Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:39, методичка
Хорошая память не дается человеку от природы и не передается по наследству. Прежде всего, хорошая память – это работа над собой, ежедневные тренировки. При этом обязательными условиями является сильное желание и неподдельный интерес, твердая воля и высокая дисциплина, также наличие времени и сил.
1. Пояснительная записка………………………………………….
3
2. Содержательная часть ….……………………………………….
7
3. Учебно-тематический план ……………………………………
11
4. Методическая часть……………………………….……………
13
5. Диагностическая часть…………...…………………………….
15
6. Список литературы………………
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучейдвиженийная ()ами 5х3 - 40съема памяти, это тестирование слуховой памяти ()ящую из трех блоков…,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
2. Расшифруйте название комбинированного метода запоминания текста «ОГПУ», состоящего из четырех операций. Запишите эти операции и дайте пояснения.
3. Запишите 10 крючков.
Критерии оценки:
1. 1 балл – низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 баллов – высокий уровень.
2. Оценивается правильная и точная расшифровка метода, а так же правильное пояснение к каждому этапу.
1 балл - низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 балла – высокий уровень.
3. Точное воспроизведение одного из двух десятков крючков – высокий уровень (3 балла), если слова собраны из разных десятков, но все они присутствуют в перечне «крючков» - средний уровень (2 балла), если присутствуют слова не входящие в перечень «крючков» - низкий уровень (1 балл).
Итоговый контроль:
1). Контрольный тест по ЗУНам.
Цель: определение полученных знаний
Задание: вам предлагается 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов, правильный ответ только один. Время выполнения всего блока 10мин.
1. Метод пиктограмм – это метод запоминания
а) цифр
б) текста
в) лиц и имен
г) иностранных слов
2. Метод запоминания текстов, при котором текст разбивается на части, и к каждой части рисуется картинка на отдельной карточке.
а) метод Марка Твена
б) метод рассказа
в) метод открытки
г) метод «Римской комнаты»
3. Комбинированный метод запоминания текстов называется
а) «Опорный конспект»
б) «Оживление»
в) «во сне»
г) «ОГПУ»
4. Один из методов запоминания словарных слов
а) «Крест»
б) «Фоторобот»
в) «Трансформация»
г) «Солдат Швейк»
5. Метод звуковых ассоциаций (созвучий) – это
а) рисование изображения (рисунка)
б) подбор близких по произношению слов
в) подбор примеров из жизни
г) составление рассказа
6. Запоминание информации путем навешивания ее на цифру и слово – это метод
а) «Фоторобот»
б) «Открытка»
в) «Крючки»
г) «ЦБК»
7. Метод запоминания как иностранных, словарных слов, так и лиц и имен называется?
а) «Фоторобот»
б) «Созвучия»
в) «Комбинированный»
г) «Трансформация»
8. Принцип аббревиатур используется в способах запоминания …
а) лиц
б) имен
в) чисел
г) словарных слов
9. Чьим именем назван метод запоминания текста «Римская комната»?
а) Линкольн
б) Марк Твен
в) Цицерон
г) Матюгин
10. Метод запоминания, как словарных слов, так и цифр называется?
а) «Крючки»
б) «Крест»
в) «Пиктограммы»
г) «Трансформация»
Критерии оценки:
Один правильный ответ - 1 балл.
Менее 7баллов – низкий уровень.
8-9 баллов – средний уровень.
10 баллов – высокий уровень.
2). Контрольное практическое задание.
Цель: определение полученных умений и навыков
Задание: вам предлагается 5 заданий, в которых необходимо дать развернутый ответ.
1. Расшифруй числа.
23
а) ЧаРы; ЧуР
б) ПеНь; ПеНа
в) СаЛо; СоЛь
г) иШаЧий
д) ДиВа
е) ДеПо
ж) ДяДя; ДеД
з) НоС
и) НоРа
к) АНаПа
л) ВеРа
м) оВеС
н) НеЛЛи
23
2. Зашифруй стихотворение в пиктограммы.
23
Весна
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучейдвиженийная ()ами 5х3 - 40съема памяти, это тестирование слуховой памяти ()ящую из трех блоков…,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон – уж пчел рои шумят
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!
23
3. Расшифруйте название комбинированного метода заполнения текста «ОГПУ», состоящего из четырех операций. Запишите эти операции и дайте пояснения.
4. Запишите 10 крючков.
5. При запоминании следующих словарных слов используйте метод графических ассоциаций (рисунка).
Серпантин, поролон, терраса, мускулатура, малахит, лестница.
Критерии оценки:
1. За каждое правильное число один балл.
Менее 8 баллов – низкий уровень.
8-10 баллов – средний уровень.
10-13 баллов – высокий уровень.
2. Оценивается по пятибалльной системе:
2 балла – низкий уровень.
3-4 балла – средний уровень.
5 баллов – высокий уровень.
3. Оценивается правильная и точная расшифровка метода, а так же правильное пояснение к каждому этапу.
1 балл - низкий уровень.
2 балла – средний уровень.
3 балла – высокий уровень.
4. Точное воспроизведение одного из двух десятков крючков – высокий уровень (3 балла), если слова собраны из разных десятков, но все они присутствуют в перечне «крючков» - средний уровень (2 балла), если присутствуют слова не входящие в перечень «крючков» - низкий уровень (1 балл).
5. Ко всем шести словам сделаны зарисовки с вписанием в рисунок букв, которые необходимо запомнить – высокий уровень (3 балла), не все слова зарисованы, не четко прописаны буквы – средний уровень (2 балла), рисунки менее чем к четырем словам, буквы не прописаны – низкий уровень (1 балл).
Приложение 2
Показатель диагностики
«Уровень развития».
Цель: определение уровня развития слуховой, зрительной и двигательной памяти (в начале и в конце года).
1.Тестирование слуховой памяти.
Задание: вам читается 10 слов, 1 слово – 3сек, после прочтения всех слов, дается команда «записываем». Время выполнения 7-8мин.
Слова для запоминания:
Привидение, толчок, везение, свитер, вино, скрытность, ворота, сердце, вязание, риск.
2. Тестирование зрительной памяти.
Задание: вам предлагается карточка в виде таблицы 5х3, с изображениями, в течение 40сек вы запоминаете данную матрицу, затем переворачиваете и вносите рисунки (можно писать словами) в чистую таблицу. Время выполнения 10мин.
3. Тестирование двигательной памяти.
Задание: вам предлагается выполнить 10 движений, 1 движение – 5сек. После чего вы должны самостоятельно повторить все 10 движений. Время выполнения 5-10 мин.
Критерии оценки:
1. Учитывается количество слов и их очередность. Одно слово в правильной очередности оценивается в 1 балл, если слово не на своем месте – 0,5 балла.
Менее 5 баллов – низкий уровень.
6-8 баллов – средний уровень.
9-10 баллов – высокий уровень
2. Правильный рисунок (или слово) в своей ячейке оценивается в один балл, рисунок (или слово) не в своей ячейке – 0,5 балла, пустая ячейка – 0 баллов.
Менее 10 баллов - низкий уровень.
10-12 баллов – средний уровень.
13-15 баллов – высокий уровень.
3. Тестирование двигательной памяти.
3. Учитывается очередность и количество правильных движений. Одно движение в правильном порядке – 1 балл, движение вне очередности – 0,5 балла.
Менее 7 баллов – низкий уровень.
8-9 баллов – средний уровень.
10 баллов – высокий уровень.
Приложение 3
Показатель диагностики
«Уровень воспитанности»
Шкала наблюдений: «Воспитанность ребенка».
Поведенческие проявления личностных качеств (уверенность в себе):
- свободное высказывание своих мыслей,
- активность при выполнении предложенных заданий,
- позитивное отношение к критике,
- положительный эмоциональный настрой (преобладание),
- умение выслушивать своих товарищей.
Система оценок названных поведенческих проявлений личностных качеств:
0 баллов – слабо проявляется
1 балл – проявляется, но не всегда
2 балла – проявляется всегда
Среднее количество баллов:
1 год обучения – 7-8 баллов.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ =
уровень воспитанности (в среднем _5-9_ баллов)+
уровень развития (в среднем _24-29_ баллов)+
уровень сформированности ЗУН-ов (до _25-29_ баллов)
Высокий – более __76__баллов
Средний – от __47__ до __75__ баллов
Низкий – менее __46__ баллов.
23
Приложение 4
КАРТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ.
Показатели | Этап диагностики | Ожидаемые результаты | Методы и формы диагностики | Полученные результаты | Выводы педагога |
Уровень сформированности ЗУНов |
1 этап Октябрь | Знает: - имеет представление о процессах «памяти» и «внимания». |
Тест
|
|
|
Владеет: - первоначальными навыками письма, чтения, счета. | Практическое задание |
|
| ||
2 этап Декабрь
| Знает: - основные виды памяти; - приемы запоминания текстов и иностранных слов. |
Тест
|
|
| |
Владеет: - приемами запоминания текстов, иностранных слов; - наиболее эффективными приемами запоминания текстов; | Практическое задание |
|
| ||
3 этап Май
| Знает: - основные виды памяти; - различные приемы запоминания текстов, цифр, иностранных слов, словарных слов, лиц и имен. | Контрольное тестирование |
|
| |
Умеет: - применять различные приемы при запоминании текстов, цифр, иностранных слов, словарных слов, лиц и имен; - выбирать наиболее эффективный прием запоминания для того или иного задания; Владеет: - автоматическими навыками запоминания. | Контрольное практическое задание |
|
| ||
Уровень развития | 1 этап Октябрь | Увеличение объема памяти почти в два раза; определяется по следующим показателям: Слуховая память: количество слов и их очередность. Зрительная память: правильный рисунок (или слово) в своей ячейке. Двигательная память: очередность и количество правильных движений. | Тестирование слуховой, зрительной, двигательной памяти |
|
|
2 этап Май |
|
| |||
Уровень воспитанности | 1 этап Октябрь | - свободное высказывание своих мыслей, - активность при выполнении предложенных заданий, - позитивное отношение к критике, - положительный эмоциональный настрой (преобладание), - умение выслушивать своих товарищей. | Наблюдение по шкале «Воспитанность ребенка» |
|
|
2 этап Май |
|
|