Стресс у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 01:49, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

Предметом исследования являются психологические особенности учебного стресса у студентов.

Так же мы сформулировали гипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении основными причинами возникновения стресса у студентов являются факторы как личного, так и учебного плана.

Содержание

Введение 2
1. Сущность понятия "стресс" 4
2. Стресс в жизни студента 6
3. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов 9
Описание методик , используемых в диагностике учебного стресса студентов 9
4. Диагностика учебного стресса у студентов 10
5. Методы борьбы со стрессами 16
Заключение 20
Список литературы 21
Приложение 22

Работа состоит из  1 файл

психология стресс.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)
 

     Проявляется стресс в группе в  основном на психологическом  уровне, что сказывается  на понижении работоспособности  студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические  признаки проявления стресса у большинства  студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе. 
 
 
 

     Таблица 3 - Приемы снятия стресса.

Способ  снятия стресса Выбор студентов, в %
Сон 97%
Общение с друзьями или любимым человеком 92%
Прогулки  на свежем воздухе 80%
Вкусная еда 93,4%
Перерыв в работе или учебе 75%
Поддержка родителей 60,4%
Физическая  активность 46,7%
Телевизор 36,7%
Секс  21,7%
Хобби 20%
Сигареты  2,3%
Алкоголь  6,7%
Наркотики -
Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение.

     Основным  способом снятия стресса является сон (используют 97% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. 

     Таблица 4 - Признаки проявления стресса.

Признак проявления стресса Выбор студентов, в%
Учащенное сердцебиение 86,7%
Головные  или иные боли 73,4%
Затрудненное  дыхание 33,4%
Сухость во рту 20%
Скованность, дрожание мышц 54,4%
Иное: нарушение сна, боли в животе.
 

     Из  биологических признаков  проявления стресса  можно выделить учащение сердцебиения и различные  боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей  части студентов. 

     Таблица 5 - Самооценка стрессоустойчивости.

Фамилия И. Результаты,

max = 40 б.

Оценка
1 Быканова К. 21 Удовлетворительно
2 Будникова А. 25 Плохо
3 Вандин Р. 14 Хорошо 
4 Гительсон С. 20 Удовлетворительно
5 Гудинова Ю. 14 Хорошо 
6 Дмитриенко В. 20 Удовлетворительно
7 Долгих А. 12 Хорошо
8 Драчева В. 27 Плохо
9 Карапетян С. 13 Хорошо
10 Кулешова М. 18 Удовлетворительно
11 Курбатова Н. 18 Удовлетворительно
12 Литвякова В. 16 Удовлетворительно
13 Медвидь В. 21 Удовлетворительно
14 Мезенцева М. 20 Удовлетворительно
15 Моисеева А. 22 Удовлетворительно
16 Монгуш А. 14 Хорошо
17 Мосова Ю. 26 Плохо
18 Неволина Е. 20 Удовлетворительно
19 Непомнящих  М. 15 Удовлетворительно
20 Пукова М. 13 Хорошо
21 Сухбатуллозода  С. 21 Удовлетворительно
22 Сухонцева А. 28 Плохо
23 Фирсова А. 34 Очень плохо
24 Шарафутдинова А. 28 Плохо
25 Шипунова К. 14 Хорошо
Итого: оценка "хорошо" у 28% студентов, "удовлетворительно" у 48%, "плохо" у 20% и очень плохо 4%.
 

     При проведении теста, определяющего уровень  самооценки стрессоустойчивости, средний  показатель стрессоустойчивости составил 19, 76 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.

 

      5.Методы борьбы со стрессами

Существует  множество методов  борьбы со стрессом, к которым может  прибегнуть студент-первокурсник:

     1. При распределении  времени держать  ситуацию под контролем  не менее важно,  чем управлять  стрессом. Чувство  контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

     2. Защищаясь от стресса,  можно прибегнуть  к воображению.  Его используют  для психической  релаксации.

     3. Непродолжительные  прогулки на свежем  воздухе.

     4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

     5. Общение с друзьями  или другой приятной  компанией.

     6. Хорошим лекарством  от стресса является  смех. Он тренирует  многие мышцы,  снимает головную  боль, понижает артериальное  давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

     7. Массаж. Можно прибегнуть  также к самомассажу.

     8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса. 

    Рекомендации  по преодолению тревожности и  стресса у студентов.

     Факторами, уменьшающими стрессогенность среды  и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. "Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)". Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

     Влияние самооценки проявляется в том, что  люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

     Таким образом, мы видим, что стресс в большой  мере является индивидуальным феноменом.

     Важным  направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.

     В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что  непредсказуемые и неуправляемые  события более опасны, чем предсказуемые  и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. и самопринятие. 

     Стресс  могут вызывать и  личностные факторы. Чтобы предотвратить  дальнейшие последствия, способствующие возникновению  различных психических отклонений, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

     1. Собрать достаточную  информацию о возможности  наступления подобных  ситуаций.

     2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

     3. Не пытаться в  преддверии самого  события делать  поспешные умозаключения.

     4. Осознать, что большую  часть вызывающих  стресс ситуаций  человек способен  решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

     5. Стремиться активно  вмешиваться в  ситуацию, вызывающую  стресс. Активный  образ жизни способствует  созданию в организме  защитного фона  против стресса,  улучшая деятельность  адаптационных организмов.

     6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

     7. Помнить, что стрессогенными  жизненными ситуациями  быстрее и лучше  овладевают те, кто  умеет использовать  методы релаксации.

     Заключение

     Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

     Стресс  в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные  с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

     Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с  повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

     В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления  стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые  появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

     Итак, стресс - это неотъемлемая часть  повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. 
 
 

     Список  литературы

  1. Бодров  В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с.528
  2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - с.256
  3. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
  4. Ресурс Интернета: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html
  5. А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека Издат. «Смысл» 2009.
  6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.
  7. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.

Информация о работе Стресс у студентов