.
Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении основными причинами возникновения стресса у студентов являются факторы как личного, так и учебного плана.
Введение 2
1. Сущность понятия "стресс" 4
2. Стресс в жизни студента 6
3. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов 9
Описание методик , используемых в диагностике учебного стресса студентов 9
4. Диагностика учебного стресса у студентов 10
5. Методы борьбы со стрессами 16
Заключение 20
Список литературы 21
Приложение 22
Содержание
Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.
Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.
Данной проблемой занимались следующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид Александрович Китаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александров и пр.
Цель нашей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.
Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.
Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении основными причинами возникновения стресса у студентов являются факторы как личного, так и учебного плана.
В
психологии понятие стресса
Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ).
Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье.
Также стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) - вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.
Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
У стресса можно выделить две формы:
а) стресс полезный - эутостресс,
б) стресс вредоносный - дисстрес.
Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов. Чтобы стресс принял характер эутостресса, необходимо наличие определенных условий:
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.
Интенсивность
и напряженность
современной жизни
провоцирует на психологическом
уровне возникновение
негативных эмоциональных
переживаний и
стрессовых реакций,
способных привести
к формированию выраженных
и длительных стрессовых
состояний.
Для
современного студента, как и для
любого человека вообще, стресс является
несверхъестественным явлением, а скорее
реакцией на скопившиеся проблемы,
на бесконечный процесс борьбы с
повседневными трудностями. Стресс может
быть вызван факторами, связанными с работой
и деятельностью организации или событиями
в личной жизни человека.
Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:
Не
стоит также сбрасывать со счетов
личностные факторы. Сюда можно отнести
болезнь члена семьи, изменение числа
друзей, конфликты с одногруппниками и
близкими людьми, переезд, значительные
личные достижения, изменение финансового
положения и другие факторы.
Исследование учебного стресса мы проводили среди студентов 10134 группы юридического факультета . Возраст участников - 17-19 лет, пол – женский, мужской . В диагностике участвовало 25 студентов.
Для исследования мы выбрали 2 методики:
Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).
Результаты проведенных методик мы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов.
Таблица 1 - Причины стресса студентов.
№ |
Причина стресса |
Результаты,
max = 10 б. |
1 | Большая учебная нагрузка | 4,4 |
2 | Страх перед будущим | 4,9 |
3 | Нежелание учится или разочарование в профессии | 4,7 |
4 | Непонятные, скучные учебники | 3,7 |
5 | Неумение правильно
распорядиться ограниченными |
4,5 |
6 | Строгие преподаватели | 5,4 |
7 | Проблемы в личной жизни | 4,1 |
8 | Нерегулярное питание | 4,9 |
9 | Неумение правильно организовать свой режим дня | 4,1 |
10 | Стеснительность, застенчивость | 3,6 |
11 | Излишнее серьезное отношение к учебе | 3,2 |
12 | Отсутствие учебников | 1,5 |
13 | Жизнь вдали от родителей | 5,3 |
14 | Конфликт в группе | 1,7 |
15 | Проблемы совместного проживания с другими студентами | 1,5 |
16 | Иное – трудности в изучении непрофильных предметов (информатика, математика) |
Итак,
основными причинами
Средний показатель экзаменационного волнения в группе – 7, 9 Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса "страх перед будущим".
Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы:
Значительно уменьшился у 1 студентов
Незначительно уменьшился у 3 студентов
Не изменился у 12 студента
Незначительно возрос у 5 студентов
Значительно
увеличился у 4 студентов
Таблица 2 - Проявление стресса у студентов.
№ |
Проявление стресса |
Результаты,
max = 10 б. |
1 | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 4,9 |
2 | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 4,7 |
3 | Плохое настроение, депрессия | 4,7 |
4 | Плохой сон | 4,4 |
5 | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 4,2 |
6 | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 4,3 |
7 | Раздражительность, обидчивость | 4,1 |
8 | Страх, тревога | 4,1 |
9 | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 3,9 |
10 | Головные боли | 3,9 |
11 | Потеря уверенности, снижение самооценки | 3,4 |
12 | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 2,5 |
13 | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 2,3 |
14 | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 0,6 |
15 | Затрудненное дыхание | 0,5 |
16 | Напряжение или дрожание мышц | 0,8 |