Структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

Аналитическая психология Карла Густава Юнга : структура личности, психологический рост.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура личности в аналитической психологии
Карла Густава Юнга
Глава 2. Психологический рост. Индивидуация.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая_1.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное Агентство по образованию  РФ

Алтайский Государственный  университет

Факультет Психологии и Философии

Кафедра социальной и клинической психологии 
 

Курсовая  работа

Тема: Структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Выполнил  студент:

1 курса  группа 1883 Гречаный Д. В.

                                     Проверил:

к. пс. н., доц. Труевцев Д. В.

                                    ___________________________ 
 

                       

                                    Оценка_____________________

Барнаул

2009 

Содержание 

Введение            3 

Глава 1. Структура личности в аналитической  психологии

Карла Густава Юнга                    6 

Глава 2. Психологический рост. Индивидуация.            19 

Заключение                                                                                                              28 

Список  литературы                 30 

 

Введение 

Карл  Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психолог, последователь Зигмунда Фрейда, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Воззрения Юнга на личность являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности. Сочетая в себе исследования не только психологии, но и парапсихологии, религий Запада и Востока, мифологии, астрологии, теологии, литературы, философии, концепция Юнга до сих пор является актуальной.

Согласно  аналитической психологии, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, просхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого – архетипах – видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. На основе этого Юнг разработал методы аналитической психотерапии. Аналитическая психотерапия – попытка создания через символический подход диалектической связи между сознательным и бессознательным. Психика рассматривается как система саморегуляции, чьё функционирование есть изнутри направляемое движение к жизни со всё более полным осознанием. В психотерапии диалог разворачивается между сознательным состоянием анализанда и его личным и коллективным бессознательным. [2] Это становится возможным благодаря таким проявлениям бессознательного, как сновидения, фантазии и т.п., и соответствующим методам – методу направленного воображения, анализу снов по методике Карла Густава Юнга. В настоящее время эти методы разрабатываются и используются в различных сферах общественной жизни. Например, в статье Майкла Фордхама1 «Возникновение детского анализа» [7] описываются исследования архетипического функционирования в детстве, которые показали, что оно, в сущности, не отличается от взрослого; в результате детское развитие получило новые перспективы, была разработана теория детского анализа, принимающая в расчёт также и роль, которую в нём играют родители.

Также получила известность  концепция Юнга об экстравертированных  и интравертированных типах личности. «В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего, выделяются два различных типа, которые я назвал экстравертным и интровертным.» [13] В дальнейшем он разработал типологию человеческого поведения, базирующуюся на четырёх основных психических функциях – мышлении, переживании, ощущении и интуиции. Эта типология дала начало такому учению, как соционика, и имеет множество последователей по всему миру. 

Объект: аналитическая психология Карла Густава Юнга.

Предмет: структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Цель: раскрыть специфику структуры и динамики личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Задачи:

  1. Рассмотреть основы аналитической теории: ознакомиться с предпосылками появления теории Юнга;
  2. Охарактеризовать структуру личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга;
  3. Рассмотреть взгляды Юнга на развитие личности в течение жизни: раскрыть понятие «индивидуация» и определить её цель;
  4. Описать метод, используемый при терапевтическом сопровождении индивидуации, и его ступени.

 

Глава 1.

Структура личности в аналитической  психологии Карла  Густава Юнга. 

Аналитическая психология Юнга взяла  очень многое из теории личности Зигмунда Фрейда, друга и учителя Карла Юнга. Предложенные Фрейдом теории бессознательных процессов помогли Юнгу сформировать новые представления о возможностях систематического анализа динамики психических функций – Юнг не доверял поверхностным схемам классификации, принятым в психиатрии в то время.

Однако, признавая бесспорные достижения Фрейда, Юнг склонялся  к мнению, что его  собственные теоретические  работы в большей  степени должны быть нацелены на вопросы, касающиеся индивидуации и личностного  роста. Юнг писал: «Величайшее достижение Фрейда, вероятно, состоит в его внимательности к страдающим неврозами пациентам и в проникновении в их своеобразную индивидуальную психологию. Он имел мужество дать этому фактическое подтверждение и на этом пути был способен проникать в истинную психологию своих пациентов. <…> Благодаря определению сновидений как важнейшего источника информации, связанного с бессознательными процессами, Фрейд вернул человечеству орудие, казавшееся утерянным». [19]

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению влияния динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Юнгом была сформулирована теория личного и коллективного бессознательного. Согласно этой теории, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции.

«В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие «изначальные» образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т.е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в одинаковых формах.

…речь идёт о манифестациях более глубокого  слоя бессознательного, где дремлют  общечеловеческие, изначальные образы. Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также «доминантами»).

Это открытие означает дальнейший шаг вперёд в развитии нашей концепции, а именно признание наличия двух слоёв в бессознательном. Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное2 - именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т.е., чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые ещё не созрели для сознания». [14]

Материалом  для формирования личного бессознательного становится прошлое индивида. Личное бессознательное состоит из болезненных  и подавленных воспоминаний, а  также незначительных воспоминаний, просочившихся из области сознания. [8] Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошёл дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого или личного опыта или из родового, наследственного опыта. [10] Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или «констеллирующий» различные переживания. [9]

«Комплексы  суть психические фрагменты, которые  выделились в силу травматических влияний  или определенных тенденций. Как  доказывают ассоциативные эксперименты, комплексы интерферируют с интенциями желания и нарушают обыденность представлений сознания; они нарушают процессы памяти и создают блокады в потоке ассоциаций; появляются и исчезают согласно собственным законам; временно поглощают сознание или бессознательным путем влияют на речь и сознание. Другими словами, комплексы существуют как независимое бытие; факт, который особенно очевиден в состояниях патологического типа. Как, например, голоса, слышимые больными, которые принимают их за собственные, реализации мысли подобно тем «духам», которые проявляют себя при автоматическом письме и подобным действиям». [18] Рассмотрим, например, комплекс матери. Ядро возникает на основе расовых переживаний, связанных с матерями, частично – на основе детских переживаний такого рода. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно извлечет. Таким образом, о том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли чувства, действия ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Он может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях – как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном – жажда власти. [9]

Но, как  уже упоминалось, бессознательное  разделено на два уровня: личное и коллективное. Коллективное бессознательное – более глубокий слой в структуре личности. Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных примет теории личности Юнга. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. Это – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает Я и личное бессознательное. [9]

Юнг идентифицирует коллективное (трансперсональное) бессознательное с ядром всего психического материала, который не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. [8]

Положение Юнга о том, что психика ребёнка уже с рождения хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой, вызывало (и по сей день вызывает) множество споров. Сторонники бихевиоризма, например, Скиннер, безоговорочно считали, что человек рождается как tabula rasa и психическое развитие возможно только через личный опыт. Юнг же считал, что мы рождены с психологическим наследством так же, как с биологическим, и оба они являются детерминантами поведения и опыта. Коллективное бессознательное, являющееся результатом опыта, общего для всех людей, включает и материал наших дочеловеческих и животных предков.

«По-видимому, коллективное бессознательное —  насколько мы вообще можем что-то сказать о нем — состоит  из мифологических мотивов или изначальных образов, и потому мифы всех народов являют собой его подлинные образцы. Фактически, мифологию в целом можно было бы считать своего рода проекцией коллективного бессознательного. Яснее всего это видно, когда смотришь на небесные созвездия, чьи первоначально хаотические формы были организованы посредством проекции образов. Этим же объясняется то особое влияние звезд, которое так отстаивают астрологи, ибо оно есть не что иное, как неосознанное интроспективное восприятие (perceptions) активности коллективного бессознательного. Подобно тому как созвездия были спроецированы на небеса, сходные фигуры были спроецированы в легенды и волшебные сказки или на исторических персонажей. Поэтому есть два пути изучения коллективного бессознательного: либо через знакомство с мифологией, либо в процессе анализа индивидуума. Поскольку я не могу, в доступной форме, изложить здесь материал последнего направления, то вынужден ограничиться мифологией. Но и это — такая обширная область, что мы можем отобрать из нее только несколько типов. Столь же бесконечны вариации средовых условий, и потому здесь можно обсудить лишь несколько наиболее типичных из них.» [17]

Информация о работе Структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга