Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:40, реферат
Цель реферата заключается в разборе эволюционного развития человеческой психики, в том числе и эволюция понимания самого термина психики и связь ее с человеческим мозгом, в рассмотрении эмоции как неотъемлемой части психики человека, теории возникновения эмоция, а так же можно ли с помощью внешнего вмешательства (специальное возбуждение той или иной части мозга) менять свое поведение и свои привычки.
В 1858 году Ч. Дарвин и независимо от него А.Р. Уоллес обосновали принцип естественного отбора и представление о борьбе за существование как механизме этого отбора.
Основной труд Ч. Дарвина – "Происхождение видов", в корне изменивший представления о живой природе, появился в 1859г.
Имея в виду важное жизненное значение эмоций, Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила название эволюционной. В ней великий естествоиспытатель обратил внимание на тот факт, что удовольствие и неудовольствие, радость, страх, гнев, печаль примерно одинаковым образом проявляются как у человека, так и у человекообразных обезьян.
Ч.
Дарвина заинтересовал
Теория эволюции путем естественного отбора основана на следующих положениях.
Во-первых, для живого характерно наличие изменчивости. Причем для эволюции громадное значение имеет наследственная изменчивость. Вследствие изменчивости признаков и свойств даже в потомстве одной пары родителей почти не встречается одинаковых особей. При благоприятных условиях эти различия могут не играть существенной роли. При неблагоприятных — каждое мельчайшее различие может стать решающим и определить, останется ли этот организм в живых и даст потомство или же он будет уничтожен.
Во-вторых, для организмов характерно размножение в геометрической прогрессии. Потенциально вид в каждом поколении производит гораздо больше особей, чем их может выжить до взрослого состояния на занимаемой территории. Следовательно, значительная часть родившихся гибнет в "борьбе за жизнь". В процессе жизнедеятельности каждый организм вступает в многообразные отношения с особями внутри вида, других видов и факторами неживой природы. Разнообразные взаимодействия данного организма с объектами живой и неживой природы Дарвин метафорически называл борьбой за существование. Он имел в виду не только жизнь одной особи, но и успех ее в обеспечении себя потомством.
Дарвин
выделил три формы борьбы за существование:
внутривидовая борьба (взаимоотношения
между особями разного пола, между
разными поколениями, отношения
в стае и т.д.) возрастает с увеличением
численности и степени
В результате борьбы за существование происходит элиминация (физическая гибель или устранение при размножении) особей, которые по признакам наименее соответствуют условиям среды обитания. Таким образом, следствием борьбы за существование является естественный отбор.
Естественный
отбор, по Дарвину, это совокупность
происходящих в природе событий,
обеспечивающих выживание наиболее
приспособленных и
Дарвин впервые на основе теории естественного отбора дал материалистическое толкование органической целесообразности, показал ее относительный характер и раскрыл пути выработки адаптации. Он показал, что приспособленность видов на основе отбора не может быть абсолютной, она всегда относительна и адекватна лишь тем условиям среды, в которых виды длительное время существуют. Приспособления рыб целесообразны лишь в водной среде обитания и не пригодны к наземной жизни; зеленая окраска саранчи является покровительственной на зеленой растительности и т.д.
Ч. Дарвин считал, что возникновение новых видов происходит постепенно, путем накопления полезных индивидуальных изменений, увеличивающихся из поколения в поколение. Чем значительнее живые существа отличаются по строению и физиологическим свойствам, тем большее число их групп может существовать на данной территории за счет ослабления борьбы за существование. С каждым поколением различия становятся все более выраженными, а промежуточные формы, сходные между собой, вымирают. Процесс видообразования, по Дарвину, происходит по принципу дивергенции, т.е. за счет расхождения признаков.
Таким
образом, результатом отбора будет
являться возникновение приспособлений
и на этой основе — видового разнообразия.
Разнообразные, меняющиеся условия
среды способствуют эволюции видов
в направлении усложнения организации
(млекопитающие, насекомые). Бели виды
обитают долгое время в однородной
среде вне жесткой конкуренции,
то уровень их организации может
оставаться на относительно низком уровне
(ланцетники). В постоянно меняющихся
условиях среды одни виды, уменьшаясь
численно, неизбежно должны погибать
и уступать место другим, лучше
приспособленным к новым
В
заключение следует подчеркнуть, что
Дарвин впервые предложил естественно-
На новом уровне возвращаемся к проблеме сознания. Фрейд создал свою схему взаимодействия сознательного и бессознательного. По его версии бессознательное (Оно) сосредоточено в глубине психики и отгорожено от внешнего мира тонким слоем сознательного (Я). Оно движется либидо - мощной энергией, направленной вовне, на овладение внешним миром, сопровождаемым острым чувством удовольствия. Я пытается привести эту экспансию в соответствие с внешним миром, ограничит её. Это приводит к столкновению Я и Оно и порождает противоречие между желаемым и возможным, создавая неврозы и комплексы. Сверхсознание (супер - Я) более позднее приобретение психики - вытеснение сознанием внешнего фактора (авторитета родителей) в бессознательное, где оно приобретает свойства совести, высшего авторитета, Бога, который осознаётся, но не признаётся.
Эта
схема вызывает множество вопросов.
Почему сознание - более высокое
состояние материи оказалось
зажатым между двумя низшими?
Почему не разделены разум и сознание?
Очень искусственно выглядит Сверхсознание.
И в то же время, здесь очень
точно уловлено главное противоречие
психики между инстинктами
Для понимания структуры и генезиса человеческой психики необходимо вернуться назад, к животным. Что в психике животного отделяет бессознательное от внешнего мира? Ответ прост - рефлексы. Многие ошибаются, считая одним из главнейших компонентов сознания рефлексию человеком внешнего мира. Такого рода рефлексией обладает любой субъект, любое живое существо. Самое малое проявление жизни отделяет себя от окружающего мира и противопоставляет себя ему. В этом суть жизни и главное отличие её от неживой материи.
Равен
ли инстинкт рефлексу или, другими словами,
не составляет ли сумма рефлексов
инстинкт. Нет. Рефлекс - последствие
инстинкта как некоего
Эмпирическая наука принимает последствия жизни за её причину, и, отбрасывая эту причину, т.е. саму жизнь, имеет дело только с внешней стороной дела. Чем и обрекает себя на вечную неудачу.
Не в плоть вдыхается жизнь, а жизнь облекается плотью. Без "жизненного порыва", желающего быть, не действуют никакие рефлексы. Они обладают определённой степенью инертности и могут продолжаться некоторое время после угасания инстинкта, но любой организм, потерявший инстинкт самосохранения, погибает. Разрушается, рассыпается вся его система рефлексов.
Одновременно с инстинктом самосохранения действует инстинкт размножения, в большинстве случаев прямо противоположный самосохранению. Рыба, погибающая после нереста, самцы "чёрной вдовы", пожираемые после совокупления - это только крайние проявления общей тенденции. Любой организм после завершения репродуктивного периода теряет свою жизнестойкость и погибает.
Во
всех живых организмов борются два
начала - стремление выделиться из окружающего
мира и стремление с ним слиться,
стремление жить и стремление умереть.
Фрейд разделил инстинкт смерти на
Эрос и Тантрос и противопоставил
их друг другу. Истинный инстинкт жизни
он игнорировал как метафизику.
Подобную
рождению жизни картину мы видим
и при возникновении разума. Для
сознательного внешним миром
было уже бессознательное, не на границе
которого с внешним миром, а внутри
которого сознание и возникло. Здесь
границей между сознанием и
Аналогично сознание есть не состояние, не ступень в развитии материи, а процесс выделения себя из бессознательной жизни. Разум - последствие этого процесса и граница, отделяющая процесс сознания от бессознательного. Разум может существовать только при наличии процесса сознания.
Сознание
рефлексирует не организм от внешней
среды, а самоё себя от собственного
биологического организма ("душа в
темнице тела") и одновременно
разум как пограничное
При построении модели психики нужно пользоваться масштабом "точка в точке". На этой "точке в точке" где-то внутри нас и держится весь мир. Сейчас внутри сознания возникает новое выделение и рефлексия материи (рефлексия 3 степени) - Сверхсознание, Сверх - Я, отделяющееся от сознания интуицией как границей. Фрейд относил Сверх - Я к бессознательному. В действительности же Сверхсознание можно назвать так только как часть психики, не входящее в сознание, как нечто неосознанное. Интуиция есть процесс выделения сверхсознания из сознания.
Идеалистическое и материалистическое понимание взаимоотношения психики и мозга.
Вопрос о взаимоотношении мозга и психики в советской науке решается на основе философии диалектического материализма, обеспечивающей правильное понимание огромного, накопленного мировой наукой фактического материала.
Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга. И также невозможно научно изучать психику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга. Советская общая психология и медицинская психология изучают мозг и психику в их единстве. В таком изучении важнейшую роль играет павловское учение.
Стоящие на идеалистических позициях ученые отрывают психику от мозга. Kretschmer, крупный психиатр, автор широко распространенного руководства по медицинской психологии, писал недавно в последнем издании этой книги, что наиболее «соответствует особенностям мышления современного ученого концепция спиритуалистического монизма», т. е. откровенного идеализма. С тех же позиций другой немецкий ученый Klages утверждает, что «тело есть лишь высшее выражение психического».
В последнее время большинство ученых идеалистического направления переходит на позиции эклектического дуализма. Выдающийся физиолог Sherrington в своей книге «Человек и его природа» (1946) писал, что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику, как независимые и отделенные друг от друга. Для Sherrington как и его учеников (Eccles, 1953) психика и мозг связаны лишь по принципу взаимодействия. Ученые капиталистических стран, понимая невозможность научного решения проблемы с идеалистических позиций и не будучи способными и готовыми усвоить материалистические воззрения, вообще пытаются уйти от ее решения, по существу становятся агностиками, утверждая непознаваемость соотношения мозга и психики.