Суперпамять

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:39, методичка

Описание

Хорошая память не дается человеку от природы и не передается по наследству. Прежде всего, хорошая память – это работа над собой, ежедневные тренировки. При этом обязательными условиями является сильное желание и неподдельный интерес, твердая воля и высокая дисциплина, также наличие времени и сил.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………….
3
2. Содержательная часть ….……………………………………….
7
3. Учебно-тематический план ……………………………………
11
4. Методическая часть……………………………….……………
13
5. Диагностическая часть…………...…………………………….
15
6. Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

СУПЕРПАМЯТЬ новая.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЛИКАМСКА

Муниципальное  образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛьно-ОБРАЗОВАТЕЛьный ЦЕНТР «Лесная сказка»

 

 

 

                                                                                         УТВЕРЖДЕНА

                                                                                              решением ГНПЭС

                                                                                                  Протокол № _______

от _________ 200__г.

Председатель ______

(Г.А. Ковальчук)                                                                            .

 

             

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СУПЕРПАМЯТЬ»

 

Возрастной контингент обучающихся – 7-12 лет

Срок реализации программы -  1 год

 

                                                                             

                                                                                      Автор-составитель:

Чупина Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования второй квалификационной категории

 

Эрбелидзе Светлана Вячеславовна,

педагог-психолог, педагог дополнительного образования второй квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Соликамск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Пояснительная записка………………………………………….

3

2. Содержательная часть ….……………………………………….

7

3. Учебно-тематический план ……………………………………

11

4. Методическая часть……………………………….……………

13

5. Диагностическая часть…………...…………………………….

15

6. Список литературы………………………………………..........

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Суперпамять»  социально-педагогической  направленности.

Хорошая память не дается человеку от природы и не передается по наследству. Прежде всего, хорошая память – это работа над собой, ежедневные тренировки. При этом обязательными условиями является сильное желание и неподдельный интерес, твердая воля и высокая дисциплина, также наличие времени и сил.

Довольно часто школьные успехи связывают с хорошей или плохой памятью. В какой-то степени это так, ведь память лежит в основе всей жизни человека, любой его деятельности. Но полностью объяснить успехи хорошей памятью нельзя: она может лишь помочь, а если человек не может управлять своей памятью, то затруднить путь к достижению этих успехов. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Распад следов памяти – распад личности: человек превращается в живой автомат, реагирующий на стимул, который действует в данный момент.

Как правило, при запоминании какой-либо информации человек использует метод многократного повторения, не углубляясь в смысл запоминаемого. Оказывается повторение повторению рознь. Осмысленное, методичное и постепенно проводимое («кумулятивное повторение» или «система накопления»), несомненно, является эффективным способом запоминания. Важно воспитывать мнемотехнические приемы запоминания. Отношение смыслового запоминания, механических повторений, мнемотехнических приемов позволяет поставить вопрос о воспитании и развитии памяти. Память развивается путем упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению. Начинать какую-либо деятельность всегда сложно и трудно. И это целиком относится к удержанию в памяти нового материала. Впоследствии, чем больше знает человек, тем легче ему запоминать новое, увязывая, ассоциируя его со старым.

В школах нагрузка на память увеличивается с каждым годом. А процесс овладения знаниями невозможно представить без работы памяти.

Требования сознательного и систематического усвоения знаний значительно изменяют способность запоминать произвольно. Приобретая умение подчинять свои мнемические процессы задачам обучения, учащийся овладевает различными способами запоминания. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности, но могут это делать лишь по отношению к конкретным, образно-представляемым связям. Наглядно-образный характер памяти приводит к такой её особенности, как буквальность. Поэтому, начиная с первого класса, следует наряду с учетом этой особенности памяти учить ребенка логически запоминать материал, учить выделять главное.

В младшем школьном возрасте решающее значение приобретает организация способов запоминания материала. Поэтому разработка и реализация данной программы актуальна на сегодняшний день и педагогически целесообразна, т.к. направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей детей и подростков, на развитие и тренировку всех видов памяти, умение правильно организовать процесс запоминания и сосредоточить свое внимание.

Данная программа создана на основе практического опыта работы доктора педагогических наук, профессора РАЭ Матюгина Игоря Юрьевича.

Игорь Юрьевич собрал и систематизировал методы и приемы запоминания. На их основе была разработана программа «Суперпамять». Все методы и приёмы были разбиты на блоки, к ним подобраны игры, добавлены практические упражнения. Таким образом, сложилась целостная система методов, приёмов и упражнений по развитию памяти. Программа предполагает использование данных методов и приемов на материале школьной программы. Дети знакомятся с методом или приемом и апробируют его практически на школьном материале (домашнем задании). Каждый ребенок определяет для себя эффективность методов, выбирая для себя наиболее приемлемые. В конце курса у каждого ребенка своя система методов и приемов, которыми он  владеет в совершенстве и регулярно пользуется.

Программа «Суперпамять» построена на игровых ситуациях, нестандартных приемах и предполагает возможность обучения детей эффективным способам и приемам запоминания и увеличения объема памяти.

Целью программы является создание условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка посредством игровых приемов и упражнений.

Задачи:

1.      Повысить уровень знаний, умений и навыков об основных приемах и способах развития памяти.

2.      Развивать зрительную, слуховую и двигательную память ребенка.

3.      Воспитывать чувство уверенности в себе.

Данная программа развивает способность запоминать информацию надолго, сохранять в памяти большой объем информации.

В ходе реализации программы складывается межпредметная интеграция разрозненных дисциплин: русский язык, литература, математика, английский язык. Концептуальной основой программы является помощь в овладении эффективными способами  и приемами запоминания и увеличения объема памяти, а также помощь ребенку в раскрытии своего интеллектуального потенциала.

              Программа «Суперпамять» предназначена для детей в возрасте 7-12 лет, рассчитана на 1 год обучения.

Воспитанники знакомятся с методами и приемами запоминания в процессе игровой и практической деятельности. На теоретический материал отводится меньшая часть занятия. Дети апробируют новый метод на учебном материале школьной программы.

Особенностью данной программы является то, что группы детей могут быть разновозрастные (от 7 до 12 лет), что дает возможность создать интересный микроклимат в коллективе, где старшие помогают младшим, выступая помощниками педагогов, а младшие дети стремятся достичь успехов старших товарищей. Дети учатся работать и общаться в коллективе, сопереживать другим, быть благодарным за помощь и быть готовыми помогать окружающим. Основой программы является помощь в овладении эффективными способами  и приемами запоминания и увеличения объема памяти, а также помощь ребенку в раскрытии своего интеллектуального потенциала.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Каждый учащийся определяет и осваивает наиболее эффективные для себя способы и приемы запоминания и совершенствует их в  практической деятельности.

В течение года воспитанники изучают эффективные способы и приемы запоминания, тренировки памяти и применяют их на практике, при выполнении домашнего задания по разным предметам.

Программа рассчитана на 96 часов. Занятия проводятся два раза в неделю, по 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I. Вводное занятие.

              Знакомство с объединением, программой курса, режимом занятий. Первоначальная диагностика. Правила поведения в объединении. Значение памяти для всестороннего развития детей: образования, воспитания, оздоровления.

РАЗДЕЛ II. Методы запоминания текстов

(проза, стихотворения, отдельные слова, приемы, используемые при написании изложений).

Знакомство с методами запоминания текстов: «крючки», «оживление», (у Е. Васильевой – «Путешествие»), «пиктограммы», метод Марка Твена (карточек), «Опорный конспект», метод Цицерона «Римская комната», «Открытки», «Пересказ», метод Линкольна «Сумарный», Комбинированный метод или ОГПУ.

Практические занятия: Использование методов запоминания текстов: «Крючки», «Оживление», «Пиктограммы», метод Марка Твена, «Опорный конспект», метод Цицерона, «Открытки», «Пересказ», метод Линкольна, комбинированный метод на материале школьной программы. Определение эффективности каждого метода для себя, составление рейтинга методов.

РАЗДЕЛ III. Методы запоминания цифр (исторических или памятных дат, таблиц сложения, умножения, телефонных номеров).

Знакомство с методами запоминания цифр: «ассоциаций», «Цифробуквенный код», метод бравого «Солдата  Швейка», метод Цицерона, «Трансформер», «Открытка».

Практические занятия: Использование методов запоминания цифр: «ассоциаций», «цифробуквенный код», метод бравого «Солдата Швейка», метод Цицерона, «Трансформер», «Открытка» - на практике. Практическое использование методов запоминания цифр для выполнения заданий. Тренировка и выполнение заданий учителя, затем использование для запоминания конкретные даты биографические и исторические, списка телефонных номеров, адресов, номеров автомобилей, постоянных величин, географических дат и др.

РАЗДЕЛ IV. Методы и приемы запоминания иностранных слов, при изучении иностранного языка.

Знакомство с методами и приемами запоминания иностранных слов: прием «Фонетических ассоциаций», метод «Оживление», прием «Вхождение», метод «Соощущений», метод автобиографических ассоциаций. Комбинирование методов и приемов.

Практические занятия: Заучивание иностранных слов, с помощью использования следующих методов и приемов запоминания: прием «Фонетических ассоциаций», метод «Оживления», прием «Вхождения», метод «Соощущений», метод автобиографических ассоциаций. Использование комбинированных методов и приемов.

РАЗДЕЛ V.              Методы запоминания словарных слов, при изучении русского языка.

Знакомство с методом запоминания словарных слов «Графические ассоциации».

Практические занятия: Использование метода «Графические ассоциации» для запоминания словарных слов. Самостоятельное составление, подбор созвучий, ассоциаций смысловых и графических. Заучивание  словарных слов. Написание словарных диктантов.

РАЗДЕЛ VI. Приемы запоминания лиц и имен.

Знакомство с наиболее эффективными приемами для запоминания имен:

- знание значения имени;

- использование подбора созвучий к имени;

- размещение первых букв имени на человеке;

- частое использование имени в первые минуты знакомства;

- сравнение  с историческими личностями;

- искренняя заинтересованность человеком;

- предупреждение ошибки в именах.

Знакомство с наиболее эффективными приемами для запоминания лиц «Лицо», «Фоторобот». Использование фотографий с родственниками, знаменитостями для выполнения заданий на тренировку зрительной памяти. Использование приемов «Лицо» (рисование лица по словесному описанию портрета), «Фоторобот» (составление портрета, используя варианты: форм лица, профиля, лба, бровей, глаз, носа, рта подбородка, ушей) для развития зрительной памяти.

Практические занятия: Использование наиболее эффективных приемов для запоминания имен и лиц и для тренировки зрительной памяти.

Информация о работе Суперпамять