Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа
Аналитическая психология Карла Густава Юнга : структура личности, психологический рост.
Введение
Глава 1. Структура личности в аналитической психологии
Карла Густава Юнга
Глава 2. Психологический рост. Индивидуация.
Заключение
Список литературы
«Есть класс содержаний психики с очевидностью неизвестного происхождения; все события из этого класса не имеют своего источника в отдельном индивидууме. Данные содержания имеют характерную особенность – они мифологичны по сути. Специфика здесь выражается в том, что содержания эти принадлежат как бы типу, не воплощающему свойства отдельного разума или психического бытия человека, но, скорее, типу, несущему в себе свойства всего человечества, как некоего общего целого. Когда я впервые столкнулся с подобными явлениями, то был несколько удивлён и, убедившись, что наследственными факторами их не объяснишь, решил, что разгадка кроется в расовых признаках. Чтобы решить вопрос, я отправился в Соединённые Штаты и исследовал сны чистокровных негров, после чего, к великой радости, убедился, что искомые признаки ничего общего с так называемым кровным или расовым наследованием не имеют, как не имеют и личностного индивидуального происхождения. Они принадлежат человечеству в целом и, таким образом, являются коллективными по природе. Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, я назвал архетипами». [17]
В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью. [10]
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Рассмотрим наиболее важные из них.
Эго (Я) является центром сознания. Эго обеспечивает чувство постоянства и направления нашей сознательной жизни. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. [8] Связь между Эго и сознанием, как и сущность самого сознания – компонента души, ещё не рассмотренного нами, - более полно раскрывается в Тавистокских лекциях: «Важным фактом в изучении сознания является то обстоятельство, что ничего не может быть осознано без Эго, к которому стекается весь информационный поток. Если «нечто» не связано с Эго, то это «нечто» и не осознаётся. Поэтому сознание можно определить как связь психических факторов с Эго. Что же такое Эго? Это комплекс данных, конструированный прежде всего общей осведомлённостью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у человека есть определённая идея о его прошлом бытии, определённые наборы (серии) памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго. Поэтому Эго можно назвать комплексом психических факторов. Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит; он притягивает содержания из бессознательного, из этой тёмной неведомой области; он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются. Если же не входят, то осознания не происходит». [19] Таким образом, Эго является «сознающим умом», центром сознания и самосознания. «Эго всегда хочет всё объяснить и утвердить своё собственное существование». [19]
«Сознательная личность есть более или менее произвольная часть коллективной души. Она заключается в сумме психических фактов, которые некто считает личными. Определение «личный» означает «принадлежащий исключительно этому частному лицу». Сознание, которое целиком и полностью является личным, с известной тревогой подчёркивает своё исконное право и право частной собственности на свои содержания, стремясь таким образом создать видимость целого. Что касается содержаний, отказывающихся втискиваться в это целое, то с ними поступают двояко: либо не обращают на них внимания и забывают об их существовании, либо вытесняют и отрицают. Это обычный способ самовоспитания, но он слишком произволен и насильствен. Слишком многим из нашей общечеловеческой природы приходится жертвовать в интересах идеального образа, по которому человек пытается сформировать себя. Отсюда, эти безупречно «личные» люди всегда очень чувствительны к происходящему, ибо легко может случиться нечто такое, что внесёт в сознание часть их подлинного («индивидуального») характера. Эту произвольно, хотя и часто с большим трудом формируемую часть коллективной души я назвал персоной». [14] Термин «персона» означает «маска», или «фальшивое лицо». И в самом деле, наша персона – это своеобразная маска, внешнее проявление того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействием с другими. Чтобы социально функционировать, мы играем роль, используя приёмы, свойственные именно этой роли. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ. «В сущности, персона не является чем-то «действительным». Она – компромисс между индивидуумом и социальностью по поводу того, «кем кто-то является». <…> Персона есть видимость, двумерная действительность, как можно было бы назвать её в шутку». [14] Персона ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними, а также является ценным инструментом для общения. Но, с другой стороны, Юнг считал, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то он может подавить человека. В этом случае человек становится неглубоким, поверхностным и видящим себя только в пределах одной социальной роли – обозначенной персоной.
Тень – противоположный персоне архетип. «Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или же косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». [16] Тень состоит из материала, подавленного сознанием, её содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, неразвитые позитивные и негативные черты, неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Из этой характеристики можно сделать вывод, что Тень аналогична бессознательному в теории Зигмунда Фрейда. И Фрейд, и Юнг считали, что этот компонент души обладает значительной инстинктивной энергией, а «обуздать» эту энергию, направить её в мирное русло – главная задача Эго. Юнг считал, что Тень является в опыте снов как тёмная, враждебная фигура, поскольку её содержание вытеснено из сознания; поэтому лучший способ бороться с Тенью – узнать её. По мере всё большего осознания Тени мы узнаём самих себя, высвобождаем огромный творческий потенциал, жизненную энергию, хранящуюся в ней. Юнгианский подход к Тени стал объектом обсуждений во многих статьях и книгах. Например, в труде Эриха Нойманна3 «Глубинная психология и новая этика» отношение между Персоной и Тенью раскрывается следующим образом: «Подавление и вытеснение составляют два основных метода, используемых индивидом для адаптации к этическому идеалу. Естественно, такое стремление к адаптации приводит к формированию в личности двух психических систем, одна из которых обычно остается полностью бессознательной, а другая при активной поддержке со стороны эго и сознательного ума превращается в важный орган психики. Система, которая обычно остается бессознательной, называется Тенью, а вторая система называется «внешней личностью» или Персоной. Формирование внешней личности свидетельствует об успешной деятельности совести. Без ее помощи, без мо ради и условностей не могли бы существовать социальная жизнь и этический порядок в обществе. Действительно, формирование Персоны имеет столь же необходимый, сколь и всеобщий характер. В отличие от реальной, личностной природы индивида, Персона, маска, то, чем кажется или считается индивид, соответствует адаптации индивида к требованиям его эпохи, окружения и общества. Персона представляет собой покров и оболочку, панцирь и униформу, за которой и в которой индивид прячется от себя, а нередко и от мира. Благодаря самообладанию Персона скрывает неконтролируемые и неудержимые побуждения. Персона — это благопристойный фасад, за которым скрывается темная, странная, эксцентричная, тайная и ужасная сторона нашей природы. <…> Тень – это другая сторона. Она отражает наше несовершенство, приземленность, отрицательное, несовместимое с абсолютными ценностями. Тень воплощает в себе нашу низшую телесность как нечто отличное от абсолютности и вечности души, которая «не от мира сего». Но она может проявляться и в противоположном качестве — как «дух», например, когда сознательный ум признает только материальные ценности жизни. Тень олицетворяет уникальность и эфемерность нашей природы: она отражает нашу ограниченность и зависимость от пространственно-временных характеристик. В то же время она составляет центральную структуру нашей индивидуальности». [4]
Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал её Анимой у мужчин и Анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточением всего психического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознаёт себя мужчиной или женщиной. «Анима и Анимус являются особо важными архетипическими фигурами. Они, с одной стороны, принадлежат индивидуальному сознанию, а с другой – укоренены в коллективном бессознательном, образуя таким образом связь, или мостик, между личным и внеличностным, сознательным и бессознательным. Именно из-за того, что первый выражает фемининное, а второй – маскулинное, К. Г. Юнг назвал их Анимой и Анимусом соответственно. Он рассматривал их как функциональные комплексы, действующие компенсаторно к внешней личности, т.е. ведущие себя так, как если бы они были внутренними личностями и выражали характеристики, недостающие у внешней или проявленной сознательной личности. У мужчины это фемининные характеристики, а у женщины – маскулинные. В норме обе части присутствуют в некоторой степени, но им не находится места в направленном вовне функционировании личности, потому что они нарушают её адаптацию и установившийся образ себя. Однако черты этих фигур определяются не только латентными сексуальными характеристиками, которые они представляют; они обусловлены жизненным опытом личности с представителями противоположного пола, а также коллективным образом женщины в психике отдельного мужчины и коллективным образом мужчины у женщины». [20] Широко признано, что человек, в сущности, животное бисексуальное. На физиологическом уровне мы видим, что и у мужчин, и у женщины выделяются и мужские, и женские гормоны. Аналогично и на психическом уровне: «Фемининное и маскулинное начала причудливым образом связаны в каждом человеке, каждый из которых изначально принадлежит тому или другому полу. Сами черты фемининного и маскулинного также могут быть разделены на фемининные и маскулинные (активные - пассивные, познающие – принимающие) и прочее. Лучшее, что может нам дать дуальное разделение – безостановочность делений и сложность вариаций. А худшее – остановку и четкий план действий, как с этим иметь дело. Современные постъюнгианские исследователи и практики зачастую грешат одиозными рецептами интеграции части своей души противоположного пола. В то же время, поскольку в природе любой фемининной и маскулинной части есть свои маскулинные и фемининные фрагменты, то развитие природы другого пола может происходить более чем причудливо и красиво». [1] Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие Анимы или Анимуса ребёнка. «Первой носительницей этого душевного образа (Анимы), очевидно, всегда выступает мать. <…> Анима в форме материнского imago всегда переносится на женщину…» [14] Этот архетип функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как Персона ориентирована на внешние. Юнг ещё называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность. Креативное влияние Анимы можно проследить на примере художников, рисовавших своих муз как богинь. Наиболее важный и в то же время трудный для понимания архетип – Самость. Юнг назвал Самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Он писал: «Самость есть не только центр, но и полная окружность, которая включает как сознательное, так и бессознательное; Самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как Эго есть центр сознательного разума». [15] Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает все эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность, гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является Самостью». [12] Самость – это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Как и все архетипы, она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном пути. Истинные религиозные переживания почти так же близки к переживанию самости, как то, к чему когда-либо смогут прийти люди, а фигуры Христа и Будды – настолько отчетливые выражения архетипа самости, насколько возможно в современном мире. Неудивительно, что самость была открыта Юнгом при исследовании религий Востока, где поиск целостности и единства с миром посредством ритуальных практик (например, йоги) развит гораздо сильнее, чем в западных религиях. Самость не принадлежит целиком сознанию или бессознательному, но упорядочивает нашу психику во всей ее целостности, подобно срединной точке или оси, вокруг которой вращается все сущее. Мы воспринимаем ее как источник жизни для целостной психики, т. е. она входит в отношения с сознательным Эго как наиболее значимое присутствие из всех знакомых нам раньше. Если в нашей эго-жизни (её мы обычно и называем «жизнью»: мысли и чувства, культуру, с которой мы прочно связаны) мы взаимодействуем с приближениями к Самости, то это ощущается как единение с процессом центрирования не только для нашей глубинной Самости, но и для того, что простирается далеко за пределы нас самих, нашей психики, в центре реальности. Если мы игнорируем бессознательное или активно сопротивляемся тем знакам, которые посылает нам Самость, мы воспринимаем этот процесс как разрушающий Эго, сокрушающий наши планы и намерения с их высокими целями. [6] Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие Самости не означает исчезновения Эго. Эго остаётся центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с Самостью в результате долгой, тяжёлой работы понимания и принятия бессознательных процессов.
Итак,
подводя итог, можно
утверждать, что схема
психики выглядит следующим
образом:
личное и коллективное
бессознательное личное
и коллективное сознательное
Взгляды Карла Густава Юнга на структуру личности являются одним из наиболее сложных и полемических, но, тем не менее, они находят множество поклонников и последователей, особенно в наши дни, когда интерес к трансцендентному начинает возрастать.
Глава 2.
Психологический
рост. Индивидуация.
В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).
С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение себя», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. [10]
«Трансцендентная функция действует не бесцельно, а ведёт к откровению сущностного ядра человека. При первом рассмотрении она есть чисто природный процесс, который при определённых обстоятельствах протекает без ведома и содействия индивидуума и может даже насильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. Смысл и цель данного процесса – осуществление (первоначально заложенной в эмбрионе) личности во всех её аспектах. Это – восстановление и развёртывание изначальной, потенциальной целостности. Символы, которые для этого применяет бессознательное, - не что иное, как образы, которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты и совершенства; как правило, это – символы четвертичности и круга. Этот процесс я называю процессом индивидуации. <…> Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - стать собственной Самостью. Поэтому «индивидуацию» можно было бы перевести как «самостановление» или «самоосуществление». [14]
Индивидуация – это естественный и органичный процесс, эквивалентный физическому росту и взрослению, и каждый человек обладает тенденцией к индивидуации или саморазвитию. Процесс включает в себя развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией различных частей психики: Эго, Персоны, Тени, Анимуса и Анимы и других архетипов бессознательного. «Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации неправильно отождествляется со становлением Эго в сознании и что в результате Эго идентифицируется с Самостью, а это, естественно, создаёт плачевную концептуальную неразбериху. В этом случае индивидуация есть не более чем эгоцентрация и автоэротизм. Но Самость включает неопределённо больше, чем просто Эго <…> Самостей столько же, сколько и Эго. Индивидуация не исключает себя из мира, но включает в мир». [18] С точки зрения Эго рост и развитие включают интегрирование в сознание нового материала, это процесс приобретения новых знаний о себе и о мире, это только возрастание осведомлённости сознания. Индивидуация же, напротив, является развитием Самости, а рост с точки зрения Самости – это в первую очередь достижение единства бессознательного и сознания.
«Что, по мнению Юнга, ищет Самость? Ответ предполагает раскрытие смысла и цели жизни. Поэтому, говоря о самореализации, мы имеем в виду нечто большее, чем клиническую цель. Юнг не отрицал существования бессмысленности, но утверждал, что жизнь без смысла не стоит того, чтобы жить.4 Традиционно вопросы смысла были областью организованной религии, которая имела тенденцию рассматривать смысл догматически и морализаторски, хотя, конечно, для многих это воспринималось иначе. Когда мы говорим о «равновесии» или о «модели», мы делаем это не в том смысле, как если бы Зевс разработал точную схему, которой нужно послушно следовать. Всегда есть Гермес, мошенник и посланник Богов, который использует неисправимое непослушание человечества. Другими словами, нам необходимо различать структуру самости, которая связана с моделью и равновесием различных частей в едином целом, и содержание самости, как бесконечное разнообразие форм и образов. Телесным аналогом являются железы; каждая из них имеет собственную организующую функцию, но в здоровом организме они регулируются или балансируются по отношению друг к другу динамикой всего тела. Без этого их особая организующая функция бесполезна. При взрослении иногда преобладает одна, а иногда другая, например, половые гормоны. Итак, возникает картина не статичного «порядка», но динамической интеграции. Подобным же образом, архетипы обладают собственной организующей функцией, но они должны быть соотнесены с целым». [5]
Информация о работе Структура и динамика личности в аналитической психологии Карла Густава Юнга