Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет ответ на поставленный вопрос.
Задачами будут выступать:
1. Анализ литературы по вопросам наркомании и созависимых отношений в семье..
2. Анализ различных технологий социальной работы с созависимыми..
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Технологии социальной работы………………………………....6
1.1 Основные технологии социальной работы…………………………….6
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого…………11
Глава 2. Опыт социальной роботы с семьей напркозависимого……........21
2.1. Программа работы с семьей наркозависимого…………………….…21
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….29
Результаты проведённого анализа
социальной ситуации субъекта позволяют
принять адекватное решение относительно
сроков, путей, методов и способов
решения тех проблем, которые
осложняют процесс
Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.
Второй - методический, предполагающий формулировку основных целей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.
И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта. [31, c.248]
Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:
Во-первых, это технологии социального
анализа и социального
Из всего вышесказанного следует, что:
1.2. Технологии социальной работы с семьей наркозависимого
В конце 90-х годов в потребление наркотиков в российском обществе, по данным социологических исследований, втянуты не менее 6 миллионов россиян, в том числе – детей, молодежи и женщин (включая молодых матерей). Причем, не только в крупных городах, но и в малых, более того – даже в сельской местности. Своего рода «метастазы наркомании» расползаются по всему российскому организму, заражая и разрушая свое новые и новые его жизненно важные центры.
Важным направлением деятельности социальных работников стала организация помощи семьям, имеющим наркобольных детей или членов семьи (включая мать или отца). Это направление деятельности социальных работников является в России наиболее слабым, не обеспеченным квалифицированными кадрами и соответствующими образовательными программами. При налаживании социальной помощи семьям с наркобольными («наркозависимыми») детьми или членами семьи целесообразно учитывать ряд особенностей новой наркоситуации в России.
Одним из наиболее тяжелых, опасных
признаков ухудшения положения
стала ювенизация наркомании. Это
значит, что в потребление наркотиков
втягиваются дети, все более и
более ранних возрастов. По данным социологических
исследований, возраст первого контакта
с наркотиками снизился в России
у мальчиков до 14, 2 года, а у
девочек- до 14, 6 лет. Однако имеются
многочисленные случаи приобщения к
наркотикам (как правило, насильственного)
даже с 7-5 лет. Это относится к
девочкам и в еще большей мере
– к мальчикам. Инициаторами втягивания
в наркоманию девочек и девушек
в подавляющем большинстве
Особую тревогу вызывает в последнее
время распространение
Незарегистрированных – так
называемых «случайных потребителей наркотиков»,
пробовавших наркотики хотя бы раз
– как показывают результаты социологических
исследований, в 10 раз больше. 3аболевание
в большинстве случаев
Социальный аспект наркомании заключается
в том, чтобы понять всю сложность
взаимоотношений между
Специалисты по социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе они участвуют:
Комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально - психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей - основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми.
Особенность социальной работы с наркозависимыми и их семьями состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения.. [38 с.308].
Социальные работники в своей деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и физической патологией, т.е. выступают и в роли врачевателей. [31, c 163]
Чтобы обозначить место медико-социальной
работы среди смежных видов
Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно - профилактическая, социально-медицинская.
Все больше число программ по работе с семьями наркозависимых, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе, поэтому, деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль.[ 17, c.94]
Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями социального работника.
1. Специалист по социальной
2. В области профилактики: способствует
проведению широкой
3. В области лечения:
4. В области реабилитации: координирует
реабилитацию наркомана в
5. Специалист должен знать:
Для социальных работников, не имеющих медицинского образования в области работы с наркозависимыми и их семьями, необходимы специальные знания о био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и социуме в микро - и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения наркотически зависимых. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования и развития зависимости, о СПИДе и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки и ведения документации [38, с.125].
Специалист, принимающий участие
в профилактической работе, должен
владеть психокоррекционными
Созависимые, как и больные наркоманией, не представляют, с чем имеют дело. Они видят перед собой только малую часть болезни, а большая - остается скрытой от их взгляда, не осознается ими. Именно поэтому созависимые не могут действовать эффективно. Как и больные наркоманией, они не понимают своей роли в картине этой болезни. Не знают, какие рычаги влияния на химически зависимого в их руках и не умеют эффективно пользоваться ими.
Учитывая, что созависимые отношения закреплены десятилетиями опыта, надо представлять, что их защиты еще более многообразны, прочны и структурированы, чем защиты химически зависимых.
Приступая к работе с созависимыми, необходимо иметь представление, с чем имеем дело. Созависимость - это тоже болезнь. Знание концепции созависимости является важнейшим условием выздоровления. Предлагая помощь созависимым, нужно иметь в виду следующее:
1. Созависимые не считают себя
больными и необоснованное
2. Объем помощи созависимым
3. От уровня осознания болезни созависимыми, от успеха работы с ними во многом зависит результат работы с химически зависимым.
Поскольку наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркомана важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным является, то, что работа с ними может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркозависимых, так и отдельно от нее. Даже если ребёнок избегает лечения, родители, посещающие групповые занятия, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.
Анализ литературы, посвященной групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации возможно использование различных моделей. Так, это могут быть: