Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:20, реферат
Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он произвел революцию взглядов, говоря о том, что психика не исчерпывается сознанием и показал, что в бессознательном кроются причины, вызывающие внутриличностный конфликт. Движущей силой оказывается мотив неудовольствия, боли, нарушающие душевное равновесие, прорывающиеся на уровень сознания через оговорки, описки, симптоматические действия, сновидения и пр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Определение психоанализа как особого дискурсивного пространства 4
Понимание внутриличностного конфликта в ходе развития психоанализа 5
Развитие психоанализа в работе с внутриличностным конфликтом 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Список литературы
Психотические механизмы защиты.
Главную роль здесь играет проекция. Когда мы говорили о невротических механизмах защиты, мы рассматривали их в системе Бессознательное-Сознательное-
Все возможные варианты психотических защит Фрейд выводит из формулы, которая звучит так:
Я люблю его
Субъект действие объект
Из этой формулы нарциссических отношений с другим мы можем вывести все разнообразные формулы. Он выводит через отрицание либо субъекта, либо действия, либо объекта. Начнем с действия:
Я не люблю его я его ненавижу он меня ненавидит
А дальше включается механизм проекции: это не я его ненавижу, это он меня ненавидит, он моей смерти хочет – паранойяльный бред, бред преследования. Женщина, которая в ужасе показывает на луч от прожектора на небе, говорит, что «это луч, они ее разыскивают, хотят найти и убить, пронзить». Это паранойяльный бред преследования. «Я его не люблю, я его ненавижу» - это проецируется на другого и все свои агрессивные побуждения желания смерти другого приходят теперь как чуждые извне: «это он (луч, президент, кто угодно) меня ненавидит». Ненависть, направленная на другого неприемлема, она через механизм проекции приходит извне, и тогда я боюсь, что весь мир меня преследует и хочет убить.
Мы можем пойти через отрицание объекта. Здесь всегда включаются нарциссические отношения.
Я люблю не его я люблю ее она любит меня
Это то, что психиатры называют эротоманией, или бред любовного очарования. Любовь обычно лежит в поле сомнений, мы всегда думаем «а что мы значим для другого», мы всегда сомневаемся в этой любви. Но для человека с таким типом защиты, что бы вы не делали – для него все будет знаком любви и на этом строятся жизненные трагедии.
Не я люблю его это она любит его бред ревности
Здесь даже проекция не нужна, потому что сразу происходит выталкивание «это не я люблю его – это она любит его». Ревность всем свойственна в большей или меньшей степени, мы сейчас говорим о психотических формах, о тех, которыми занимаются психиатры. Жуткая ситуация, когда мужчина подозревает женщину в измене и все для него является знаком этой измены: она задержалась на пол-секунды, выглянула в окно. Это бред в том смысле, что вы ничего с этим не сделаете, вы его не разубедите в том, что она не изменяет, ему это почему-то необходимо. Нет проекции, так как процесс и без этого уже выброшен из Я, «это не я люблю – это она его любит» и, будучи мужчиной, я буду подозревать женщину в связях со всеми мужчинами, которых он сам склонен был бы любить, гомосексуальная подоплека, нарциссические отношения с другим и приписывание другому отношений, которые сам хотел бы. Но это неприемлемо, поэтому это выталкивается вовне в качестве проекции. И есть еще четвертый путь, который идет по пути отрицания всего:
Я вообще никого не люблю я люблю только себя бред величия
Всегда в психиатрической клинике вы найдете Наполеона, королеву, - разные формы в качестве кого я себя мню. «Я – пуп земли, я – центр мира и все вращается вокруг меня».
Все психические формы эротомания, паранойя, бред величия Фрейд выводит из этих оппозиций. Они берутся из нарциссических отношений с другим. Механизм проекции разворачивается в поле отношений Я-другой. То, что я не понимаю в себе, то, что не символизировано внутри, вторгается извне через другого: это другой мне изменяет, это другой меня любит, это другой меня преследует.
Есть много психологических подходов к защитным механизмам, которые не имеют отношения к психоанализу. В данной работе затронуто лишь несколько защитных механизмов для того, чтобы понять, зачем психике защищаться вообще. Защита идет от представлений, нарушающих душевное равновесие или приносящих психике неудовольствие.
Данная работа не ставит целью и не может вместить все многочисленные причины внутриличностного конфликта и их возможные пути разрешения при помощи психоанализа. Можно бесконечно перечислять всевозможные конфликты на разных уровнях и этапах формирования психики: и нарциссизм, где зарождается собственное Я, и Эдип, в котором происходит выбор пола, так как психологический пол не дается человеку от рождения и пр. По мнению некоторых авторов, творчество Фрейда прочитано во многом очень извращенно из-за очень плохих переводов, которые делались второпях, зачастую с английского, а не с немецкого оригинала, отсюда так много вульгаризаций психоанализа. Также и сопротивление психоанализу заставляет его упрощать, биологизировать или помещать в какие-то схемы, которые к психоанализу не имеют никакого отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутренний конфликт – это сложное образование, которое в свою очередь является производным многих других элементов психики, приносящее ей боль и неудовольствие.
Все, однажды воспринятое психическим оставляет там свои следы. Все психические проявления вытесняемых представлений, будь то сновидения, фантазии, любые осколки нашей психической реальности – это сложные психические образования. Каждый элемент соединен с другими, невидим, образует связки, как Фрейд говорит «во тьме бессознательного оно разрастается». Хотя тема бессознательного вызывала много споров и разногласий, клиника подтверждала его существование и процессов, протекающих в нем. Развивая свою теорию, Фрейд в клинике выходил на новое понимание причин внутриличностного конфликта и способов его разрешения. Работая с больными в отличие от своих предшественников, он заставляет истерию говорить, а не просто выставляет ее напоказ. Как способ излечения своих пациентов в разрешении их внутренних конфликтов Фрейд использует речь.
Внутриличностный конфликт не может зависеть только от процессов, находящихся внутри субъекта, но, находясь в теснейшей связи с другими субъектами, развиваясь в процессе идентификации с ними, неизбежно приводит к размытию границ внутреннее-внешнее. Поэтому внутриличностный конфликт нельзя заключить внутри одной психики.
Список литературы.
2. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа
3. «Критика чистого разума» Э.Кант Пер, с нем. Н. Лосского. - Мн.: Литература, 1998. Издательство "Наука"
8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного.
2
Информация о работе Сущность внутриличностного конфликта с позиции психоанализа