Суперпамять

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:39, методичка

Описание

Хорошая память не дается человеку от природы и не передается по наследству. Прежде всего, хорошая память – это работа над собой, ежедневные тренировки. При этом обязательными условиями является сильное желание и неподдельный интерес, твердая воля и высокая дисциплина, также наличие времени и сил.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………….
3
2. Содержательная часть ….……………………………………….
7
3. Учебно-тематический план ……………………………………
11
4. Методическая часть……………………………….……………
13
5. Диагностическая часть…………...…………………………….
15
6. Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

СУПЕРПАМЯТЬ новая.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

РАЗДЕЛ VII. Ассоциативное запоминание ударений (культура речи).

Метод подбора слов с ударением на такой же слог, как в правильном варианте.

Практические занятия: Тренировка в составлении словосочетаний с парными ударениями. Заучивание сложных случаев ударений.

РАЗДЕЛ VIII. Методы запоминания информации на занятиях по ОБЖ.

1.              Методы и приемы, используемые при запоминании инструктажа по техники безопасности и пожарной безопасности.

Правила пользования электроприборами, правила безопасности труда, действия детей  при  несчастных случаях; знакомство с огнетушителем, расположением их в учебном классе, действия детей в случае возгорания.

Практические занятия. Игры, конкурсы, викторины по теме.

2.              Методы и приемы запоминания правил дорожного движения.

Практические занятия. Игры и викторины:  «Правила дорожные знать каждому положено», «Безопасное поведение на улице и в транспорте».

РАЗДЕЛ IX. Итоговые занятия.

1.              Диагностика промежуточных знаний, умений и навыков детей.

Промежуточное тестирование и промежуточная практическая работа.

2.              Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей.

Итоговое тестирование и итоговая практическая работа.

3.              Подведение итогов работы объединения за год.

Подведение итогов работы объединения. Награждение лучших воспитанников.    

          К концу учебного года дети должны:

знать:

- основные виды памяти;

- различные приемы запоминания цифр, текстов, иностранных слов, словарных слов, лиц и имен;

уметь:

- применять различные приемы при запоминании текстов, цифр, иностранных слов, словарных слов, лиц и имен,

- выбирать наиболее эффективный прием для того или иного задания;

владеть:

- автоматическими навыками запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

I.

Вводное занятие

1

1

2

II.

Методы запоминания текстов (проза, стихотворения, отдельные слова, приемы, используемые при написании изложений)

4

10

14

III.

Методы запоминания цифр (исторических или памятных дат, таблиц сложения, умножения, телефонных номеров)

4

10

14

IV.

Методы и приемы запоминания иностранных слов, при изучении иностранного языка

4

10

14

V.

Методы запоминания словарных слов, при изучении русского языка

4

10

14

VI.

Приемы запоминания лиц и имен

4

10

14

VII.

Ассоциативное запоминание ударений (культура речи)

4

10

14

VIII.

Методы запоминания информации на занятиях по ОБЖ

1

3

4

1.

Методы и приемы, используемые при запоминании инструктажа по техники безопасности и пожарной безопасности

1

1

2

2.

Методы и приемы запоминания правил дорожного движения

 

2

2

IX.

Итоговые занятия

 

6

6

1.

Диагностика промежуточных знаний, умений и навыков детей

 

2

2

2.

Диагностика полученных знаний, умений и навыков детей

 

2

2

3.

Подведение итогов работы объединения за год

 

2

2

 

                                                               

                                               ИТОГО:

26

60

96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для освоения данной программы на занятиях применяется различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях. На каждую тему программы отводится несколько занятий. На первом занятии дается теоретическая часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.

Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются. А на основе самостоятельных упражнений и применения, отработанных на практике приемов, у детей формируются навыки использования методов и приемов запоминания какой-либо информации.

Методы формирования сознания (методы убеждения): теоретическое объясне­ние, показ применения метода или приема, демонстрация дополнительного иллюстративного материала, пример на конкретном материале. Методы организации деятельности и формирования опыта пове­дения: упражнение для отработки навыка использования приемов, практическая работа при знакомстве с методами и их закреплении, игра, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступ­ков) и наказание (осуждение действий и поступков, противореча­щих нормам поведения).

Программой предусмотрены следующие формы обучения: комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2—3 видов творческой деятельности), игровые (изучение материала в процессе игры), итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки де­тей).

Групповые занятия являются основным видом занятий. Количество детей в группе до 15 человек.

Выполнение заданий в группе воспитанников обычно происходит неравномерно, что продиктовано физиологическими и психологическими особенностями  детей, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с детьми. 

Программа «Суперпамять» реализуется по следующим принципам:

                 принцип воспитывающего обучения — в ходе образовательного процесса педагог дает не только знания, но и формирует его личность;

                 принцип связи обучения с практикой — образовательный процесс построен так, что полученные теоретические знания применяются в решении практических задач (причем не только в процессе обуче­ния, но и в реальной жизни);

                 принцип доступности — содержание и изучение матери­ала не вызывает у ребят интеллектуальных, моральных и фи­зических перегрузок;

                 принцип систематичности и последовательности — при изучении учебного курса в целом устанавливаются внеш­ние и внутренние связи между фактами, законами, теориями;

                 принцип наглядности — в ходе образовательного процесса макси­мально «включаются» все органы чувств ребенка и вовлекаются в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении детям не только рассказывается о чем-то, но и дается воз­можность исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности);

                 принцип сознательности и активности — дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют воз­можность самостоятельно планировать и организовывать свою де­ятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения;

                 принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности.

14

 

1414143214



ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

Система диагностики по данной программе включает в себя 3 этапа: предварительный контроль (октябрь), текущий контроль (декабрь) и итоговый  контроль (май). На каждом этапе отслеживаются три показателя: уровень сформированности знаний, умений и навыков (Приложение 1), уровень развития (Приложение 2), уровень воспитанности (Приложение 3).

Предварительный контроль осуществляется на вводном занятии с целью:

    Определения у детей начальных знаний, умений и навыков;

    Уровня воспитанности.

    Уровня развития слуховой, зрительной и двигательной памяти

Текущий контроль определяет изменение объема памяти, эффективность методов запоминания.

Итоговый контроль определяет уровень полученных знаний, умений и навыков, уровень воспитанности, уровень развития памяти.

Полученные результаты по каждому этапу заносятся в Карту интеллектуально-творческого потенциала детей (Приложение 4) и сводную таблицу результатов (Приложение 5).

В течение года и в конце года педагог сравнивает полученные после проведения диагностики результаты с предполагаемыми (в карте), делает соответствующие выводы. В начале года и середине года – чего дети ждут от занятий, и есть ли возможность удовлетворить их потребности и интересы, нужна ли корректировка программы. В конце года – повысился ли уровень знаний, умений, навыков, уровень воспитанности, произошло ли развитие ребенка; в чем причины низких уровней. И определяет, нужна ли корректировка программы в дальнейшем.

Также в конце года педагог вместе с детьми подводит общее количество баллов по итоговым результатам. Уровень сформированности знаний, умений, навыков + уровень воспитанности + уровень развития (из таблицы) = определяется уровень освоения детьми программы.

23

                                  



 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      Васильева Е.Е. Суперпамять. Или как запомнить, чтобы вспомнить? - К.: «Сов. Кубань», 2003.

2.      Матюгин И.Ю. Как запомнить английские слова. - М.: РИПОЛ «Классик», 2007.

3.      Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память. - М.: РИПОЛ «Классик», 2007.

4.      Матюгин И.Ю. Маленький тренажер для большой памяти. - М.: РИПОЛ «Классик», 2007.

5.      Матюгин И.Ю. Память и внимание -  краткий конспект. - М.: РИПОЛ «Классик», 2007.

6.      Матюгин И.Ю. Школа Эйдетики. - М.: РИПОЛ «Классик», 2007.

7.      Развитие творческой активности, под ред. А.М. Матюшкина, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

                                  



Приложение 1

Показатель диагностики

«Уровень сформированности знаний, умений и навыков».

Первоначальный контроль.

1) Тест-опросник

Цель: определение первоначальных знаний

Задание (задание может  выполняться в группах):

1.      дайте определения следующим понятиям: «память», «внимание», «прием запоминания».

2.      какие приемы запоминания вы знаете?

3.      какие приемы запоминания вы используете при выполнении домашнего задания? Как вы запоминаете при выполнении домашнего задания?

4.      опиши подробно один из приемов запоминания, которые ты перечислил.

5.      Как ты легче запоминаешь: когда видел, слышал или показывал?

Критерии оценки:

Один развернутый ответ – 1 балл.

На все вопросы – высокий уровень.

3-4 вопроса – средний уровень.

Менее 3х вопросов – низкий уровень.

2) Практическое задание.

Цель: определение первоначальных умений и навыков

Задание (задание может  выполняться в группах):

1.                 Вам предлагается 10 слов для запоминания. 1 слово – 3сек. После чего их необходимо повторить в правильной последовательности. Время выполнения 7 мин.

2.                 вам предлагается запомнить и повторить 10 движений, которые вам покажет педагог. 1 движение – 3сек. После чего вам необходимо повторить в правильной последовательности все движения.

3.                 Игра «Ваша карта бита». Предлагается 10 парных карточек. Выкладывается первый ряд, дается время для запоминания – 5-10мин. Затем карточки переворачиваются. Сверху их необходимо закрыть парными карточками.

Критерии оценки:

Один правильный ответ - 1 балл.

Менее 7баллов – низкий уровень.

8-9 баллов – средний уровень.

10 баллов – высокий уровень.

Текущий контроль.

1). Тест.

Цель: определение промежуточного уровня знаний.

Задание:  вам предлагается 5 вопросов с четырьмя вариантами ответов, правильный ответ только один. Время выполнения всего блока 5 минут.

1. Метод пиктограмм – это метод запоминания

а) цифр

б) текста

в) лиц и имен

г) иностранных слов

2. Метод запоминания текстов при котором текст разбивается на части, и к каждой части рисуется картинка на отдельной карточке.

а) метод Марка Твена

б) метод рассказа

в) метод открытки

г) метод «Римской комнаты»

3. Комбинированный метод запоминания  текстов называется

а) «Опорный конспект»

б) «Оживление»

в) «во сне»

г) «ОГПУ»

4. Метод запоминания иностранных слов называется?

а) «Фоторобот»

б) «Созвучия»

в) «Комбинированный»

г) «Трансформация»

5. Чьим именем назван метод запоминания текста «Римская комната»?

а) Линкольн

б) Марк Твен

в) Цицерон

г) Матюгин

Критерии оценки:

Один правильный ответ - 1 балл.

Менее 3 баллов – низкий уровень.

4 баллов – средний уровень.

5 баллов – высокий уровень.

 

2). Практическое задание.

Цель: определение промежуточных  умений и навыков              

Задание: вам предлагается  3 задания, в которых необходимо дать развернутый ответ.

1. Зашифруй стихотворение в пиктограммы.

           Весна

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая              

Мчится с горней вышины!

 

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней – царицею цветов,

Информация о работе Суперпамять