Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Задачами будут выступать:
1. Анализ литературы по вопросам наркомании и созависимых отношений в семье..
2. Анализ различных технологий социальной работы с созависимыми..
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29
Основная цель проведения занятий - не только изменить семейную ситуацию и сделать принципиально не возможным возврат к прежней системе отношений, но и нормализовать и реконструировать основные функции семьи, активизировать личность родителя как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу. Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих проблем. Психологи поддерживают коммуникации в группе из эго-состояния "Взрослый". Это дает возможность для эффективного исследования родителями особенностей внутрисемейных отношений, внешней и внутренней коммуникации, а также своих личностных качеств и проблем, влияющих на систему воспитания ребёнка. Использование данной модели в работе с созависимыми позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:
Очевидно, что перечисленные задачи
совершенно различны и по содержанию,
и по структуре, и по методам их
решения. Поэтому важнейшей
Данный вид групповой
Первый блок выполняет информативную функцию и включает в себя лекционный материал, который отражает специфику заболевания, его клинику и течение. Также рассматриваются аспекты созависимости, последствия поведения созависимых, общее состояние созависимых, симптомы, схемы поведения и т.п. Обучают навыкам по использованию тестов на содержание опиатов. Родителям даются рекомендации, касающиеся эффективного бесконфликтного взаимодействия со своими детьми, отмечаются достоинства и недостатки контролирующего поведения.
Второй блок выполняет практическую функцию и включает в себя работу с личностными характеристиками созависимых, вследствие чего, родители осознают собственные личностные психологические проблемы, мешающие эффективному взаимодействию со своим ребёнком, освобождаются от негативных эмоций и груза накопленных стрессов, осознают корни, причины своих страхов, своей неуверенности и зажатости.
Третий блок направлен на отработку
навыков эффективного взаимодействия
между родителями и детьми, на улучшение
системы семейных отношений, нормализацию
и реконструкцию основных функций
семьи. Данный вид работы осуществляется
посредством таких техник, как: арт-терапия,
телесно-ориентированная
Необходимость поддержки специалистами
по работе с семьями наркозависимых
при оказании социально-психологической
помощи семье обусловлена
В этой ситуации складывается положение,
когда каждая отдельная семья
остается один на один с проблемой
наркотизации своих детей и вынуждена
действовать вслепую. При этом "неблагополучные
семьи" демонстрируют образцы
злоупотребления алкоголем и
наркотиками; в дисфункциональных,
конфликтных семьях, вследствие запутанности
семейных отношений, доминирует стремление
ограничиться эпизодическим вмешательством,
установкой переложить "бремя" ответственности
за приобщение детей к наркотикам
на врачей, милицию, учителей. В благополучных
семьях преобладает тревога за складывающуюся
ситуацию, которая нередко сочетается
с конфронтацией по отношению
к влиянию сверстников и друзей
ребенка по классу и по двору, т.е.
доминирует установка на изоляцию от
детско-подростковой среды, что фактически
не предупреждает "экспериментов"
детей с наркотиками или
Можно утверждать, что семья в
настоящее время испытывает дефицит
компетентности по вопросам формирования
у детей антинаркотических
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей наркозависимого
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого
Социальная технология это оптимальная
система средств воздействий
и активизации освоения человеком
совокупности знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему
Социальная работа с семьей наркозависимого,
как технология социальной работы –
это комплекс мер, направленных на восстановление
способности наркозависимого к
жизнедеятельности в социальной
среде, это программы и действия,
направленные на восстановление личного
и профессионального статуса
наркозависимого для более
На кого же сегодня падает основная тяжесть борьбы с детской и подростковой наркоманией? Как это не парадоксально – на семью, в которой живет и воспитывается ребенок. Да, на семью. Школа не только отошла в сторону от борьбы с этим злом, но и стала, фактически, местом активного распространения и продажи наркотических средств. Школьные социальные педагоги к антинаркотической борьбе совершенно не подготовлены, и потому оказать необходимой помощи детям не могут. В такой ситуации, как писал английский литератор Томас Дрейкс, «Для разбитого корабля любой ветер плох». Чтобы «восстановить» корабль, нужны совместные усилия государства, социальных работников и педагогов, школы и родителей.
В этом контексте важным позитивным
фактом последних лет является создание
родителями, осознавшими опасность
детской и молодежной наркомании,
неправительственных
Употребление наркотиков неразрывно
связано с приобщением
Пытаясь понять и оправдать поведение химически зависимого сына или дочери, родители оказываются под постоянным влиянием наркоманского образа мышления и стиля жизни. Находясь одновременно под давлением двух разнонаправленных социальных факторов, родители пытаются снизить их противоречивость через деформацию собственной картины мира и поведения.
Поэтому, одной стороны, участие родителей в реабилитации наркозависимого является крайне важным, с другой стороны, их инфантильность и поведенческая беспомощность безусловно препятствуют этому. Рассматривая возможности ранней психокоррекционной работы с семьей, мы принимаем во внимание не только личностные, но и интеллектуальные особенности родителей наркозависимых. Ряд исследователей указывает на снижение у них уровня словесно-логического мышления [11] Родители наркозависимых испытывают трудности при построении сложных аналогий, выделении существенных признаков явлений, смысловой интерпретации текстов, понимании скрытого смысла метафорических выражений.
Итак, ведущие специалисты по работе
с семьями наркозависимых полагают,
что преодоление химической зависимости
больным практически невозможно
без поддержки семьи –
Поэтому необходимо разрабатывать
такие коррекционные подходы, которые
могли бы оказаться эффективными
в отношении поддержки
В данной работе, хотелось бы представить программу работы одной из негосударственных организаций, занимающейся проблемами реабилитации наркозависимых, а так же проводящих работу с семьями, члены которых употребляют ПАВ.
В разработке программы Фонда по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи» принимали участие высококвалифицированные специалисты, врачи наркологи, психологи, социальные работники, педагоги, сотрудники которые имеют многолетний опыт работы в центрах.
За длительный период работы центра была создана современная и наиболее эффективная программа, которая включает в себя совокупность методов и различных программ центров. Данная программа использует разные модели и методы, которые имеют одну систему неизменных высоко моральных принципов и ценностей.
Реабилитационным центром
Программа основана на «Био-психо-социо-духовной модели» работы с химической зависимостью и содержит в себе методы программ, таких как: «Терапевтические сообщества», «12 шагов», «Основы социально-духовной культуры, «Равный равному». На каждом этапе программа используется с максимальным учетом специфики обновления и изменения внутреннего мира человека и его ценностей.
Также программа включает в себя работу с созависимыми в группах самопомощи, где они могут найти более конкретные пути выхода из этой проблемы. [23, c 3]
Цель программы по работе с созависимыми - помощь родителям и родственникам в социально - духовном обновлении, формирование здоровых родственных отношений.
Принципы, которые применяются при работе с родственниками зависимых:
- Доверие. Прикладывается максимум усилий, для того, чтобы между работниками центра и родными были доверительные отношения.
- Взаимопомощь. Мы поддерживаем родителей в их трудностях и нуждаемся в ответной поддержке в отношении нашей работы.
- Уважение. Мы строим равные отношения, уважаем их мысли и взгляды, принимаем их безусловно.
- Тесное сотрудничество. Мы верим, что без тесного сотрудничества с родственниками клиента, мы не сможем достичь наилучших результатов.
- Помощь. Сотрудники всегда готовы предоставить родителям социально-духовную поддержку.
- Искренность и доброжелательность. Сотрудники центра открыты, искренни, честны и доступные относительно своих мыслей и чувств, жизни.