Стрессы в космическом полете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:35, реферат

Описание

Профессиональная деятельность человека в космическом полете проходит в необычных условиях. Использование и эксплуатация современных технических средств и сложного оборудования на орбитальных станциях вызывает необходимость повышения надежности медико-психологического контроля за состоянием членов экипажей и применения адекватных мер поддержки и коррекции их психического состояния, работоспособности и операторских навыков в ходе полета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………………..………….. 1
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Физиологические отклонения во время космического полета ....………...…... 1-5
1.1 Где начинается космос ………………….……………………………...………...……… 1-3
1.2 Ускорение ……………………………………..……………………………………………. 3
1.3 Вибрация и шум …………………………………………………………………..…….... 3-4
1.4 Невесомость ……………………………………………………………………………… 4-5
ГЛАВА 2. Психофизиологические стрессы во время космического полета .………...… 6-12
2.1 Стрессоры в профессиограмме космонавта ……………………………………….…… 7-8
2.2 Основные психологические стрессоры космического полета ………………………. 9-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………...…... 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….……… 14

Работа состоит из  1 файл

Стрессы в космическом полете.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

 

 

ГЛАВА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ ВО ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА

 

   В предыдущей главе мы рассмотрели, какие физиологические сдвиги возникают у человека во время космического полета. Но общая проблема стрессов, характерных для космического полета, гораздо сложнее из-за биологической лабильности человеческого организма, особенно когда вопрос касается способности человека переносить воздействия скорее психологического, нежели физиологического характера. Сегодня мы можем с определенной степенью уверенности определить, какие перегрузки может вынести человек при ускорении, но мы не можем столь же уверенно предсказать, как долго он может выносить изоляцию и пребывание в очень ограниченном пространстве кабины космического корабля.

   В общих чертах можно сказать, что физиологи рассматривают влияние определенных стрессов на те или иные подсистемы организма человека. Психологи же изучают влияние на поведение человека всего комплекса воздействий, вызываемых окружающей средой. Поэтому для описания стрессов, характерных для космического полета, очень удобно пользоваться термином «психофизиологические стрессы», особенно в тех случаях, когда эти стрессы трудно с определенностью отнести к категории чисто физиологических или чисто психологических. Стрессовое состояние у космонавтов вызывают такие факторы космического полета, как ограниченность движений в замкнутом объеме кабины, дыхание чистым кислородом при давлении 0,35 атм, шумы, возникающие при запуске корабля, невесомость, необходимость заставить себя в определенные часы спать или быть в состоянии готовности и т. д. Такое разнообразие факторов и объясняет, почему трудно разграничивать физиологические и психологические стрессы космического полета, особенно когда многие из этих факторов действуют одновременно. В физиологии и психологии термин «стресс» часто используют, говоря либо об условиях окружающей среды, воздействующих на организм человека, либо об изменениях в организме при воздействии на него этих условий. Однако последнее время среди психологов стало принятым обозначать термином стрессор само воздействие — причину, а термином стресс — следствие этого воздействия, положение или состояние, вызванное стрессором. Хотя эти термины и могут облегчить описание процесса, однако они не помогают определить ни причину его, ни ее следствие, то есть не дают сведений, очень важных для предсказания того, какое влияние окажут стрессоры на состояние космонавта.

   Согласно механической, но наглядной модели, человеческий организм можно представить в виде системы с входами и выходами энергии и информации. Информацию на входе можно рассматривать как вид закодированной входной энергии, которую может декодировать эта система (человек). Информация же на выходе — это форма энергии, которую могут декодировать другие, внешние по отношению к человеку системы. Система (человек) старается поддерживать в неизменном состоянии многие свои параметры с помощью механизмов гомеостаза, например с помощью системы терморегуляции. Нарушающие состояние гомеостаза сигналы на входе (с регулированием которых не справляются его механизмы) являются стрессорами, а изменения на выходе системы, свидетельствующие о том, что пришли в действие механизмы компенсации, можно определить как стрессы. Пользуясь этой моделью, психологи могут изучать картину поведения космонавта в необычных для него условиях, рассматривая энергетические и информационные изменения на входе и выходе системы. Таким образом, по крайней мере косвенным путем они могут по симптомам стресса делать выводы и о самих стрессорах.

   Для определения психофизиологического стресса используют перцепторные, двигательные и познавательные тесты, а также тесты для эмоциональных реакций. Однако для проведения опытов с использованием большинства из этих тестов необходимо активное личное общение психолога с испытуемым. В космическом корабле слишком тесно, чтобы принять для этого еще одного пассажира. Правда, на советском корабле «Восток-1» одним из членов экипажа был врач, и космонавты выполняли тесты по координации движений, используя при этом специальный прибор «координограф», описанный в главе VI. Психолог, находящийся на Земле, должен пользоваться другими способами, чтобы делать заключения о стрессорах космического полета, даже если он не может их определить с полной уверенностью. Для этого он использует данные биотелеметрии о частоте пульса и дыхания, давлении крови, об изменениях электрического сопротивления кожи, электроэнцефалограмм, о движении глаз и данные испытаний точности работы руками (например, проба почерка, рисование). Советские и американские специалисты-медики при оценке состояния экипажей кораблей серии «Восток», «Меркурий» и «Джеминай» использовали такие данные. Хорошим показателем стресса является частота пульса, что видно из приведенной ниже таблицы, в которой сравниваются нормальная частота пульса космонавтов и частота пульса во время запуска космического корабля.

 

Космонавт

Частота пульса в ударах в минуту

до запуска

во время запуска

Ю.А.Гагарин, «Восток-1»

64*

120

Г.С.Титов, «Восток-2»

69*

112

А.Г.Николаев, «Восток-3»

64*

119

П.Р.Попович, «Восток-4»

58*

120

Дж.Гленн, «Меркурий-6»

68**

114

С.Карпентер, «Меркурий-7»

65**

96

У.Ширра, «Меркурий-8»

64**

112

Г.Купер, «Меркурий-9»

76**

147***

 

* За 8 дней до запуска

** Утром в день запуска

*** В момент прекращения работы двигателей


 

Рис. 3. Сравнение пульса космонавтов до и во время запуска космического корабля

2.1 СТРЕССОРЫ В ПРОФЕССИОГРАММЕ КОСМОНАВТА

 

   На ранних этапах подготовки к космическим полетам, когда основное внимание уделялось вопросам здоровья, психологическая сторона воздействия той или иной пробы-нагрузки еще не выделялась. Задача создания профессиограммы в психологическом аспекте потребовала выработки нового подхода с позиций принципа воспроизведения. Именно поэтому получили развитие испытательные пробы-нагрузки, позволяющие оценить функциональные резервные возможности человека в соматическом и психологическом аспектах.

В профессиограмме космонавта были выделены следующие возможные стрессоры.

  1. Непрерывность деятельности. Считалось, что даже при наличии автоматических управляющих устройств все наиболее ответственные этапы полета требуют постоянной деятельности.
  2. Обязательный или принудительный порядок работы. В данном случае речь идет об обязательной последовательности действий по определенной заранее или сложившейся в процессе полета программе, когда изменение порядка следования рабочих операций невозможно.
  3. Дефицит или лимит времени. Рассматривался как ограничитель не только сроков выполнения действий и принятия решений, но и восприятия связи и сигнализации.
  4. Фактор надставленности функций определяется вследствие того, что невозможно человеку в полете непосредственно наблюдать за результатами своей деятельности. Полезный результат работы воспринимается опосредованно через индикаторы приборов. Например, речеслуховая функция «надставлена» передающими и принимающими радиоустройствами, зрительная — оптикой и телевидением, кинестетическая — органами управления. Индикаторы и приборы «встроены» в функциональную цепь между афферентными (входными) и эфферентными (выходными) звеньями.
  5. Постуральный фактор в широком смысле, т. е. объединяющий такие воздействия, как изменение давления на площадь опоры, изменение положения площади опоры, отсутствие площади опоры (при невесомости), утрата площади опоры (как побочный эффект при некоторых эволюциях корабля). С ним связаны возникновение психологического стресса при переживаниях падения, проваливания, при иллюзиях, а также трудности обучения пилота-космонавта, в частности при формировании схем (по типу схем тела): «человек — корабль», «человек — корабль — окружающее пространство», «человек — безопорное пространство» (выход в космос).
  6. Фактор новизны, проявляющийся как в период ожидания, так и во время деятельности. Стрессоры, обусловленные новизной событий, зависят от индивидуально-психологических особенностей, определяющих способ и стиль проигрывания будущей деятельности, и могут вызывать фантомы в прямом смысле слова.
  7. Фактор измененной (сниженной) афферентации. Предполагался дефицит афферентации за счет сенсорной изоляции, сенсорной депривации и пр. Профессиограмма с позиций принципа воспроизведения позволила выделить психологические воздействия, которые могли бы привести к стрессу в виде определенных психологических синдромов. Экспериментальные исследования этих воздействий преследовали две цели: 1) по возникающему синдрому определять модельный характер пробы в отношении жизненной ситуации (диагностика ситуации по синдрому); 2) по воспроизведению ситуации в модели устанавливать новые формы стресса, идентифицировать их с имеющимися в жизни (диагностика синдрома по ситуации).

   В этих экспериментах были выделены формы психологического стресса при дефиците времени для тех видов деятельности, которые характеризовались непрерывностью и обязательным порядком смены рабочих операций. Были изучены также пароксизмальные (проявляющиеся приступообразно) проявления психологического стресса, возникавшие при восприятии полезных сигналов на фоне раздражителей — помех, близких к полезному сигналу. Были установлены критерии высокой и пониженной помехоустойчивости человека, а также соответствия между формами психологического стресса в различных пространственных ситуациях и стрессорными воздействиями высоты и глубины замкнутого и открытого безориентированного пространства.

   Анализ экспериментальных данных о психологическом стрессе проводился на основе наблюдений в клинике нервных и душевных болезней. Определенное значение имело и сравнение различных психологических синдромов как следствий стрессорных факторов космического полета и синдромов нервно-психических расстройств (пограничных психических состояний).

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРЕССОРЫ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА

   Гиподинамия. В самом определении гиподинамии отражено понятие недостаточности или сдерживания, иными словами расхождения между потребностью в двигательной активности и условиями, которые этому препятствуют. По своим глубинным механизмам гиподинамия в условиях космического полета воздействует на психику не только как результат расхождения между уровнями «притязания» и «достижений», но и как результат рассогласования между сохранным и находящимся под «нагрузкой» афферентньм (чувствительным) звеном и сохранным, но ограниченным по «нагрузке» эффекторным (двигательным) звеном единой функциональной цепи двигательных актов. Тягостные психические состояния могут быть связаны с этим рассогласованием и выражаться в невротических проявлениях.

   При групповом эксперименте гиподинамия способствует развитию у некоторых лиц невротических реакций. Гиподинамия в переходных условиях (например, от невесомости к обычным условиям) сказывается на сосудистой регуляции, главным образом на венозном тонусе, приводя к возникновению сосудисто-дистонической обморочной готовности. Обморочная готовность сама является стрессором, так как вызывает ощущение дурноты, вялости, страха перед необходимостью активных действий и преодоления предстоящих трудностей. Психологический стресс такого рода, т. е. возникающий в результате физиологического дискомфорта и основывающийся на достаточно сильном переживании, связанном с колеблющимся уровнем психической и двигательной активности, очень сходен со стрессом, возникающим при «болезнях движения», вызванных суммационным действием укачивания.

   Ограничение объема малых помещений. Речь идет о замкнутых и автономно перемещающихся в пространстве герметических кабинах. Возможными стрессорами в этих условиях являются следующие факторы: 

        ограниченность — имеется в виду помещение, которое в обыденной жизни называют тесным. Этот фактор как стрессор для одного человека вряд ли существен, он может проявиться, если у находящегося в тесном помещении человека возникает ощущение тесноты типа «стены (потолок) давят». Теснота выступает как явный стрессор, если в небольшом помещении находится несколько человек. В таких случаях можно говорить о скученности. Этот вопрос применительно к космическому полету рассматривается групповой психологией;

        замкнутость — существенный психологический стрессор при возникновении переживания замурованности, страха задохнуться. Помимо этих навязчивых страхов в реальных герметических кабинах возникает ощущение невозможности быстро выбраться в случае опасности;

        изоляция — в кабине космического корабля космонавт изолирован от окружающего мира не столько оболочками кабины, сколько пребыванием (и перемещением) кабины в пространстве, не содержащем атмосферы. Для устранения ощущения изоляции наиболее важным является решение вопроса об условиях связи с внешним миром (трудность налаживания связи, наличие помех в каналах связи, непродолжительность сеансов связи, ограниченность языка общения и т. д.). Указанные факторы создают комплексный стрессор как результат комбинации представлений, связанных с переживанием отчуждения («синдром изоляции»). В экспериментах с длительной одиночной или групповой изоляцией в состоянии испытуемых был выделен ряд своеобразных психических явлений. Были найдены критерии определения подготовленности человека к пребыванию и целеустремленной деятельности в условиях изоляции и описаны такие необычные психические состояния, как наклонность к гипноидным фазам, эйдетические (способность сохранять в памяти долгое время яркие образы) представления, невротические реакции на отсутствие обратной связи и др.

   Ограничение сенсорной информации. Сенсорная информация объединяет понятия афферентации и сигнальной информации. С понятием сигнальной информации связаны вопросы приема, передачи и переработки информации, относящейся к деятельности человека. Афферентация — психофизиологическое понятие. Ограничение сигнальной информации — это прежде всего ограничение, относящееся к связи. Ограниченность языка общения зависит от технических качеств средств связи и различных ситуационных моментов. Стрессорное действие этого фактора может быть связано не только с недостаточной информативностью сообщений, но и их искажением. Типичные формы проявления стресса — реакции невротического типа.

Информация о работе Стрессы в космическом полете