Технологии социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Задачами будут выступать:
1. Анализ литературы по вопросам наркомании и созависимых отношений в семье..
2. Анализ различных технологий социальной работы с созависимыми..

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ккурсовая.docx

— 57.43 Кб (Скачать документ)

Результаты проведённого анализа  социальной ситуации субъекта позволяют  принять  адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем,  которые  осложняют процесс жизнедеятельности  субъекта. В самом процессе решения  социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов.

Первый –  сбор,  обработка  и осмысление информации о человеке или группе,  столкнувшихся с  какой-либо проблемой и нуждающихся  по  этой причине в помощи социального  работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки  такой информации.

Второй -  методический,  предполагающий   формулировку  основных  целей, которые  могут и должны быть достигнуты в  процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и  способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И,  наконец, третий, завершающий  –  это практический  или процедурный  этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного  социального субъекта. [31, c.248]

Последовательная реализация специалистами  каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование  различных социальных технологий. В  этом случае появляется возможность  классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального  анализа и социального исследования, которые позволяют глубоко и  подробно изучить конкретную социальную ситуацию,  проанализировав её на различных уровнях.  Основными  уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или  уровень малых групп, уровень  больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей  различного масштаба, национально-государственный  уровень и, наконец, транснациональный  или глобальный уровень. [17, c 92]

Из всего вышесказанного следует, что:

  1. деятельность социального работника многообразна и многоканальна;
  2. Направления деятельности социального работника могут быть разнообразны, от широкой направленности: «ребенок – семья – общество», до узкоспециальных: организатор работы с трудными детьми; специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; специалист, работающий в области охраны прав ребенка; и т.д.
  3. Социальный работник должен выполнять следующие функции:
  • организационно-коммуникативную;
  • диагностическую;
  • организаторскую;
  • прогностическую;
  • профилактическую и социально-терапевтическую; организационно-коммуникативную;
  • охранно-защитную; посредническую.

 

 

1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого

 

В конце 90-х годов в потребление  наркотиков в российском обществе, по данным социологических исследований, втянуты не менее 6 миллионов россиян, в том числе – детей, молодежи и женщин (включая молодых матерей). Причем, не только в крупных городах, но и в малых, более того – даже в сельской местности. Своего рода «метастазы наркомании» расползаются по всему  российскому организму, заражая  и разрушая свое новые и новые  его жизненно важные центры.

Важным направлением деятельности социальных работников стала организация  помощи семьям, имеющим наркобольных детей или членов семьи (включая  мать или отца). Это направление  деятельности социальных работников является в России наиболее слабым, не обеспеченным квалифицированными кадрами и соответствующими образовательными программами. При налаживании социальной помощи семьям с наркобольными («наркозависимыми») детьми или членами семьи целесообразно учитывать ряд особенностей новой наркоситуации в России.

Одним из наиболее тяжелых, опасных  признаков ухудшения положения  стала ювенизация наркомании. Это  значит, что в потребление наркотиков втягиваются дети, все более и  более ранних возрастов. По данным социологических  исследований, возраст первого контакта с наркотиками снизился в России у мальчиков до 14, 2 года, а у  девочек- до 14, 6 лет. Однако имеются  многочисленные случаи приобщения к  наркотикам (как правило, насильственного) даже с 7-5 лет. Это относится к  девочкам и в еще большей мере – к мальчикам. Инициаторами втягивания в наркоманию девочек и девушек  в подавляющем большинстве случаев  являются мужчины (друзья, приятели, всякого  рода «френды»). При этом в силу особенностей своего возраста и психологии подростки, обычно розыгрывая пресловутую «мужественность», особенно злоупотребляют дозами наркотика, оставляя по уровню их потребления  далеко позади даже взрослых мужчин.

Особую тревогу вызывает в последнее  время распространение наркотиков среди школьников. По данным социологического исследования, проведенного в 10 городах  России, включая Москву и Петербург, уже в 5-8 классах попробовали наркотики 4, 7 % опрошенных учеников, а в 10-11 классах- целых 16%. Рост – почти в 4 раза (!). Причем, эта цифра вызывает особую тревогу, так как речь идет о юношах в том возрасте, когда формируются  их воля и характер, их отношение  к работе, семье, к жизни. [18, c.38]

Незарегистрированных – так  называемых «случайных потребителей наркотиков», пробовавших наркотики хотя бы раз  – как показывают результаты социологических  исследований, в 10 раз больше. 3аболевание в большинстве случаев приобретает  устойчивую форму. По данным наркологической  статистики, только 10 % приобщившихся  к потреблению наркотиков детей  в самом начале попробовали отказаться от их приема. Но большинство потом снова вернулось к потреблению наркотических средств.

Социальный аспект наркомании заключается  в том, чтобы понять всю сложность  взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными  уровнями его социального окружения. [15, c. 56]

Специалисты по социальной работе в  наркологии имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе  они участвуют:

  • в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах;
  • выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними;
  • содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку.

Комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально - психологические  и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей - основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми.

Особенность социальной работы с наркозависимыми  и их семьями состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения  и социальной защиты населения.. [38 с.308].

Социальные работники в своей  деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и  физической патологией, т.е. выступают  и в роли врачевателей. [31, c 163]

Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной  ситуации и требующего соучастия  специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов.

Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в  любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно - профилактическая, социально-медицинская.

Все больше число программ по работе с семьями наркозависимых, разрабатываются  и реализуются на практике при  непосредственном участии специалистов по социальной работе, поэтому, деятельность специалиста по социальной работе в  наркологическом учреждении приобретает  все более значимую роль.[ 17, c.94]

Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями социального работника.

1. Специалист по социальной работе  определяет систему социально  - психологических и социально  - правовых отношений в сфере  профилактики и лечения наркомании.

2. В области профилактики: способствует  проведению широкой информационно  - просветительской работы по  представлению наркомании как  болезни, имеющей физиологические,  психологические и социальные  причины, проявления и следствия.

3. В области лечения: 

  • устанавливает первичный контакт с наркозависимым;
  • сообщает клиентам необходимую информацию о болезни, способах борьбы с ней, формирует установки на лечение;
  • устанавливает связь клиента с лечебными программами Центра и группами самопомощи («Анонимные наркоманы»),
  • осуществляет социально - психологическую помощь членам семьи и близким клиента, устанавливает их связь с лечебными программами для родственников и группами самопомощи.

4. В области реабилитации: координирует  реабилитацию наркомана в семье,  помогает в решении социальных  проблем, сотрудничая с государственными, общественными и частными организациями.

5. Специалист должен знать: постановления,  распоряжения, приказы вышестоящих  органов, методические и нормативные  руководящие материалы по социальной  работе в общей и наркологической  практике, современные методы помощи  наркологическим больным и их  близким, передовой отечественный  и зарубежный опыт работы специалистов  по социальной работе в сфере  помощи наркоманам. [38,с. 76].

Для социальных работников, не имеющих медицинского образования в области работы с наркозависимыми и их семьями, необходимы специальные знания о био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и социуме в микро - и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения наркотически зависимых. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования и развития зависимости, о СПИДе и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки и ведения документации [38, с.125].

Специалист, принимающий участие  в профилактической работе, должен владеть психокоррекционными технологиям, а также уметь терпеливо завоевывать  доверие клиента.

Созависимые, как и больные наркоманией, не представляют, с чем имеют дело. Они видят перед собой только малую часть болезни, а большая - остается скрытой от их взгляда, не осознается ими. Именно поэтому созависимые  не могут действовать эффективно. Как и больные наркоманией, они  не понимают своей роли в картине  этой болезни. Не знают, какие рычаги влияния на химически зависимого в их руках и не умеют эффективно пользоваться ими.

Учитывая, что созависимые отношения  закреплены десятилетиями опыта, надо представлять, что их защиты еще  более многообразны, прочны и структурированы, чем защиты химически зависимых.

Приступая к работе с созависимыми, необходимо иметь представление, с  чем имеем дело. Созависимость - это  тоже болезнь. Знание концепции созависимости  является важнейшим условием выздоровления. Предлагая помощь созависимым, нужно  иметь в виду следующее:

1. Созависимые не считают себя  больными и необоснованное предложение  полечиться воспримут как насмешку  или оскорбление. 

2. Объем помощи созависимым должен  быть как минимум не меньше, чем объем помощи алкогольно-зависимым, наркоманам.

3. От уровня осознания болезни  созависимыми, от успеха работы  с ними во многом зависит  результат работы с химически  зависимым.

Поскольку наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной  профилактики наркомании является работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью  наркомана важную роль играют групповые  формы работы с родителями. Существенным является, то, что работа с ними может  вестись как параллельно с  реабилитационной программой наркозависимых, так и отдельно от нее. Даже если ребёнок избегает лечения, родители, посещающие групповые занятия, могут  изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции  на ребенка. Клиническая практика подтвердила  и необходимость, и полезность таких  групп.

Анализ литературы, посвященной  групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации  возможно использование различных  моделей. Так, это могут быть:

  • психодинамически ориентированные группы;
  • дискуссионные группы;
  • группы, основанные на модели группового психологического консультирования;
  • группы, основанные на идеях гуманистической психологии;
  • бихевиористски-ориентированные группы;

Информация о работе Технологии социальной работы