Структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

Аналитическая психология Карла Густава Юнга : структура личности, психологический рост.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура личности в аналитической психологии
Карла Густава Юнга
Глава 2. Психологический рост. Индивидуация.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая_1.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Итак, главной целью  индивидуации является «не что иное, как освобождение Самости от лживых покровов Персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов – с другой». [14]

Работая в качестве аналитика, Юнг обнаружил, что  пациенты, которые  приходят к нему в  первой половине своей  жизни, не слишком  включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей Эго. Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонии с общностью психики. Это положение следующим образом интерпретируется в «Процессе индивидуации» Кеннета Ламберта5: «Процесс индивидуации (по Юнгу) следует наблюдать как часть развития от первой половины жизни ко второй. В первой половине жизни задача индивидуума состоит в том, чтобы научиться адаптироваться к образовательным дисциплинам, социальным требованиям, к требованиям работы и профессии, к истеблишменту семьи и жизни в обществе. Вторая часть жизни требует интеграции всех элементов личности, упущенных в этих односторонних усилиях по адаптации. Включение в отношения с Тенью, Анимой, Анимусом в интегративном процессе самости может вести к индивидуации и определенной мудрости и чувству смысла жизни, по мере того как индивидуум становится старше. Кстати, в соответствии с этим взглядом, Самость видится в первой половине жизни как ложно адаптированная к внешнему влиянию, тогда как во второй половине реализация ее «истины» в индивидуации никогда окончательно не достигается». [3]

«Долгий и сложный процесс, который ведет к осуществлению Самости и опыту «самостийности», Юнг называет процессом индивидуации. Возвращение сначала малозначимых проекций, а затем - глубинных и могущественных архетипических проекций, происходит на чудовищно трудном и полном опасности пути. Путь этот труден и опасен, ведь энергия, связанная с проекциями, приливает (вследствие интеграции) к бессознательному и активирует его; сознание теперь теснят и преследуют куда более сильные бессознательные содержания, чем прежде. <…> Высвобождение Я из опутанности проекциями приводит к тому, что Я, которое до сих пор было растворено в отношениях к личному окружению, подпадает отныне под опасность раствориться в содержаниях коллективного бессознательного. Когда эта стадия достигнута, происходит то, что самого Юнга всегда приводило в величайшее изумление: «Супротив опасной тенденции растворения, возвышается из самого коллективного бессознательного что-то вроде противодействия в форме процесса центрации, который может быть описан совершенно однозначно при помощи символов. Этот процесс творит ни много ни мало новый центр личности, который поначалу характеризуется символом, превосходящим Я, затем этот новый центр на самом деле оказывается превосходящим Я». Этот новый психический центр есть Самость». [11]

Итак, как же достичь индивидуации и каков процесс её достижения? «Для достижения индивидуации, самоосуществления, - пишет Карл Юнг, - человеку необходимо уметь различать, чем он кажется себе и другим, и точно так же для той же самой цели человек должен отдавать себе отчёт о том, что он находится в невидимой системе отношений к бессознательному, т.е., к Аниме, чтобы уметь отличать себя от неё. От бессознательного вообще отличить себя невозможно. Когда дело касается Персоны, естественно, легко объяснить кому-то, что он и его служба – две разные вещи. Зато от Анимы можно отличить себя лишь с трудом, и именно потому, что она невидима». [14]

Юнг утверждал, что индивидуацию можно только понять через собственный  опыт, переживая её самостоятельно; роль психолога в этом процессе сводится к минимуму – он, скорее, выполняет функцию акушера, нежели побудителя. Тем не менее, Юнгом был разработан метод, используемый при терапевтическом сопровождении процесса индивидуации. Этот метод был назван «синтетически-конструктивным» и заключается он в двух ступенях: объектной и субъектной.

Объектная ступень заключается  в том, что субъект  проецирует все свои импульсы бессознательного прежде всего на объект. В начале процесса мы должны начать раскрытие Персоны и рассмотреть её скорее как полезный инструмент, нежели как часть самих себя. Несмотря на то, что Персона выполняет общественно важные функции, в процессе индивидуации она в первую очередь является маской, скрывающей Самость и бессознательное.  Когда мы смотрим на то, что стоит за внешними проявлениями, мы, так или иначе, сталкиваемся с Тенью. Самой первой предпосылкой индивидуации является анализ своего личного бессознательного – тех частей бессознательного, которые являются индивидуальными, доводятся до сознания человека. Под этим в первую очередь и подразумевается интеграция в сознание Тени (но не идентификация), поскольку она является теми частями личности, которые вытесняются из-за того, что их нельзя объединить с представлением человека о самом себе и с его социальной ролью. С одной стороны, интеграция вызывает падение в собственных глазах, но, с другой, происходит разрушение Персоны. Когда реальность тёмной стороны принимается и происходит осознание того, что данный человек представляет собой больше, чем Тень, возможно, некоторое освобождение от влияния Тени. Таким образом, когда человек научится отделять себя от своей Тени и социальной роли, которую он играет в жизни, возможно предварительное условие для последующей индивидуации. «Возможные негативные реакции: разрушение Персоны: бессознательные, а при известных условиях даже противоречивые тенденции захлестывают сознание (инфляция6), что в экстремальном случае может привести к шизофрении; регрессия в более раннюю стадию развития, т.е. восстановление своей прежней Персоны; идентификация с коллективной психикой, что равнозначно инфляции сознания, возведенного теперь только до уровня системы. Все эти опасности необходимо постоянно держать в уме и помнить о них в ходе последующей работы, даже если к тому есть хоть малейшие намеки. Весь путь характеризуется как постоянная борьба с психикой и внутри психики, как постоянное преодоление, страхов, которые возникают уже на стадии освоения Тени, но с полным правом и в большей мере относятся к коллективному бессознательному». [11]

Следующая ступень носит название субъектной, потому что на этой стадии субъект признает, что корень всех его проблем в его же собственной психике, и добивается возвращения проецированных образов и сил обратно в психику. На этой, более трудной и продолжительной, стадии, происходит интеграция архетипов, разбирательство межу Я и коллективным бессознательным. Под интеграцией архетипа Юнг подразумевает возврат и принятие обратно в психику архетипической проекции от объекта. Это нужно, во-первых, для того, чтобы человек более не идентифицировал себя со своими архетипическими пожеланиями и импульсами и умел себя от них отличать, а во-вторых, для постижения собственного содержания архетипа и признания его. «Существенные перевалочные пункты последующего процесса индивидуации: после полной и окончательной интеграции личного бессознательного в отношении к коллективному бессознательному наступает решающая фаза - речь идет о том, чтобы вернуть назад проекции архетипа Анимы, соответственно - Анимуса. Архетипы Анимы и Анимуса суть автономные комплексы бессознательного и в качестве таковых они относительно независимы от Я. Оба архетипа стоят на пороге между сознанием и бессознательным. Юнг готов даже признать, что они и есть собственно психологические функции, т.е. те психологические функции, которые осуществляют связь и поддерживают отношение между сознанием и коллективным бессознательным. По причине своей автономии они персонифицированы в психическом переживании. Возвращение этих проекций и их интеграция в сознание есть болезненный процесс по отделению собственной Персоны от идентификации с архетипами и по признанию их в качестве самых настоящих функций, которые наводят мосты, ведущие в бессознательное». [11] У этого процесса есть два исхода, благополучный и неблагополучный: «По мере того как пациент принимает активное участие в процессе, персонифицированные фигуры Анимуса или Анимы исчезают. Они становятся функцией отношений сознания и бессознательного. Но если бессознательные содержания (как раз такие фантазии) не «реализуются», то результатом бывают негативная деятельность и персонификация, т. е. автономизация Анимуса и Анимы. Возникают психические аномалии, состояния одержимости (всех степеней) обыкновенными настроениями и «идеями» вплоть до психоза. Все эти состояния характеризуются одним и тем же положением дел, а именно тем, что нечто неизвестное захватывает власть над большей или меньшей частью психики, нерушимо утверждает свое отвратительное и вредоносное существование в противовес всякой осмотрительности, всякому разуму и всякой энергичности и тем самым демонстрирует власть бессознательного над сознанием, т. е. попросту одержимость». [12] Если этот этап пройден благополучно, то следующий важный шаг – интеграция архетипа, что Юнг называет мана-личностью7. «Вначале бессознательные содержания — это вещи личного пространства, может быть, вроде того, как это было в приведенной выше фантазии пациента-мужчины. Позднее развиваются фантазии неличностного бессознательного, содержащие в себе главным образом коллективную символику — приблизительно таким образом, как в видении моей пациентки. Эти фантазии теперь не дикие и спутанные — думать так было бы наивно,— а следующие по определенным бессознательным траекториям, которые, сближаясь, стремятся к определенной цели. Поэтому лучше всего эти более поздние ряды фантазий сравнивать с процессами инициации, поскольку таковые являются тут ближайшей аналогией. Все мало-мальски организованные первобытные группы и племена имеют свои часто необычайно развитые обряды инициации, играющие в их социальной и религиозной жизни чрезвычайно важную роль.» Когда Анима (соответственно Анимус) утрачивает свою фасцинирующую силу, т.е. когда их «мана» ослабевает, из бессознательного всплывает облик мана-личности. Если выражаться менее образно: архетип, который можно обнаруживать при посредстве описанных выше образов, заявляет о своем притязании на обладание психикой. Он - доминанта коллективного бессознательного. «В этом отношении наше плачевно ограниченное Я, если оно обладает хоть искрой самопознания, может только отпрянуть назад и отказаться от всякой иллюзии силы и значения. Это обман: Я не преодолело Аниму и потому не овладело ее маной.» [11] Сознание не преодолело бессознательное, но между ними установилась некая гармония, равновесие. Нормальный исход из этой ситуации – идентификация с архетипом мана-личности. Значит, теперь необходимо снять эту идентификацию, обозначить отличия между собой и этим архетипом – опять же осознать собственное содержание и понуждающую силу мана-личности. На данном этапе может возникнуть «раздувание Эго», и лучшая защита от этого – помнить об исключительно человеческом и не терять контакта с реальностью того, что можно и должно, а не что хотелось бы делать. В случае благополучного исхода ни сознание, ни бессознательное не имеют больше маны, и в то же время не возникает одержимости, так как бессознательное утрачивает свою власть. «В этом состоянии мана должна выпасть на долю чего-то, что является сознательным и бессознательным, или ни сознательным и ни бессознательным. Это что-то есть искомое средоточие личности, то неописуемое. Нечто между противоположностями или то, что объединяет противоположности, или результат конфликта, или итог энергетического напряжения, это - становление личности, самый что ни на есть индивидуальный шаг вперед, следующая ступень. Это средоточие есть не что иное, как Самость, следующая и одновременно последняя ступень (и цель) индивидуации.» [11]

На  самом деле процесс, описанный выше, гораздо  сложнее, и все  описанные шаги частично перекрывают друг друга, и постоянно  происходит возврат к более ранним ступеням; таким образом, индивидуацию скорее можно представить в виде спирали, в которой нам каждый раз задаются одни и те же вопросы, с каждым разом всё более и более ясные. Но вне зависимости от описания процесса, его итог всегда – при успешном исходе – одинаков. Целью и кульминацией индивидуации является целостность, динамическая связь между всеми частями психики и высвобождение энергии, необходимой для продолжающегося личностного роста.

 

Заключение. 

Десятилетия спустя после смерти Юнга его фигура продолжает оказывать влияние на умы и сердца огромного числа людей по всему миру, называющих себя психологами Юнгианской ориентации. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. В современные религиоведение, этнографию, исследования фольклора и мифологии многое было привнесено из учения Юнга.

За прошедшие  после его смерти годы было создано несколько учебных институтов аналитической психологии в разных странах мира, основаны журналы и написано огромное количество книг. Изучение психологии Юнга давно стало обязательным для всех, кто получает образование в психологии или психотерапии. Но самое важное, что выросло уже третье поколение его последователей - Юнгианских аналитиков, которые продолжают успешно помогать людям, интегрируя его идеи на практике и творчески их развивая. Они объединены в Международную ассоциацию аналитической психологии, а также в многочисленные локальные клубы, общества и национальные ассоциации. Периодически проводятся конгрессы и конференции. Кроме того, заметно взаимообогащающее влияние аналитической психологии и других течений в психоанализе, так что есть много примеров синтеза Юнгианских идей с теориями таких известных психоаналитиков, как Мелани Клейн, Винникотт, Когут. Так что можно с полной уверенностью говорить о процессе постепенного стирания границ между психотерапевтическими школами и об одном едином поле идей в глубинной психологии.

Концепция Юнга появилась на стыке психоанализа Зигмунда Фрейда и комплекса таких наук, как философия, мифология и теология. Структура души, по мнению Юнга, имеет три главные составляющие: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное является результатом процесса накапливания опыта многих поколений и проявляется в снах и фантазиях через архетипы (Тень, Персона, Анима и Анимус, Эго, Самость). Личное бессознательное содержит утраченные или вытесненные из области сознания воспоминания, скопления эмоционально заряженных мыслей – комплексы. Центром сознания является такой архетип, как Эго, который является, по словам Юнга, «сознающим умом». Связь между бессознательным и сознанием осуществляется через Самость, которая объединяет в себе эти две структуры. И целью существования любого человека является индивидуация – полное становление целостного индивида, «обретение себя». Индивидуация – итог удачного личностного роста, в результате чего достигается связь между всеми структурами души и высвобождается энергия для дальнейшего развития. 
Аналитическая психология Карла Густава Юнга была настоящим прорывом в науке в начале ХХ века, и до сих пор вызывает множество споров и дискуссий не только среди психологов. На данный момент в рамках этой концепции больше вопросов, чем ответов, поэтому она предоставляет широкий спектр направлений для дальнейшего изучения и разработки.
 

 

Список  литературы. 

  1. Бедненко, Г. Анима аналитической психологии / Г. Бедненко // Анима и Анимус : сб. ст.
  2. Кауфман, Й. Современная психотерапия / Й. Кауфман.
  3. Ламберт, К.  Процесс индивидуации / К. Ламберт // Analysis, Repair and Individuation. - London, 1981.
  4. Нойманн, Э. Глубинная психология и новая этика / Э. Нойманн. – М.: Азбука, 2008.
  5. Самуэлс, Э. Юнг и постъюнгианцы / Э. Самуэлс. – М.: ЧеРо, 1997.
  6. Уланов, Э. Юнг и религия: противостояние Самости / Э. Уланов // Кембриджское руководство по аналитической психологии : сб.ст. / под ред. П. Янг-Айзендрат, Т. Даусона. – М.: Добросвет-2000, 2000. – 470 с.
  7. Фордхам, М. Возникновение детского анализа / М. Фордхам // Journal of Analytical Psychology / 1980. - №25.
  8. Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.
  9. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей ; пер. И. Б. Гришпун. – М.: КСП+, 1997.
  10. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.
  11. Шпир Д. Психология Юнга. /Структура психики и процесс индивидуации. — М., Наука. 1996.
  12. Юнг, К. Г. Отношения между Я и бессознательным / К. Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2007. – 192 с.
  13. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – СПб.: Азбука, 2001. – 736 с.
  14. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. – М.: Канон, 1994. – 320 с.
  15. Юнг, К. Г. Психология и алхимия / К. Г. Юнг. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
  16. Юнг, К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация / К. Г. Юнг. – М.: АСТ, 1997. – 544 с.
  17. Юнг, К. Г. Структура души / К. Г. Юнг. – М.: 1993.
  18. Юнг, К. Г. Структура и динамика психического бытия / К. Г. Юнг. – М.: Когито-центр, 2008. – 480 с.
  19. Юнг, К. Г. Тавистокские лекции / К. Г. Юнг. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с.
  20. Юнг Эмма. О природе Анимуса / Э. Юнг ; пер. Хегай Л.А. – N-Y.: Analyt. Psychol., 1957.

Информация о работе Структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга