Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:16, реферат
Сам по себе конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Вовлечение большого количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество альтернатив выхода из него.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………………………4
2. ТАКТИКА ИЗБЕГАНИЯ КОНФЛИКТОВ……………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………13
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного реферата – «Тактика избегания конфликта» - важная и актуальная.
Сам по себе конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Вовлечение большого количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество альтернатив выхода из него.
Конфликты сопровождают личность во многих сферах деятельности: в быту, в профессии и т.д. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п.
Конфликтовать в организации могут:
Поэтому необходимо знать тактики и стратегии решения конфликтов для конструктивного решения проблемы и выхода из конфликта. Одной из такой тактики и будет посвящена данная работа.
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. К наиболее общим причинам можно отнести представленные на рис. 1.
Рис.1. Причины возникновения конфликтов.
Спектр конфликтов достаточно разнообразен (см. рис.2). Существует четыре основных типа конфликтов.
Существуют различные
подходы к классификации
При конфликте целей участвующие в ситуации стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
При конфликте во взглядах участвующие стороны расходятся в идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует больших затрат времени, чем достижение согласия в конфликтах целей.
Чувственный конфликт проявляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их взаимоотношений. Люди раздражают друг друга стилем поведения.
Внутриличностный конфликт проявляется внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или взглядов. Его интенсивность повышается с увеличением количества вариантов решения, с достижением баланса между положительным и отрицательным исходом конфликта и восприятием важности его источника. Например, конфликт действий человека с его внутренними ценностями и т.д.
В межличностный конфликт вовлекаются два или более индивида, если они воспринимают себя находящимися в оппозиции друг к другу относительно целей, расположений, ценностей или поведения каждого из них. Наиболее распространенный тип конфликта.
Внутригрупповой конфликт — как правило, это столкновение между частями или членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы всей группы. Может возникать в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. д.
Межгрупповой конфликт представляет
собой противостояние или столкновение
двух или более групп в организации. Может
иметь профессионально-
Внутриорганизационный конфликт возникает чаще всего на почве проектирования отдельных работ, формирование организации в целом, а также в результате формального распределения власти. Может быть вертикальным (конфликт между уровнями организации), горизонтальным (между равными по статусу частями организации), линейно-функциональным (между линейным руководством и специалистами) и ролевым.
Открытые конфликты чаще всего проявляются на деловой почве. Разногласия участников относятся к производственной сфере и выражают, например, различные способы решения задачи. Открытые конфликты относительно безобидны.
Первопричина «тлеющих», скрытых конфликтов — человеческие отношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты на самом деле основаны на чувствах и взаимоотношениях людей. Эти конфликты не так просто решить: если деловая часть конфликта урегулирована, то напряжение переносится на другие проблемы с теми же участниками.
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (см. табл. 1).
Таблица 1. Функции конфликтов
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально- |
Сплоченность коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта) |
Есть несколько обособленных вариантов разрешения конфликтов. Для предоставления более полной и объективной картины нужно их перечислить и кратко описать:
1) Стратегия конкуренции - это позиция силы. К стратегии соперничества или конкуренции прибегают люди, для которых важнее всего собственные интересы. При этом интересы противоположной стороны не принимаются во внимание.
2) Стратегия приспособления
- это жертва. Используя этот стиль,
вы приносите в жертву свои
интересы ради воплощения
3) Стиль компромисса -
достигается путём взаимных
4) Стратегия сотрудничества.
Она наиболее конструктивна,
5) Стратегия избегания конфликта (или тактика ухода).
Объект нашего рассмотрения - последний пункт. Тактика избегания конфликта - это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует (фактически отрицает), само наличие конфликта, считает, что разногласий нет и поэтому воздерживается от споров, дискуссий, возражений другой стороне, не уступая и не настаивая на своем. Другими словами, человек стремится дистанцироваться, отойти от ситуации.
В жизни каждого человека
возникают конфликты. Бывают случаи,
когда нужно избежать конфликта
любой ценой. В этом случае лучше
всего применить избегание
Хотя нередко бывает что оба (или больше) конфликтатора понимают и видят это. Конфликт при этом может остаться существовать, и со временем может перейти в скрытый конфликт. Если конфликт разрешается с помощью этой стратегии поведения, то отношения не продвигаются дальше, на следующий уровень. Поэтому он больше подходит для формальных отношений, что особенно важно при совместном учебном процессе. Стратегия избегания очень полезна, если конфликтуют по пустым мелочам, если у вас нет возможностей добиться решения конфликта в пользу своих интересов, если вы уверены, что только время расставит все на свои места, если вы не хотите брать на себя ответственность за решение. Эта стратегия поможет вам сэкономить время и силы.
На первый взгляд может показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Как при взгляде со стороны, так и при самоличной оценке. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы или достоинства тактики избегания состоят в следующем:
1) Она быстро осуществима,
поскольку не требует
2) Дает возможность отсрочить
или даже предотвратить
Но в этой тактике есть и минусы или недостатки. Так, при определенных условиях она может повести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется, И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Например: «закреплённый» стул в «курилке» может «незаметно прикрепиться» к другому работнику.
Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена при наличии следующих конкретных условий:
1) при небольшой значимости
причин, породивших противоборство:
если непосредственная причина,
2) при некоторых временных
параметрах конфликта: если
3) при ограниченности
имеющихся сведений о