Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Задачами будут выступать:
1. Анализ литературы по вопросам наркомании и созависимых отношений в семье..
2. Анализ различных технологий социальной работы с созависимыми..
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Проблема наркомании уже много лет является актуальной для России. Еще в начале 90-х годов в стране насчитывалось 46 тысяч наркоманов. Сегодня, спустя более 10 лет, на основе анализа результатов социальных исследований специалисты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков делают вывод о наличии более 6 миллионов россиян, употребляющих ПАВ, и это только официальная статистика.
За последние 10 – 15 лет употребление
наркотиков и других психоактивных
веществ стало у молодежи не столько
модным, сколько социально приемлемым.
В то же время у большого количества
людей, явно не вовлеченных в эту
проблему, произошло «привыкание» к
проблеме наркомании и алкоголизма.
Действительно, массовое внимание СМИ
и общественности, спекуляция на этой
проблеме политических лидеров, - все
это создало условия для
И первые, кто оказываются вовлеченными в проблему наркомании, является семья наркозависимого, его ближайшие родственники. Они становятся созависимыми наркоманами или алкоголиками.
Современные исследования убедительно
свидетельствуют, что любое нарушение
внутрисемейных отношений и ценностей
оказывают негативное влияние на
всех ее членов. Известно, что специфика
взаимоотношений в семье и
личностные особенности родителей
наркозависимых лиц часто выступают
как фактор, запускающий и поддерживающий
наркотическое поведение. Особенности
мировоззрения родителей
Созависимость: со - совместное, зависимость - рабство. Дисфункция семьи, нарушение внутрисемейных отношений - основная причина и основной механизм наркологических заболеваний. Особая почва в семье, на которой только лишь могут проявиться алкоголизм, наркомания, игромания и без которой они не могут существовать. Созависимость предшествует формированию наркомании, является основным пусковым механизмом болезни и фактором, не дающим болезни угаснуть.
Семья - это устойчивая, замкнутая
система. Поведение взрослых членов
семьи взаимозависимо и взаимообусловлено.
Достаточно близким изменить свое поведение
и обязательно изменится
Устойчивое выражение "свита играет короля" очень точно характеризует созависимые отношения. Наркоманию сына играют родители, алкоголизм мужа играет жена. Алкоголизм, наркомания - это всего лишь зеркальные отражения созависимости.
А между тем, наркомания – это
тяжелое психическое
И в итоге мы получаем целую семью, целиком и полностью охваченной проблемой наркомании, алкоголизма… И при этом, справляться с этой проблемой можно и нужно, только начав с работы с семьей наркозависимого.
А первые, кому приходится сталкиваться
с проблемами семьи и работать
с ней – это работники
Поэтому, на наш взгляд, достаточно актуальной на сегодняшний день является проблема разработки различных технологий социальной работы с созависимыми. Отсюда вытекает вопрос – каковы технологии социальной работы с семьей наркозависимого?
Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Объектом исследования будет выступать технологии работы с созависимыми.
Предмет –. технологии социальной работы с семьей наркозависимого
Задачами будут выступать:
1. Технологии социальной работы.
1.1 Основные технологии социальной работы
Технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:
- регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
-контролирует деятельность
субъекта соответствующими
-гарантирует достижение
заданных свойств, при
-обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. [12,c 206] .
Будучи необходимым элементом человеческой деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности, будь то производство автомобилей или мороженого, разработка новых компьютерных программ или подготовка специалиста, формирование нового коллектива или достойных условий жизнедеятельности людей.
Современная социальная жизнь всё
больше технологизируется. Успех
многих, если не большинства, социальных
проектов и программ напрямую зависит
от того, насколько чётко и
Многообразие социальной жизни
и социальных объектов, постоянно
возникающих социальных задач и
возможностей их решения формируют
условия, в которых становится возможным
появление и существование
Социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.[33, c 231]
Несмотря на многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет, и не может быть социальной технологии.
Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.
При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:
- изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);
- изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);
- изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).
Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.
Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации [37.С.95]. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.
Главная задача социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или отдельных его элементов. [29, c 18]
Действуя в условиях подобных ограничений, социальные службы и социальные работники, оказывают помощь в решении различных социальных проблем, которые возникают у человека или группы людей. Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов. Именно это несовпадение осложняет процесс социального и личностного функционирования человека, группы или организации в социуме и создаёт ситуацию, при которой конкретный социальный субъект не в состоянии самостоятельно удовлетворять собственные потребности и отстаивать собственные интересы.
В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рассматривать как существующие на следующих уровнях организации:
- на уровне общества в
целом, где общество, как феномен,
является одновременно и
- на уровне социальной общности
(группы, слоя), когда носителем проблемы
выступает конкретная
- на уровне личности, когда
носителем проблемы является
конкретный человек, личность,
например, проблемы общения,
взаимоотношений с
Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.
Во-вторых, необходимо указать
на такой класс социальных технологий,
как технологии социального воздействия,
которые предполагают организацию
и осуществление деятельности по
непосредственному решению
Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.