Технологии социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Задачами будут выступать:
1. Анализ литературы по вопросам наркомании и созависимых отношений в семье..
2. Анализ различных технологий социальной работы с созависимыми..

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ккурсовая.docx

— 57.43 Кб (Скачать документ)

Основная цель проведения занятий - не только изменить семейную ситуацию и сделать принципиально не возможным  возврат к прежней системе  отношений, но и нормализовать и  реконструировать основные функции  семьи, активизировать личность родителя как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу. Участники  группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные  нести ответственность за свое поведение  и решение своих проблем. Психологи  поддерживают коммуникации в группе из эго-состояния "Взрослый". Это  дает возможность для эффективного исследования родителями особенностей внутрисемейных отношений, внешней  и внутренней коммуникации, а также  своих личностных качеств и проблем, влияющих на систему воспитания ребёнка. Использование данной модели в работе с созависимыми позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:

  • повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;
  • развитие готовности к адекватному реагированию на наркоманию ребенка;
  • повышение психологической компетентности и расширение сознания;
  • изменение реакции на проблему (от поиска причин к поиску решений);
  • развитие реалистичности мышления и осознания отношений;
  • повышение способности к наблюдению.

Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой  родительских групп является на наш  взгляд совокупность методов, которая  даёт большую возможность применить  большое количество терапевтических  техник и средств в процессе психотерапии.

Данный вид групповой психотерапии состоит из трёх блоков.

Первый блок выполняет информативную  функцию и включает в себя лекционный материал, который отражает специфику  заболевания, его клинику и течение. Также рассматриваются аспекты  созависимости, последствия поведения созависимых, общее состояние созависимых, симптомы, схемы поведения и т.п. Обучают навыкам по использованию тестов на содержание опиатов. Родителям даются рекомендации, касающиеся эффективного бесконфликтного взаимодействия со своими детьми, отмечаются достоинства и недостатки контролирующего поведения.

Второй блок выполняет практическую функцию и включает в себя работу с личностными характеристиками созависимых, вследствие чего, родители осознают собственные личностные психологические  проблемы, мешающие эффективному взаимодействию со своим ребёнком, освобождаются  от негативных эмоций и груза накопленных  стрессов, осознают корни, причины своих  страхов, своей неуверенности и  зажатости.

Третий блок  направлен на отработку  навыков эффективного взаимодействия между родителями и детьми, на улучшение  системы семейных отношений, нормализацию и реконструкцию основных функций  семьи. Данный вид работы осуществляется посредством таких техник, как: арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, сказкотерапия, гипнотерапия, символдрамма, гештальт-терапия, НЛП и тренинговых  упражнений с элементами ролевой  игры. [20, c. 175]

Необходимость поддержки специалистами  по работе с семьями наркозависимых при оказании социально-психологической  помощи семье обусловлена особенностями  социальной динамики современной семьи, ограниченностью семейных ресурсов в противодействии вовлечению детей  в ситуации с риском "первых проб" или с употреблением психоактивныв  веществ. Это связано также с  тем, что последние годы в Российской Федерации среди несовершеннолетних растет число потребителей психоактивных  веществ (ПАВ), "молодеют" наркозависимые группы населения. Чаще всего первые пробы наркотических веществ  приходятся на возраст 11-14 лет (41%), 15-17 лет (52%). Появились в группе детей  из семей «социального риска» случаи приобщения к наркотическим и  другим психоактивным веществам  младших школьников. Наркотики вошли  в арсенал молодежной наркотической  субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, TV (видео), через совместное времяпровождение несовершеннолетних со сверстниками, употребляющими наркотики. Сложность ситуации усугубляется тем, что чем раньше происходит приобщение детей и подростков к ПАВ, тем выраженнее тяжесть негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, криминальное поведение, рост сопутствующих наркоманической зависимости заболеваний).

В этой ситуации складывается положение, когда каждая отдельная семья  остается один на один с проблемой  наркотизации своих детей и вынуждена  действовать вслепую. При этом "неблагополучные  семьи" демонстрируют образцы  злоупотребления алкоголем и  наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством, установкой переложить "бремя" ответственности  за приобщение детей к наркотикам на врачей, милицию, учителей. В благополучных  семьях преобладает тревога за складывающуюся ситуацию, которая нередко сочетается с конфронтацией по отношению  к влиянию сверстников и друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически не предупреждает "экспериментов" детей с наркотиками или злоупотребления  ими. [20, c.269]

Можно утверждать, что семья в  настоящее время испытывает дефицит  компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, по взаимодействию со специалистами  при необходимости консультативной  психологической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. При этом многие специалисты, включая детских психиатров, медицинских  и школьных психологов, социальных работников занимают отстраненную позицию  к случаям наркотизации детей  и подростков. Во многом это связано  с тем, что они испытывают затруднения  в работе с такими детьми, так  как слабо разработано методическое обеспечение комплексного и компетентного отношения к данной проблеме основанного на межпрофессиональном взаимодействии.

 

Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей наркозависимого

2.1. Программа работы с семьей наркозависимого

 

 

Социальная технология это оптимальная  система средств воздействий  и активизации освоения человеком  совокупности знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества.

Социальная работа с семьей наркозависимого, как технология социальной работы –  это комплекс мер, направленных на восстановление способности наркозависимого к  жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного  и профессионального статуса  наркозависимого для более полной интеграции в обществе, программы  помощи семьям. Направленных на восстановление внутрисемейных отношений, возможности  психологического «отрыва» созависимых  членов семьи от наркозависимого.

На кого же сегодня падает основная тяжесть борьбы с детской и  подростковой наркоманией? Как это  не парадоксально – на семью, в  которой живет и воспитывается  ребенок. Да, на семью. Школа не только отошла в сторону от борьбы с этим злом, но и стала, фактически, местом активного распространения и  продажи наркотических средств. Школьные социальные педагоги к антинаркотической  борьбе совершенно не подготовлены, и  потому оказать необходимой помощи детям не могут. В такой ситуации, как писал английский литератор  Томас Дрейкс, «Для разбитого корабля  любой ветер плох». Чтобы «восстановить» корабль, нужны совместные усилия государства, социальных работников и педагогов, школы и родителей.

В этом контексте важным позитивным фактом последних лет является создание родителями, осознавшими опасность  детской и молодежной наркомании, неправительственных организаций  под различными наименованиями: «Родители  против наркотиков», «Дети против наркотиков», «Семья против наркотиков». Вот с  этими организациями и должны взаимодействовать социальные педагоги, что, к сожалению, до сих пор является редкостью.

Употребление наркотиков неразрывно связано с приобщением употребляющего к наркоманской субкультуре, отличающейся специфическим образом жизни, языком, атрибутами, системой ценностей. Такая  субкультура смягчает восприятие явлений, на которые люди за ее пределами  смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение.

Пытаясь понять и оправдать поведение  химически зависимого сына или дочери, родители оказываются под постоянным влиянием наркоманского образа мышления и стиля жизни. Находясь одновременно под давлением двух разнонаправленных  социальных факторов, родители пытаются снизить их противоречивость через  деформацию собственной картины  мира и поведения.

Поэтому, одной стороны, участие родителей в реабилитации наркозависимого является крайне важным, с другой стороны, их инфантильность и поведенческая беспомощность безусловно препятствуют  этому. Рассматривая возможности ранней психокоррекционной работы с семьей, мы принимаем во внимание не только личностные, но и интеллектуальные особенности родителей наркозависимых. Ряд исследователей указывает на снижение у них уровня словесно-логического мышления [11] Родители наркозависимых испытывают трудности при построении сложных аналогий, выделении существенных признаков явлений, смысловой интерпретации текстов, понимании скрытого смысла метафорических выражений.

Итак, ведущие специалисты по работе с семьями наркозависимых полагают, что преодоление химической зависимости  больным практически невозможно без поддержки семьи – собственной  или родительской [17, с.94]. Но семья, в которой нарушены взаимоотношения и существуют неразрешенные конфликты, семья, где родители являются инфантильными личностями, переживают свою беспомощность и ориентированы на гиперпротекцию, не может измениться в течение нескольких недель. Для выстраивания полноценных партнерских отношений врачей и родителей приходится отказываться от концепции «патологической семьи».

Поэтому необходимо разрабатывать  такие коррекционные подходы, которые  могли бы оказаться эффективными в отношении поддержки наркозависимого  в его работе по выздоровлению, исходя из уже имеющихся семейных ресурсов, главным из которых является взаимная привязанность родителей и детей. Ориентация на данный подход не означает отказа от полномасштабной работы по коррекции семейных взаимоотношений  и разрешению внутрисемейных проблем. Напротив, осознанная и направленная работа по преодолению трудностей, сопровождающих наркозависимого и  его семью в период ранней ремиссии, способствуют развитию и укреплению мотивации на дальнейшую работу со специалистами по проблемам семьи. Речь идет о соблюдении определенной этапности в работе.

В данной работе, хотелось бы представить программу работы одной из негосударственных организаций, занимающейся проблемами реабилитации наркозависимых, а так же проводящих работу с семьями, члены которых употребляют ПАВ.

В разработке программы Фонда по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи» принимали участие высококвалифицированные специалисты, врачи наркологи, психологи, социальные работники, педагоги, сотрудники которые имеют многолетний опыт работы в центрах.

За длительный период работы центра была создана современная и наиболее эффективная программа, которая  включает в себя совокупность методов  и различных программ центров. Данная программа использует разные модели и методы, которые имеют одну систему  неизменных высоко моральных принципов  и ценностей.

Реабилитационным центром являются  общественные организации, благотворительные  организации, главной целью которых  является ресоциализация наркозависимой молодежи путем предоставления социально-психологической поддержки на основе популяризации здорового образа жизни.

Программа основана на «Био-психо-социо-духовной модели» работы с химической зависимостью и содержит в себе методы программ, таких как: «Терапевтические сообщества», «12 шагов», «Основы социально-духовной культуры, «Равный равному». На каждом этапе программа используется с максимальным учетом специфики обновления и изменения внутреннего мира человека и его ценностей.

Также программа включает в себя работу с созависимыми в группах  самопомощи, где они могут найти  более конкретные пути выхода из этой проблемы. [23, c 3]

Цель программы по работе с созависимыми - помощь родителям и родственникам в социально - духовном обновлении, формирование здоровых родственных отношений.

Принципы, которые применяются  при работе с родственниками зависимых:

- Доверие. Прикладывается максимум усилий, для того, чтобы между работниками центра и родными были доверительные отношения.

- Взаимопомощь. Мы поддерживаем родителей в их трудностях и нуждаемся в ответной поддержке в отношении нашей работы.

- Уважение. Мы строим равные отношения, уважаем их мысли и взгляды, принимаем их безусловно.

- Тесное сотрудничество. Мы верим, что без тесного сотрудничества с  родственниками клиента, мы не сможем достичь наилучших результатов.

- Помощь. Сотрудники всегда готовы предоставить родителям социально-духовную поддержку.

- Искренность и доброжелательность. Сотрудники центра открыты, искренни, честны и доступные относительно своих мыслей и чувств, жизни.

Информация о работе Технологии социальной работы