Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:42, контрольная работа
Проблема конфликтов — очень важная социально-психологическая проблема, а вместе с тем мало исследованная.
В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны, теориями бесконфликтного, гармоничного развития социальных групп и, с другой стороны, воззрениями на конфликты как явление естественное, неизбежное и даже необходимое.
Введение ……………………………………………………………… 3
1.Организация управления конфликтами и стрессами………….. 5
2.Методы управления конфликтами……………………………… 7
3.Управление нейтрализацией стрессов………………………….. 13
Заключение…………………………………………………………... 16
Список использованной литературы…………………………….... 17
ПЛАН
Введение ……………………………………………………………… 3
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….... 17
ВВЕДЕНИЕ
Проблема конфликтов — очень важная социально-психологическая проблема, а вместе с тем мало исследованная.
В отечественной и зарубежной
литературе существуют различные взгляды
на конфликты, их природу, социальную роль.
Противоположные позиции
Конфликтология как наука сформировалась
недавно, но она помогает выбрать способ
поведения в сложных ситуациях, адекватно
реагировать на действия окружающих людей
на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать
причины и динамику конфликтов, знание
правил поведения в конфликтных ситуациях
необходимы каждому человеку, поскольку
являются важными условиями гармонизации
человеческих отношений. Особенно важна
конфликтология для руководителей, административно-
Конфликт (с точки зрения отечественной психологии) – это противоборство между субъектами вызванное трудно разрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающимися острыми эмоциями, переживаниями.
Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целому образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.
Самое главное для человека – это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий привели, в конечном счете, к активному противоборству, конфликтам.
Конфликт в организации
– столкновение субъектов совместной
деятельности (индивидов, групп, структур)
в рамках организации или
Организация является основной
ячейкой в структуре
Трудовой коллектив – формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей.
Организация является сложной системой с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты.
Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни в экономике, политике, быту, культуре или идеологии. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.
Управление любой организацией определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты управляют путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение функций нормирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Кроме того, управление – это еще и умение добиваться постановленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Организационно-управленческий конфликт – это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, между первичными группами и различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий. Как и другие типы конфликтов, организационно-управленческий конфликт означает столкновение субъектов, связанное, так или иначе, с противоречивыми позициями, целями, ценностями и представлениями об общественном процессе жизни людей. В рамках организации за конфликтными действиями стоит не противоположность социальных интересов членов организации, а лишь момент несовпадения общего интереса с индивидуальным, элемент ущемленности последнего, либо противоречие в понимании роли того и другого для поведения и деятельности субъекта, будь то руководитель или исполнитель.
В России до последнего времени
в системах управления организациями
отсутствовали работники-
Там, где конфликты возникали,
их разрешение возлагалось на профсоюзы
и другие общественные организации.
Улаживать конфликты
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
В настоящее время службы управления персоналом, наряду с другими выполняют следующие функции:
Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и специалистами-конфликтологами и специально созданными подразделениями. На многих крупных и средних предприятиях они, в частности, возлагаются на вновь созданные отделы трудовых отношений.
Руководители и специалисты
отдела трудовых отношений организации
придают должное значение физиологической
и психологической
Также в поле зрения руководителей
организации находится
Управление конфликтами
– это процесс
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупнено их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:
Внутриличностные методы
воздействуют на отдельную личность
и состоят в правильной организации
своего собственного поведения, в умении
высказать свою точку зрения, не
вызывая защитной реакции со стороны
оппонента. Часто используется метод
передачи другому лицу того или иного
отношения к определенному
Структурные методы воздействуют
преимущественно на участников организационных
конфликтов, возникающих из-за неправильного
распределения функций, прав и ответственности,
плохой организации труда, несправедливой
системы мотивации и
Разъяснение требований к работе являются одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права. Метод реализуется посредством составления соответствующих должностных инструкций и разработки документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности по уровням управления.
Использование координационных
механизмов заключается в привлечении
структурных подразделений
Разработка или уточнение
общеорганизационных целей
Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.
Межличностные методы предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам. Следует обратить внимание на такие стили конфликтного поведения, как принуждение и решение проблемы.
Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения.
Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.
Решение проблемы означает
признание различия во мнениях и
готовность ознакомиться с иными
точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти путь действий,
приемлемый для всех сторон. Тот, кто
пользуется таким стилем, не стремиться
добиться своей цели за счет других,
а скорее ищет наилучший вариант
преодоления конфликтной
Переговоры, как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений.
Информация о работе Структурно-организационные методы управления конфликтами