Телесно-ориентированная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 13:13, реферат

Описание

Телесно-ориентированная терапия направлена на понимание механизмов блокировки, подавляемых эмоций (страха, ненависти, обиды, гнева и других эмоциональных переживаний). Хроническое мышечное напряжение, зачастую неосознаваемое пациентом, во многом является причиной нарушения осанки, возникновения болевых синдромов, общего плохого самочувствия. Благодаря телесно-ориентированной терапии пациент освобождается от напряжения, происходит разблокировка скрываемых эмоций, при этом разрядка никак не сказывается на окружающих, а происходит путем расслабления мышц тела в результате тактильного воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Телесно-ориентированная психотерапия…………………..….4
Телесно ориентированная психотерапия Райха……………....8
Упражнения телесно ориентированной психотерапии……...10
Дополнительные упражнения ………………………………...15
Заключение…………………………………………………...…17
Литература…………………………………………………..….18

Работа состоит из  1 файл

Реферат топ.docx

— 38.78 Кб (Скачать документ)

Терапия Райха состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа средств:

• накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;

• прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.;

• открытое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность полной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.

 

Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу:

• биоэнергетики

• структурной интеграции (рольфинга)

• и других психотехник.

Таким образом, Райх фактически явился первопроходцем в области психологии тела и телесно-ориентированной психотерапии.

 

Упражнения телесно ориентированной  психотерапии:

1. НАПРЯЖЕНИЕ  – РАССЛАБЛЕНИЕ.

На первом занятии участники знакомятся с  простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо  и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

2. ПЕРЕКАТ  НАПРЯЖЕНИЯ.

Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести  напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести  напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.

3. "ОГОНЬ  - ЛЕД".

Упражнение  включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники  выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего "Огонь" участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде "Лед" участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. "РТУТЬ".

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в  виде механизма, который нуждается  в смазке, или в виде сосуда, который  должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. "Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью  все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался  без смазки.

5. "ЗАЖИМЫ  ПО КРУГУ"

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в  каждом отдельном случае сначала  должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком  состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение - полностью расслабляют  напряженный участок тела.

После окончания  этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к  ощущениям своего тела, продолжая  спокойно идти по кругу, вспомнить "обычное" для себя напряжение (свой обычный  зажим). Постепенно напрягая тело в  этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь  до предела любой другой участок  тела, обращая внимание на то, что  происходит с "обычным" зажимом. Повторить  упражнение с собственными зажимами 3-5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально  повторять его хотя бы 1-2 раза в  день.

6. ЦЕНТР  ТЯЖЕСТИ

Упражнение  выполняется всеми участниками. Инструкция: "Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите  центр тяжести тела кошки (т.е. подвигайтесь, как кошка). Где чувствуете центр  тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте "на себе" все это. Животные и маленькие дети - самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов". Далее упражнения идут без нумерации (это так называемые "универсальные" упражнения).

7. "РАСТЕМ"

Участники в кругу. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: "Представьте  себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста". Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность "роста" до 10-20 "стадий". После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению "Потянулись - сломались".

8. "ПОТЯНУЛИСЬ - СЛОМАЛИСЬ"

Исходное  положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: "Тянемся, тянемся  вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще  выше (реально пятки на полу)... А  теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались  в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!"

Во время  выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два  следующих момента: показать разницу  между выполнением команды "опустите кисти" и "сломались в кистях" (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда участники  лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью  ли расслаблено его тело, указать  места зажимов.

9. "НАСОС  И НАДУВНАЯ КУКЛА"

Участники разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой - "накачивает" куклу  воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук "с" на выдохе. Кукла постепенно наполняется  воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно - кукла  напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя  закончить. Это время окончания  надувания участник с "насосом" определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу "сдувают", вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она "опадает". Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.

10. "СКУЛЬПТОР  И ГЛИНА"

Участники разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать  глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

11. "ГРУППОВАЯ  СКУЛЬПТУРА"

Каждый  участник одновременно и скульптор  и глина. Он находит свое место  в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся  работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (это может быть любой  желающий или назначенный ведущим  человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей  для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром  темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: "застывшая" скульптура может "ожить".

12. "МАРИОНЕТКИ" ("ПОДВЕСКИ")

Участникам  предлагается представить себе, что  они - куклы-марионетки, которые после  выступления висят на гвоздиках  в шкафу. "Представьте себе, что  вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано  в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается.'' Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников

13. "СОГЛАСОВАННЫЕ  ДЕЙСТВИЯ"

Навыки  взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Участникам предлагается выполнить этюды: - пилка дров; - гребля; - перемотка ниток; - перетягивание  каната и т.д.

Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их участникам необходимо помнить о  согласованности действий и о  целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим участникам (перетягивание  каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.). Один из вариантов  предлагаемых упражнений - "Канатоходец". "Канатоходец" имитирует проход по канату. Он идет по прямой (воображаемой) линии по полу, но "как бы" по канату: скользя и балансируя, ища  равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь "сдуть" канатоходца с каната. Дует он с  расстояния вытянутой руки, но не в  лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца - удержаться, несмотря на препятствие.

14. "ОПРАВДАНИЕ  ПОЗЫ"

Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен бросить свое тело в  неожиданную для себя позу. Для  каждой позы должно быть подобрано  объяснение. "Представьте себе, что  вы совершали какое-то осмысленное  действие... По команде "Отомри" продолжайте  это действие. Мы должны понять, что  вы делаете. Постарайтесь не придумывать  банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому."

15. "ТЕНЬ"

Участники разбиваются на пары. Один из них  будет Человеком, другой - его Тенью. Человек делает любые движения. Тень - повторяет. Причем особое внимание уделяется  тому, чтобы Тень действовала в  том же ритме, что и Человек. Она  должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить  все оттенки его настроения.

Нет необходимости  отрабатывать все предложенные упражнения за одно занятие.

 

Дополнительные упражнения

  1. Сядьте  на корточки. Успокойте дыхание.  Скажите себе: "Я спокоен. Я  совершенно спокоен. Я уверенно  смотрю в будущее. Мне нравятся  новые ощущения. Я открыт для  изменений". Старайтесь добиться  такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить.

  ГЛАЗА 

  2. Откройте  глаза как можно шире.

  3. Двигайте  глазами из стороны в сторону:  вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. 

  4. Вращайте  глаза по часовой стрелке, против часовой.

  5. Смотрите  искоса на разные вещи вокруг  себя.

  РОТ 

  6. Изобразите  сильный плач.

  7. Посылайте  воздушные поцелуи разным вещам  вокруг, при этом сильно и с  напряжением вытягивая губы.

  8. Изобразите  шамкающий рот: втяните губы  внутрь, как-будто у вас нет  зубов. Прочтите шамкающим ртом  какое-нибудь стихотворение. 

  9. Чередуя,  изображайте сосание, улыбку, кусание и отвращение.

  ШЕЯ 

  10. Изобразите  рвотные движения. Старайтесь и  не стесняйтесь. 

  11. Покричите  как можно громче. Если кричать  категорически нельзя, то пошипите  как змея.

  12. Сядьте  на корточки. Высуньте как можно  дальше язык.

  13. Троньте  свою голову слегка пальцем.  После этого ваша голова должна  болтаться, как будто она лёгкий  воздушный шарик, а ваша шея  как-будто нитка. Повторите несколько  раз. 

  ГРУДЬ 

  14. Сядьте  на корточки. Сделайте глубокий  вдох. При этом сначала раздувается  живот, а потом уже расширяется  грудная клетка. Глубокий выдох.  Опять сначала сдувается живот,  потом уже сокращается грудная  клетка.

  15. Изобразите, что вы дерётесь с помощью  только рук: колотите, рвите, царапайте,  дёргайте и т.д. 

  16. Вдохните  и постарайтесь поднять свою  грудь как можно выше, как будто  стараетесь ею коснуться потолка.  Можете даже встать на цыпочки.  Выдохните, немного отдохните  и повторите. 

  17. Потанцуйте, активно двигая грудью, плечами,  руками. Старайтесь, чтобы танец  был страстный и сексуальный. 

  ДИАФРАГМА 

  18. Резко  сокращая диафрагму, делайте короткие  выдохи через широко открытый  рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит  к вдоху. Вдох-выдох должен  занять одну секунду. Примерно  одна пятая секунды - резкий  выдох, четыре пятых - плавный  вдох.

  19. Дышите  животом: он должен как можно  сильнее раздуться, а потом  войти внутрь и как бы прилипнуть  к позвоночнику.

  20. Лягте  на спину. Делая выдох, поднимите  туловище и постарайтесь схватить  руками стопы ног. Задержите  дыхание. Вернитесь в исходную  позицию. Повторите. 

  21. Лягте  на живот. Делая вдох, поднимите  корпус и как можно дальше  назад откиньте голову.

  ЖИВОТ 

Информация о работе Телесно-ориентированная терапия